Рабочая программа "Юный дизайнер"

0
0
Материал опубликован 8 May


Рабочая программа кружка «Юный дизайнер»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Внеклассная работа, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважению к труду людей. В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания.


Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.


Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.


Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Особенности программы

     Инновационные направления в художественном творчестве формируют такие качества, как терпение, настойчивость, последовательность в достижении цели. Проявляя индивидуальность и получая результат своего труда, позволяют воспитанникам самоутверждаться. У обучающихся формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для их обучения и работы. Обучающиеся кружка «Юный дизайнер» получают возможность изготавливать картины-сувениры, картины-подарки к праздникам и дарить их учителям, воспитателям, товарищам, что повышает их самооценку, а также изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Все это способствует практической подготовке обучающихся к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.

Направленность программы кружка «Юный дизайнер» по содержанию является художественно – эстетической; по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – одногодичной, рассчитанная на 5 лет обучения. Программа является основой для дальнейшего знакомства учащихся с элементами дизайна, декоративно – прикладного искусства, демонстрация дефиле.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления изделий при оформления интерьера, для собственных нужд, для открытия собственного дела.

Новизна программы Используются инновационные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми – программа дополнена элементами свободного творчества и индивидуальности каждого обучающегося.

Педагогическая целесообразность программы- её содержание нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приёмы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.

Основная цель программы:

вызвать у детей интерес к творчеству;

пробудить желание творить самостоятельно

Цель программы:

Формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации учащихся, повышения его интеллектуальных способностей.

Задачи программы:

Обучающие:

закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

раскрыть истоки народного творчества;

формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

формирование творческих способностей, духовной культуры;

развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.

приносить удовлетворение от выполненной работы.

Формы работы кружка:

беседы;

рассматривание образцовых изделий, иллюстраций, альбомов, таблиц;

выставки детских работ в школе;

просмотр компьютерных презентаций, слайдов;

экскурсии;

проекты;

сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;

создание рекламных - проспектов, буклетов, творческих журналов «Мода» маленьких альбомов (мини-альбомов).

Методы и приёмы обучения:

объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;

репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу; частично – поисковый: самостоятельный поиск выполнения решений для изготовления изделия; исследовательский: творческая деятельность учащихся по решению выполнения работы.

Практический: упражнения, практические работы, практикумы;

Проблемно-мотивационный;

Наглядный: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов; метод «подмастерья»;

Нестандартный: эстафета творческих дел, выставка, реклама, конкурс, выставка-презентация. игры.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Организация деятельности кружка


Срок реализации программы художественно-эстетической направленности «Юный дизайнер» пять лет. В группы первого года принимаются все желающие. Специального отбора не производится. В группу второго года обучения могут поступать и вновь прибывшие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

Режим работы кружка «Юный дизайнер»:

Первый год обучения (70 ч.) – 1 раз в неделю по 2 часа

Объединение комплектуется из учащихся 5- 9 классов в возрасте 11-16 лет. Количество учащихся в группе для освоения программы - 15 человек.

Структура программы


Программа кружка «Юный дизайнер» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.


Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму


Исторический аспект. Связь с современностью. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий учащиеся приучаются работать по плану: эскиз, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных факт. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках. Дидактический материал: журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия, инструкционные и технологические карты. Чертежи, схемы, базовые сетки изделия, выкройки, эскизы будущих изделий.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-выраженной познавательной мотивации;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

-учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

-планировать свои действия;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

-Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

-Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

Сформировать и навык и работы с информацией

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Последовательность изготовления изделий: разметка, резание, сборка, оформление;

Способы соединения деталей: клеем, нитками, плетением;

Способы контроля по шаблону;

Приемы правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями;

Учащиеся должны уметь:

Организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

Изготавливать изделия по образцу, рисунку, инструкционным картам;

Работать самостоятельно инструментами и материалами, указанными в программе;

Использовать различные материалы в изготовлении одной творческой работы;

Применять разные способы соединения деталей;

Работать индивидуально и группами.

Учащиеся могут знать:

Способы изготовления поделок из материалов, не указанных в программе;

Учащиеся могут уметь:

Самостоятельно вырезать простейшие детали без шаблона;

Использовать в оформлении сувениров материалы, не указанные в программе;

У учащихся будут сформированы:

широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

Учащиеся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

у учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;

метапредметные:

регулятивные

у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;


Ожидаемые результаты:

По окончании курса обучения, обучающиеся творческого коллектива должны:

знать:

- сведения по истории изобретения бумаги, фетра, фоамирана;

- сведения о материалах и приспособлениях для пошива изделий;

- правила техники безопасности при ручных работах;

- технологическую последовательность работы;

- русские народные праздники

уметь:

- делать выкройки; развертки;

- работать по шаблону;

- в процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;

- правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки, клей и другие материалы;

- самостоятельно изготавливать сувениры из бумаги, ткани, нитяных материалов, солёного теста;

- анализировать свою работу.

Способы проверки результативности освоения программы:

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний и умений по пройденным темам.

Текущий, проводимый в ходе учебных занятий и закрепляющий знания по этой теме;

Итоговый, проводимый после завершения всей программы.

Контроль может осуществляться в форме:

- защиты проекта;

- участия в выставках, конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях;

- организация выставки.






Содержание программы

Вводное занятие.

Познакомить детей с планом работы, целями и задачами занятий. Провести инструктаж по технике безопасности при работе на кружке. Организовать кружковое самоуправление.

Оригами

История возникновения оригами. Разновидности оригами – кинусайга. Изготовление развертки геометрических тел. Складывание из бумаги элементов одежды.

Фетромания.

Основы фетрового творчества. История фетрового чуда. ТБ Различные приемы работы с материалом и их соединения с другими. ТБ Различные приемы работы с материалом и их соединения с другими. Способы обработки и сборки деталей из фетра. Простейшие швы. Выбор простейшего изделия для формирования навыка и умений фетрового шитья (аксессуар для телефона, пенал, игольница) Разработка технологической карты (ТК). Разработка выкроек по данным.

Практическая работа. Чехол для сотового телефона. Браслет. Милые закладочки для книг. Брелок. Фетровая куколка.

Искусство фоамирана.

Порядок и содержание работы объединения. Показ готовых изделий. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Организация рабочего места. Материалы, инструменты для изготовления декоративных цветов. Правила поведения на занятиях, режим работы. История изготовления цветов. Техника безопасности при изготовлении декоративных цветов. Изготовление декоративных цветов.

Практическая работа. Заколка для волос «Одуванчики». Ободок для волос «Розы». История изготовления цветов. Знакомство с технологической картой изготовления цветка Последовательность изготовления цветка. Техника выполнения цветка. Что такое фоамиран. Свойства фоамирана. Цветовая гамма фоамирана Техника и технология выполнения полевой ромашки из фоамирана. Практика. Нарезка лепестков. Сборка цветка с помощью клеящего пистолета. Приклеивание на основу.


Работа с тканью: «мои мечты».

Конструирование одежды. Измерение параметров фигуры человека. Построение и оформление чертежей швейных изделий. Моделирование простейших видов швейных изделий: плечевые изделия, поясные изделия(по выбору). Технология изготовления изделия (по выбору). Раскладка выкроек на ткани. Раскрой ткани.

Выставка. Отчётная выставка работ учащихся.

Творческий проект. Изготовление сумочки, декорированной цветочными мотивами. Способы изготовления и выкройки сумок, их отделка. Изготовление мягких игрушек. Игрушечный мир – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовления веревочных кукол, игрушек с каркасом, узнают историю возникновения игрушки. Выполнение проектной работы.





Тематическое планирование


п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

всего

теор

пр

1

Вводное занятие. Ознакомление с правилами техники безопасности.

1

1


2

Оригами

7

2

5

3

Фетромания

14

1

13

4

Искусство фоамирана

8

1

7

5

Работа с тканью: «мои мечты»

38

9

29

6

Выставка. Отчётная выставка работ учащихся.

2

1

1

Итого:


70

15

55



































Список литературы



Технология: Учебник для учащихся 5,6,7,8-9 класса, Е.С. Глозман, О.А. Кожина, М.: Просвещение, 2023.

Мастерим из ткани, трикотажа и кожи / Махмутова Х., М.: ЭКСМО-ПРЕСС

Научно-методический журнал «Мальчишки и девчонки. Школа ремесел» М.: Школьная пресса

Журналы «Бурда Моден»

Шейте сами / Юдина Е., СПб.: ЭКВО

Чудесные превращения одежды с помощью бисера, вышивки, страз, тесьмы и аксессуаров / Петра Боуз, Словакия: CARLTON BOOKS LIMITED







































3


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.