Рабочая учебная программа основного общего образования по учебному курсу «География. Начальный курс» (6 класс)

14
0
Материал опубликован 3 November 2019 в группе

Рабочая учебная программа основного общего образования по учебному курсу «География. Начальный курс»

(6 класс, 35 часов)

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана, на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) с учетом авторской программы «Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин», 2014. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2016. 159с.: ил., карт

Программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.



Общая характеристика курса

«География. Начальный курс. 6 класс»

Курс географии в 6 классе опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса географии 5 класса. При изучении географии в 6 классе продолжается формирование географической культуры, развивается система представлений и понятий, умений получать географическую информацию из различных источников, совершенствуются коммуникативные и исследовательские навыки.

Цели обучения:

формирование целостной научной картины мира;

формирование эмоционально-ценностного отношения к миру;

развитие интереса к наукам о Земле и к географии в частности;

формирование представлений о единстве компонентов природы, объяснение их взаимосвязей;

приобретение опыта творческой деятельности (в том числе в коллективе);

воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.


Задачи обучения:

развитие географических знаний и умений, необходимых для понимания закономерностей развития географической оболочки;

формирование представлений о строении и развитии основных оболочек Земли, об особенностях их взаимосвязей;

развитие знаний о разнообразии природы, о размещении природных и антропогенных объектов, о географических закономерностях, протекающих в природе процессов;

формирование практических умений при работе со специальными приборами, необходимыми для получения географической информации.

Содержание курса «География. 6 класс»

В процессе изучения предмета «География»6 классе учащиеся осваивают следующие основные знания.

ВВЕДЕНИЕ

Открытие, изучение и преобразование Земли. Какчеловек открывал и изучал Землю. Представление о Земле в древности. Эпоха Великих географических открытий. Крупные географические экспедиции, их вклад в открытие и изучение Земли. Современная география – ее задачи и методы.

Земля – планета Солнечной системы. СтроениеСолнечной системы. Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Южный и Северный полюс. Экватор. Географические следствия вращения Земли. Луна – единственный спутник Земли. Влияние Луны на природу Земли.

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

План местности

Понятие о плане местности. Что такое планместности? Назначение топографических планов местности. Условные знаки – «азбука» плана.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численныйи именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба. Определение расстояний по плану и карте с помощью разных видов масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Основныестороны горизонта. Ориентирование. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Что такое рельеф? Относительная высота. Нивелир. Измерение относительной высоты с помощью нивелира. Абсолютная высота. Точки отсчета абсолютных высот. Горизонтали (изогипсы). Изображение форм рельефа с помощью горизонталей. Профиль местности. Правила построения профиля местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Оборудование, необходимое для съемки местности. Полярная и маршрутная съемки местности. Правила проведения съемки.

Практические работы:

«Изображение здания школы в масштабе».

«Определение направлений и азимутов по плану местности».

«План местности»

Географическая карта

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Изменение представлений о форме Земли. Экваториальный и полярный радиусы Земли. Размеры Земли. Результаты измерения размеров Земли Эратосфеном Киренским. Глобус – модель земного шара. Отличия изображения Земли на глобусе и географической карте.

Географическая карта. Географическая карта –изображение Земли на плоскости. Масштабы географических карт. Условные знаки географических карт. Виды географических карт: физические, тематические, контурные. Генерализация. Значение географических карт, их применение в повседневной жизни. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Длина меридианов и параллелей. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широта: северная и южная. Экватор – начало отсчета географической широты. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота: западная и восточная. Гринвичский (нулевой) меридиан. Определение географической долготы. Географические координаты. Определение объектов по географическим координатам.

Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высотглубин отдельных точек. Отметки высот и глубин. Шкала высот и глубин. Изобаты. Определение высот глубин по физической карте.

Практическая работа «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Литосфера

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннеестроение Земли. Магма. Земная кора – часть литосферы. Материковая земная кора. Океаническая земная кора. Изучение земной коры человеком. Самая глубокая скважина на Земле. Из чего состоит земная кора. Горные породы и минералы. Магматические горные породы: излившиеся и глубинные. Осадочные горные породы: обломочные, химические, органические. Метаморфические горные породы. Использование горных пород.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Сейсмология. Сила землетрясений. Очаг и эпицентр землетрясений. Сейсмические пояса. Что такое вулканы? Строение вулкана. Лава. Горячие источники и гейзеры. География гейзеров. Медленные вертикальные движения земной коры: причины и доказательства. Виды залегания горных пород. Горсты и грабены.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Горная долина.Горный хребет. Нагорье. Горная система. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени: внутренние и внешние факторы. Горы в жизни человека.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнинпо высоте. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Изменение равнин во времени: внутренниевнешние факторы. Овраги. Влияние деятельности человека на природу равнин.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Материковая отмель. Шельф. Материковый склон. Переходная зона. Глубоководные океанические желоба. Ложе океана. Срединно-океанические хребты. Атоллы. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практическая работа «Составление описания форм рельефа», «Литосфера».

Гидросфера

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Связь оболочек Земли посредством Мирового круговорота воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Чтотакое Мировой океан. Суша в Мировом океане: острова, полуострова, архипелаги. Океаны. Моря внутренние и окраинные. Заливы и проливы. Свойства океанической воды: соленость и температура. Зависимость солености от внешних условий.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Строение волны. Прибой. Цунами: причины и последствия. Приливы и отливы. Океанические течения: причины возникновения. Теплые и холодные течения. Влияние течений на природу.

Подземные воды. Образование подземных вод.Водопроницаемые и водоупорные породы. Грунтовые и межпластовые воды. Минеральные воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Строение речной долины.Исток и устье реки. Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Половодье. Паводок. Пойма.

Речная терраса. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек. Озера. Что такое озеро? Происхождение озерныхкотловин. Карстовые явления. Сточные и бессточные озера. Болота. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники. Горныеледники. Снеговая граница. Покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: условия возникновения. Распространение многолетней мерзлоты по земному шару.

Практическая работа «Составление описания внутренних вод». "Мировой океан. Течения в океане»

Атмосфера

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы. Изменение состава атмосферы в результате хозяйственной деятельности человека. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух?Особенности нагревания суши и воды. Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Суточная амплитуда температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Годовая амплитуда температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Виды барометров. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер. Виды ветров. Бриз. Муссон. Как определить направление и силу ветра? Роза ветров. Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Абсолютная влажность воздуха. Относительная влажность воздуха. Туман и облака. Виды облаков: кучевые, слоистые, перистые. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Осадкомер. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причиныизменения погоды. Воздушные массы. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Морской и континентальный типы климата. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практические работы:

Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

Построение розы ветров.

Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

Биосфера. Географическая оболочка Земли Разнообразие и распространение организмовна Земле. Распространение организмов на Земле.Зависимость существования организмов от факторов неживой природы. Широтная зональность. Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни тропического и умеренного поясов, степи, леса, тундра, ледяные пустыни. Высотная поясность. Особенности смены высотных поясовгорах. Распространение организмов в Мировом океане. Планктон. Нектон. Бентос. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной.

Природный комплекс. Воздействие организмовна земные оболочки. Почва. Гумус. Плодородие – главное свойство почв. Взаимосвязь организмов между собой и с окружающей средой. Цепь питания. Биологический круговорот. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Практическая работа «Характеристика природного комплекса (ПК)».

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ

Население Земли. Человечество – единый биологический вид. Человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления – влияние на жизнь человека. Правила поведения во время стихийных бедствий.

Требования к результатам обучения – сформированность личностных, метапредметных и предметных учебных действий

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

ответственное отношение к учению;

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

приобретение опыта участия в социально значимом труде;

развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

осознание ценности здорового образа жизни;

понимание основ экологической культуры.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

владение основами самоконтроля и самооценки;

осуществление осознанного выбора в учебнойи познавательной деятельности. Коммуникативные УУД:

участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

оценивать работу одноклассников;

в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;

критичное отношение к своему мнению. Познавательные УУД:

выделять главное, существенные признаки понятий;

устанавливать причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

классифицировать информацию по заданным признакам;

решать проблемные задачи;

искать и отбирать информацию в учебных

и справочных пособиях, словарях;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

объяснять значение ключевых понятий курса;

объяснять особенности строения и развития основных оболочек Земли;

называть и объяснять географические закономерности природных процессов;

называть и показывать основные географические объекты;

работать с основными источниками географической информации (глобусом, планом местности и географическими картами);

работать с контурной картой;

производить простейшую съемку местности;

пользоваться приборами для проведения наблюдений и простейших исследований;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;

приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

называть меры по охране природы.


Место предмета в учебном плане

На изучение географии в 6 классе отводится 35 ч, т. е. 1 ч в неделю. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом содержания курса. Содержание курса географии в основной школе (и особенно в курсе 6 класса) является базой для изучения географических закономерностей и основой для последующей профильной дифференциации. Большое внимание уделяется формированию навыков работы с основными источниками географической информации и практическим работам, минимум которых определен в программе.

Технологии

При преподавании курса географии в 6 классе планируется использование следующих педагогических технологий: здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных, проблемного обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, личностно ориентированных, коммуникативно-диалоговой деятельности, интеграционных, компьютерных, развития исследовательских навыков, проектной деятельности и др.

Формы контроля

Входной, промежуточный и итоговый контроль –форме контрольных (диагностических) работ. Текущий контроль – в форме тестов, устного опроса, практических работ, работы с контурными картами.


Учебное и учебно-методическое обеспечение


Основные компоненты УМК:

Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География.Начальный курс. 6 класс. Учебник для учащихся об-щеобразовательных организаций. М.: Дрофа, 2014.

Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2015.

Курчина С.В., Панасенкова О.А. Диагностические работы. География. 6 класс. М.: Дрофа;

Атлас. География. 6 класс. М.: Дрофа, ДИК;

Контурные карты География. 6 класс. М.: Дрофа, ДИК;

Тестовые задания. География. 6 класс. ЕГЭ: шаг за шагом. М.: Дрофа.

Дополнительное оборудование:

основные источники географической информации (глобусы, географические атласы, настенные и интерактивные карты по географии);

демонстрационные печатные пособия (комплект портретов географов и путешественников, настенные наглядные пособия);

ТСО и экранно-звуковые пособия к ним;

натуральные объекты (коллекции и гербарии);

оборудование для организации практических работ;

демонстрационные модели и приборы;

библиотека географической литературы (энциклопедии, справочники, научно-популярные издания, художественные произведения).



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Количество часов

Примечание


Введение

2


1

Открытие, изучение и преобразование Земли.Земля – планета Солнечной системы

1

п.1,2.

2

Входной контрольный срез

1



Виды изображения поверхности Земли

8



План местности

4


3

Понятие о плане местности. Масштаб.

Практическая работа №1 Изображение здания школы в масштабе.

1

п. 3,4.

4

Стороны горизонта. Ориентирование

Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

1

п. 5

5

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Практическая работа №3 План местности

1

п. 6 к/к

6

Составление простейших планов местности

1

п. 7


Географическая карта

4


7

Форма и размеры Земли. Географическая карта.

1

п. 8,9

8

Градусная сеть на глобусе и на картах.


1

п.10

9

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.Географические координаты

Практическая работа №4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам

1

п. 11, 12 к/к

10

Изображение на физических картах высот и глубин

1

п. 13

11

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

повт. п 3-10


Строение Земли. Земные оболочки

22



Литосфера

6


12

Земля и ее внутреннее строение

1

п. 14

13

Движение земной коры. Вулканизм

1

п.15

14

Рельеф суши. Горы

1

п. 16

15

Равнины суши Практическая работа№ 5 Составление описания форм рельефа

1

п. 17

16

Рельеф дна Мирового океанаПрактическая работа №6 «Литосфера»

1

п. 18 к/к

17

Промежуточный контрольный срез

1

повт. п. 1-18


Гидросфера

6


18

Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.

1

п. 19,20

19

Движение воды в океане

Практическая работа №7 "Мировой океан. Течения в океане»

1

п. 21 к/к

20

Подземные воды

1

п. 22

21

Реки.

1

п. 23

22

Озера

Практическая работа №8 «Составления описания внутренних вод»

1

п. 24

23

Ледники

1

п. 25


Атмосфера

6


24

Атмосфера: строение, Значение, изучение

1

п. 26

25

Температура воздуха

Практическая работа №9. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

1

п. 27

26

Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа №10 «Построение розы ветров»

1

п. 28

27

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Практическая работа №11 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

1

п. 29

28

Погода и климат.

1

п. 30

29

Причины влияющие на климат

1

п. 31


Биосфера. Географическая оболочка

4


30

Разнообразие и распространение организмов на Земле

1

п.32

31

Природный комплекс

Практическая работа №12Характеристика природного комплекса (ПК).

1

п.33

32

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»

1

повтор. п. 14-33


Население Земли

1


33

Население Земли

1

п. 34

34

Итоговая контрольная работа

по географии, начальный курс

1

повтор.

п. 1-34

35

Заключительный урок по начальному курсу «География» 6 класс

1



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.