12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Большакова Анастасия Павловна886 Россия, Ярославская обл., Ярославль |
Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте) 1 класс АООП Вариант 1
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Русский язык (Обучение грамоте)» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: развитие устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.
Задачи:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- повысить уровень общего развития обучающихся;
- формировать нравственные качества школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в себя добукварный и букварный периоды. Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. В это время у учащихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты. Для детей, не посещавших дополнительный класс, в добукварный период начинается школьное обучение. Поэтому, кроме образовательных задач, перед учителем стоят не менее важные задачи содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем. В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке учитель реализует несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку учащихся к овладению навыком чтения и письма.
В букварный период у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения. Формирование первоначальных навыков письма проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки первоклассников получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности.
Основными критериями отбора материала по русскому языку, рекомендованного для изучения в первом классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.
Урок письма в первом классе проводится вслед за уроком чтения, что позволяет использовать уже полученные на уроках чтения знания. При обучении письму важно научить первоклассников правильному начертанию букв, соединению их в слоги и слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв.
Важнейшим условием овладения письмом является достаточная степень развития навыков звукового или звуко-буквенного анализа. Учителю необходимо стремиться к осознанному осуществлению детьми процесса звуко-буквенного анализа, выделения звуков и перевода их в графемы. После предварительного анализа учащиеся пишут буквы, слоги, слова и предложения, проговаривая их вслух.
В процессе обучения письму детей данной категории важно направить все усилия на преодоление имеющихся недостатков и максимальную коррекцию имеющихся нарушений. Большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Школьники учатся воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово. Помимо графических упражнений даются упражнения для развития связной устной речи учащихся. Это рассматривание рисунков, составление словосочетаний, предложений, дополнение слов, составление слов из разбросанных букв с опорой на иллюстрацию, составление предложений с опорой на иллюстрацию с последующей записью. По рисункам проводится беседа, обговариваются варианты выполнения задания. Таким образом, на уроках письма закладывается начальная основа коммуникативной направленности процесса обучения умственно отсталых школьников.
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык. (Обучение грамоте. Письмо)» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для первого класса, курс русского языка в первом классе рассчитан на 132 ч. (33 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение русского языка в первом классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для первого класса и составляет в 4 часа в неделю.
Период обучения грамоте может быть продлен на 1 четверть второго класса, в случае трудностей с овладением навыками письма и чтения.
Личностные и предметные результаты
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в предметной области «Русский язык. (Обучение грамоте. Письмо)» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Планируемые личностные результаты
положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
расширение представлений о многообразии окружающего мира;
доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
ориентироваться в тетрадях, Прописях, альбомах;
понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
принимать участие в диалоге;
принимать участие в работе парами и группами;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Планируемые предметные результаты
иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
различать и узнавать звуки окружающей действительности;
дифференцировать неречевые и речевые звуки;
практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
понимать и показывать пространственное расположение фигур;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
различать слово и предложение, слово и слог;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
осознавать слово как единство звучания и значения;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из данных слов;
составлять предложения по схеме;
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения;
писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением.
Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода
Достаточный уровень
понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;
знать правила поведения учащихся в школе;
понимать и выполнять правила посадки за партой;
называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;
знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
знать основные цвета, называть их и правильно использовать;
различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;
исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;
делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;
делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
пользоваться карандашом, ручкой;
рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;
рисовать несложные орнаменты, рисунки;
выполнять штриховку;
рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;
рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
Минимальный уровень
знать правила поведения учащихся в школе;
знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
знать основные цвета;
различать звуки окружающей действительности;
находить лишний предмет по цвету, форме, величине;
иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;
выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
пользоваться карандашом, ручкой;
рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;
рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.
Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте
Достаточный уровень
различать звуки на слух и в собственном произношении;
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние - после звуко-слогового проговаривания).
Минимальный уровень
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период (письмо)
1-й этап
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.
Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя.
Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.
Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма — на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Составление и запись предложений из 1-2 слов.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап
Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа.
Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.
Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также с и - й (мои - мой).
Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.
Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3-й этап
Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы после предварительного анализа.
Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др.
Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов.
Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.
Контрольное списывание.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема / раздел | Количество часов | Количество | ||
к/р | прак./р | лаб./р | |||
1. | Добукварный период | 48 | | ||
2. | Букварный период | 84 | | ||
| ИТОГО: | 132 | |
Учебно – методическое обеспечение
В состав учебно – методического комплекса «Русский язык (Обучение грамоте)» для 1 класса входят:
1. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч., Москва «Просвещение», 2018 год
2. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч., Москва «Просвещение», 2018 год
3. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый класс. Русский язык. Чтение (обучение грамоте). Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
4. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Материально – техническое обеспечение
1. электронная форма учебника: Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
2. персональный компьютер (ноутбук), проектор (сенсорная доска).
3. касса букв и слогов;
4. раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
5. наборы предметных и сюжетных картинок;
6. карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
7. слоговые таблицы;
8. дидактические игры;
9. образца написания букв;
10. мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
11. конструктор.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Страницы в учебнике | Характеристика основных видов деятельности ученика | Содержание курса | Дата проведения |
Добукварный период (4ч. в неделю) 48 ч | ||||||
1 | Выявление представлений детей о празднике школы 1 сентября. Составление рассказа по вопросам учителя с опорой на иллюстрацию и жизненный опыт | 1 | С. 3-4 | Беседа с опорой на иллюстрацию «Праздник школы» Дорисовывание праздничного букета по образцу и пунктирным линиям | Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д. Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу. Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др. Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др. Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения. Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки. Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой. Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д. Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся). Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки. Развитие зрительных и пространственных восприятий Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв). Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4). Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине. Развитие моторных умений Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой. Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др. Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу. | 02.09 |
2 | Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности | 1 | С. 4-6 | Имитация звуков животного мира (чириканье воробья, писк комара, жужжание шмеля, лай собаки, мяуканье кошки и т.п.) Дорисовывание травы, ягод, солнышка по образцу и пунктирным линиям | 03.09 | |
3 | Выявление представлений детей о цветах. Описание и сравнение предметов по цвету на основе зрительного восприятия. | 1 | С. 6 | Беседа по картине «Волшебница-осень» (осенние краски) Дорисовывание картины осени (дорисовывание недостающих элементов, выбор нужных цветов) | 04.09 | |
4 | Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка Ряба» с использованием элементов драматизации | 1 | С.7 | Имитация голосов животных Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя Дорисовывание элементов рисунка произвольными линиями и рисование яичка по трафарету | 06.09 | |
5 | Звуки вокруг нас. Определение источника звука с опорой на практические действия, аудиозапись, натуральные предметы | 1 | С.8 | Узнавание и имитация звуков окружающей действительности с опорой на картинки и собственные представления (тиканье и бой часов, звук мотора автомобиля, шуршание листьев под ногами, журчание воды, стук молотка и т.п.) Рисование апельсина по контуру и трафарету | 09.09 | |
6 | Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Колобок» с использованием элементов драматизации | 1 | С.8 | Имитация звуков животного мира Рассказывание сказки «Колобок» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя Рисование Колобка по трафарету внутри дорожки | 10.09 | |
7 | Выявление представлений детей о цвете предметов окружающей действительности | 1 | С.9 | Исключение четвертого лишнего по признаку цвета Обводка геометрических фигур по контуру и трафарету | 11.09 | |
8 | Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением | 1 | С.10 | Называние предметов, изображённых на картинках, «чтение» условно-графической схемы слов Обводка композиции из геометрических фигур по контуру, с использованием шаблонов или трафаретов | 13.09 | |
9 | Условно-графическая фиксация слова с последующим его «чтением» | 1 | С.10 | Условно-графическая запись слов, обозначающих картинки, последующее «чтение» записи «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и вразбивку Обводка композиции из геометрических фигур по контуру, с использованием шаблонов или трафаретов | 16.09 | |
10 | Выявление представлений детей о форме предмета. Ознакомление с символом формы | 1 | С.11 | Соотнесение формы и предмета Условно-графическая фиксация слов, обозначающих изображённые предметы, с последующим «чтением» записи Обводка композиции из геометрических фигур по контуру, с использованием шаблонов или трафаретов | 17.09 | |
11 | Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя» | 1 | С.12 | Подбор слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений Рассказывание сказки «Три медведя» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя Обводка по контуру и рисование элементов иллюстрации с использованием шаблонов или трафаретов | 18.09 | |
12 | Закрепление понятия «форма» предмета | 1 | С.13 | Исключение четвёртого лишнего по признаку формы Дорисовывание недостающей фигуры с использованием шаблона или трафарета | 20.09 | |
13 | Подбор слов и их условно-графическая фиксация с последующим «чтением» к картинке на сюжет сказки «Репка» | 1 | С.14 | Подбор слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений Условно-графическая запись слов, обозначающих героев сказки «Репка», последующее «чтение» записи Рассказывание сказки «Репка» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя Обводка репки по контуру. Сравнение изображений репки по величине. Соотнесение величины репки в сказке и ее дорисованного изображения | 23.09 | |
14 | «Чтение» условно-графической записи слов сходных по звучанию | 1 | С.15 | Дифференциация сходных по звучанию слов (игра «Раз, два, три – повтори и покажи») «Чтение» условно-графической записи слов парами с опорой на картинки (дом – дым, мишка – мышка, кепка – репка, ворона – ворота) Обводка, дорисовывание и раскрашивание бордюра из геометрических фигур | 24.09 | |
15 | «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в разбивку к картинке на сюжет сказки «Теремок» | 1 | С.15 | «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в разбивку Рассказывание сказки «Теремок» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя Рисование кривых линий | 25.09 | |
16 | Знакомство с понятием «вертикальные и горизонтальные линии» | 1 | С.16 | Знакомство с понятием «вертикальные линии» и «горизонтальные линии» (использование терминов в речи учителя, а в речи детей – «палочка стоит», «палочка лежит») Рисование вертикальных и горизонтальных линий разных цветов по заданию учителя Обводка и рисование бордюра из вертикальных и горизонтальных линий | 27.09 | |
17 | Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением | 1 | С.16 | Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение» (схема предложения без деления на слова) Обводка и рисование бордюра из вертикальных и наклонных линий | 30.09 | |
18 | Составление предложений с опорой на ситуационную картинку, с последующим чтением их в условно-графической записи | 1 | С.17 | Составление предложений по картинкам и «чтение» их в условно-графической записи Обводка композиции из геометрических фигур по контуру, рисование такой же композиции по шаблону и трафарету Обводка и дорисовывание бордюра | 01.10 | |
19 | Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и их детёныши», с последующим кодированием и «чтением» | 1 | С.18 | Беседа на тему «Домашние животные и их детёныши» «Чтение» условно-графической записи слов, обозначающих животных и их детёнышей Составление предложений по картинкам и «чтение» их в условно-графической записи Обводка, дорисовывание и раскрашивание композиции из геометрических фигур | 02.10 | |
20 | Составление слов и предложений по предметной картинке «Зоопарк», их кодирование и чтение | 1 | С.19 | Беседа по теме «Зоопарк» Работа на партах с вырезанной из чёрной бумаги условно-графической схемой слов, обозначающих животных и их детёнышей Составление предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением и последующее «чтение» (работа на партах со схемами, вырезанными из чёрной бумаги) Штриховка горизонтальными линиями по точкам Обводка и дорисовывание композиции из геометрических фигур (крыша и окошко кассы) | 04.10 | |
21 | Составление, кодирование и «чтение» предложений с опорой на иллюстрацию | 1 | С.20 | Составление предложений по картинке, их фиксация условно-графическим изображением и последующее «чтение» Обводка и дорисовывание композиции из геометрических фигур по контуру и по точкам | 07.10 | |
22 | Знакомство с делением предложения, состоящего из двух слов на слова, его условно-графическое изображение и «чтение» | 1 | С.21 | Рассматривание картинок, придумывание и проговаривание имён детей Составление по картинкам предложений из двух слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур | 08.10 | |
23 | Знакомство с делением предложения, состоящего из трёх слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение» | 1 | С.21 | Беседа на тему «Кто что любит?» с опорой на картинки. Соотнесение картинок с помощью стрелок Составление по картинкам предложений из трёх слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур | 09.10 | |
24 | Составление предложений из трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение» | 1 | С.21 | Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических записей. «Чтение» предложений по условно графической записи Обводка и дорисовывание бордюра | 11.10 | |
25 | Составление предложений из двух-трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение» | 1 | С.22 | Составление по картинкам схемы предложений из двух-трёх слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме. На картинках сюжеты из сказок (Колобок, разбитое золотое яичко, дед, тянущий репку, Маша, убегающая от трёх медведей) Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур | 14.10 | |
26 | Составление и «письмо» условно-графического изображения предложения, состоящего из трёх слов | 1 | С.22 | Составление по картинкам предложений из трёх слов, их запись в прямоугольнике в виде условно-графической схемы, «чтение» предложений и последующее выделение каждого слова на слух и в схеме. На картинках: девочка гладит кошку, девочка гладит собаку, мальчик чистит ботинки, мальчик чистит брюки, девочка рисует красками, девочка рисует карандашами Штриховка геометрических фигур вертикальными и горизонтальными линиями по контуру | 15.10 | |
27 | Составление и «письмо» условно-графического изображения предложения, состоящего из трёх слов к иллюстрации на тему «Дежурство в классе» | 1 | С.22 | Беседа на тему «Дежурство в классе» с опорой на иллюстрацию Составление по картинкам условно-графической схемы предложений из трёх слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в схеме Обводка и дорисовывание композиций из геометрических фигур по контуру, точкам и по собственному замыслу | 16.10 | |
28 | Знакомство с делением слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов | 1 | С.23 | Беседа на тему «У нас соревнования» с опорой на иллюстрацию Деление слов, обозначающих имена, на слоги и «чтение» их в условно-графической записи слитно и по слогам Штриховка геометрических фигур наклонными линиями | 18.10 | |
29 | Деление слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов | 1 | С.24 | Беседа на тему «В магазине «Овощи-фрукты» с опорой на иллюстрацию Деление слов, обозначающих овощи и фрукты, на слоги, условно-графическая запись слов с последующим их «чтением» слитно и по слогам Обводка, дорисовывание по контуру и раскрашивание изображений овощей и фруктов | 21.10 | |
30 | Деление слова на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам | 1 | С.34 | Беседа на тему «Моя любимая сказка» с опорой на иллюстрации (лисичка, мышка, курочка, три медведя) Условно-графическая запись слов, обозначающих сказочных персонажей, деление этих слов на слоги и последующее их чтение слитно и по слогам Обводка и дорисовывание бордюра | 22.10 | |
31 | Составление и «чтение» предложений из двух-трёх слов с опорой на иллюстрацию и условно-графическую запись | 1 | С.25 | Беседа по картинке «Что случилось с Таней?» с опорой на иллюстрацию Составление предложений по сюжетным картинкам и по условно-графической записи с последующим «чтением» составленных предложений Знакомство со стихотворением А. Барто «Наша Таня громко плачет …» Разучивание стихотворения с опорой на сюжетные картинки Обводка и дорисовывание бордюра | 23.10 | |
32 | Знакомство с новой формой условно-графической записи предложения | 1 | С.25 | Рассказывание учителем сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с опорой на серию сюжетных картинок Составление предложений по сюжету сказки с использованием новой формы условно-графической записи (каждое слово в предложение представлено отдельной полоской) Обводка и дорисовывание бордюра | 25.10 | |
33 | Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова | 1 | С.25 | Определение места звука А в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение!» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме (аист, автобус, арбуз) Подбор имён детей, начинающихся со звука А. Условно-графическая запись слова и первого звука Обводка контура буквы А в изображениях домика, ракеты | 05.11 | |
34 | Выделение звука У в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова | 1 | С.26 | Определение места звука У в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме (утка, удочка, уши) Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука У. Обводка контура буквы У в изображении веток дерева Обводка и дорисовывание бордюра | 06.11 | |
35 | Выделение слов, начинающихся со звука У, их условно-графическое изображение | 1 | С.25-26 | 1. Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки 2. Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука У (обозначение стрелочками). Слова: утка, удочка, автобус, уши, самолёт, усы 3. Составление и условно-графическая запись предложения со словами «автобус», «самолёт» 4. Конструирование из цветных полосок букв А и У, фигур, по форме напоминающих буквы А и У Обводка и дорисовывание бордюра | 08.11 | |
36 | Выделение звука О в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова | 1 | С.28 | 1. Определение места звука О в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме 2. Выделение на слух слов, начинающихся со звука О (озеро, облако, овцы). Анализ слов по схеме 3. Обводка контура буквы О в изображениях знакомых овощей и фруктов 4. Обводка и дорисовывание бордюра | 11.11 | |
37 | Выделение звука М в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова | 1 | С.29 | 1. Определение места звука М в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме (машина, мышка, малина) 2. Выделение на слух слов, начинающихся со звука М (макароны, мандарины, молоко). Анализ слов по схеме 3. Обводка контура буквы М и дорисовывание флажка 4. Обводка и дорисовывание бордюра | 12.11 | |
38 | Выделение слов, начинающихся со звука О, их условно-графическое изображение | 1 | С.30 | 1. Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки 2. Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука О (обозначение стрелками). Слова: овцы, осы, обруч, Аня, малина) 3. Составление предложений со словом «медведь» с опорой на условно-графическую запись. «Чтение» предложений по условно-графической записи 4. Обводка и дорисовывание бордюра | 13.11 | |
39 | Выделение звука С в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова | 1 | С.31 | 1. Определение места звука С в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме (стакан, самолёт, санки, собака) 2. Определение первого звука в словах «сапоги», «сарафан», «сумка», условно-графическая запись слов и первого звука 3. Обводка контура буквы С в изображениях сушки и сыра 4. Обводка и дорисовывание бордюра | 15.11 | |
40 | Выделение слов, начинающихся со звука М, их условно-графическое изображение | 1 | С.32-33 | 1. Определение звука в словах, обозначающих предметные картинки 2. Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука М (обозначение стрелочками). Слова – мышка, муха, мороженое, машина, слива, Миша 3. Составление и условно-графическая запись предложения со словом «сливы» 4. Конструирование из цветных полосок букв Т и П, фигур, напоминающих буквы Т и П 5. Обводка и дорисовывание бордюра | 18.11 | |
41 | Выделение звука Н в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова | 1 | С.33 | 1. Определение места звука Н в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме 2. Составление предложения по картинке, «чтение» условно-графической записи предложения (ножницы, нос, Нина, носки) 3. Конструирование из цветных полосок букв М и Н, конструирование фигур, по форме напоминающих буквы М и Н 4. Обводка и дорисовывание бордюра | 19.11 | |
42 | Выделение слов, начинающихся со звука С, их условно-графическое изображение | 1 | С.33 | 1. Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки (сад, сыр, сок, самовар) 2. Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука С (обозначение стрелочками). Слова: сад, самовар, муха, сыр, сок, мышка 3. Составление и условно-графическая запись предложения со словом «мышка» или «муха» 4. Конструирование из цветных полосок букв Л и М, фигур, предметов, напоминающих буквы Л и М 5. Обводка и дорисовывание бордюра | 20.11 | |
43 | Дифференциация и условно-графическая запись слов сходных по звучанию | 1 | С.34 | 1. Дифференциация сходных по звучанию слов (игра «Раз, два, три – повтори и покажи») (осы – косы, усы – бусы, рот – крот, лапа – лампа) 2. Условно-графическая запись слов «осы», «косы», «усы», «бусы», устное деление слов на слоги, «чтение» схемы слов слитно и по слогам 3. Конструирование из цветных полосок букв Ш и Е, фигур, по форме напоминающих буквы Ш и Е | 22.11 | |
44 | Выделение слов, начинающихся со звука Н, их условно-графическое изображение | 1 | С.34 | 1. Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки (нож, носки, носорог) 2. Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука Н (обозначение стрелочками). Слова: нож, носки, мороженое, удочка, месяц, носорог 3. Составление и условно-графическая запись предложений со словами, обозначающими изображения на рисунках (по выбору учителя) 4. Определение и дорисовывание предмета (носик у чайника, чашка к нарисованной ручке и блюдцу) 5. Обводка и дорисовывание бордюра | 25.11 | |
45 | Составление предложений из двух-трёх слов по сказке «Заячья избушка», их условно-графическая запись | 1 | С.35 | 1. Рассказывание учителем сказки «Заячья избушка» с опорой на серию сюжетных картинок. Устное составление учащимися предложений по картинкам. Условно-графическая запись нескольких предложений, состоящих из двух-трёх слов (работа на партах) 2. Обводка и дорисовывание бордюров | 26.11 | |
46 | Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв «А» и «У». | 1 | С.36 | 1. Обводка и дорисовывание бордюра 2. Рисование узора 3. Письмо элементов рукописных букв | 27.11 | |
47 | Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв «О» и «С». | 1 | С.36 | 1. Обводка и дорисовывание бордюра 2. Письмо элементов рукописных букв 3. Дорисовывание изображение арбуза (дана готовая половинка арбуза) | 29.11 | |
48 | Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв (палочки, крючки, овал, полуовал). | 1 | С.36 | Беседа на тему «В книжном магазине» Повторение изученных сказок («Петушок и бобовое зёрнышко, «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заячья избушка», «Репка») Обводка и дорисовывание бордюра Письмо элементов рукописных букв | 02.12 | |
Букварный период (письмо – 4 часа в неделю) 84 ч | ||||||
49 | Письмо строчной и заглавной Аа. | 1 | С.3-4 | Знакомство с Прописями, тетрадным листом, разлиновкой, условными обозначениями. Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы А. | 1-й этап Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя. Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма — на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой. Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д. Составление и запись предложений из 1-2 слов. Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова. Запись под диктовку букв и слогов. 2-й этап Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа. Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта. Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также с и - й (мои - мой). Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками). Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения. Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками. 3-й этап Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы после предварительного анализа. Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др. Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов. Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей. Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа. Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку. Контрольное списывание. | 03.12 |
50 | Письмо строчной и заглавной Уу. Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы У. | 1 | С.6 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы У. | 04.12 | |
51 | Письмо звукоподражательных слов Ау, Уа, ау, уа. | 1 | С.6 | Правила соединения букв. Написание звукоподражательных слов с большой буквы с восклицательным знаком в конце Ау! Уа! Правила соединения букв. | 06.12 | |
52 | Письмо строчной и заглавной буквы Мм. | 1 | С.7 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы М. Написание слогов с изученными буквами. Правила соединения букв. | 09.12 | |
53 | Письмо открытых и закрытых слогов с изученными буквами. | 1 | С.8 | Закрепление написания изученных букв и слогов. Правила соединения букв в слогах. | 10.12 | |
54 | Закрепление написания букв Аа, Уу, Мм. Закрепление написания открытых и закрытых слогов с буквами Аа, Уу, Мм. | 1 | С.8 | Письмо закрытых слогов ам, ум. Правила соединения букв. Написание слогов и слова мама. | 11.12 | |
55 | Письмо строчной и заглавной буквы Оо. | 1 | С.9 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Оо. Написание слогов с буквой О. | 13.12 | |
56 | Письмо обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо. | 1 | С.10 | Написание букв и слогов. Перекодирование букв и слогов из печатного шрифта в рукописный. | 16.12 | |
57 | Письмо строчной и заглавной буквы Хх. | 1 | С.10 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Хх. Написание слогов с буквой Хх. | 17.12 | |
58 | Закрепление написания обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. | 1 | С.11 | Правила соединения букв. Написание звукоподражательных слов (Ау!, Му!, Ох!) и слов из трёх-четырёх букв (уха, муха). Списывание рукописного варианта слогов и слов. | 18.12 | |
59 | Письмо строчной и заглавной буквы Сс. | 1 | С.12 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Сс. Написание слогов с буквой Сс. | 20.12 | |
60 | Закрепление написания обратных и прямых слогов с изученными буквами. | 1 | С.13 | Правила соединения букв. Написание звукоподражательных слов, слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. | 23.12 | |
61 | Письмо строчной и заглавной буквы Нн. | 1 | С.14 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Нн. Написание слогов с буквой Нн. | 24.12 | |
62 | Письмо изученных слогов и слов с буквой Н. | 1 | С.15 | Написание слогов. Написание звукоподражательных слов-предложений с большой буквы и восклицательным знаком в конце. Написание имени с большой буквы. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. | 25.12 | |
63 | Письмо строчной буквы ы. | 1 | С.15 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ы. Написание слогов и слов с буквой ы. | 27.12 | |
64 | Письмо изученных слогов и слов с буквой Ы. | 1 | С.16 | Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. | 13.01 | |
65 | Письмо строчной и заглавной буквы Лл. | 1 | С.16 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Лл. Написание слогов и слов с буквой Лл. | 14.01 | |
66 | Письмо изученных слогов и слов с буквой Л. | 1 | С.16 | Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. | 15.01 | |
67 | Письмо строчной и заглавной буквы Вв. | 1 | С.16 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Вв. Написание слогов и слов с буквой Вв. | 17.01 | |
68 | Письмо изученных слогов и слов с буквой В. | 1 | С.17 | Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. | 20.01 | |
69 | Письмо строчной и заглавной буквы Ии. | 1 | С.18 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ии. Написание слогов и слов с буквой Ии. | 21.01 | |
70 | Письмо изученных слогов и слов с буквой И. | 1 | С.19 | Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Актуализация и проверка полученных знаний. Написание имён с большой буквы. Письмо под диктовку букв, слогов, слов, предложений. | 22.01 | |
71 | Письмо строчной и заглавной буквы Шш. | 1 | С.19 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Шш. Написание слогов и слов с буквой Шш. | 24.01 | |
72 | Письмо изученных слогов и слов Ш. | 1 | С.20 | Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. Письмо под диктовку слогов и слов. | 27.01 | |
73 | Письмо изученных слогов и слов с буквой Ш. Письмо предложений с этими словами. | 1 | С.21 | Написание слогов и слов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. Составление и письмо слов. | 28.01 | |
74 | Практические упражнения в написании слов со слогом ШИ. | 1 | С.22 | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. | 29.01 | |
75 | Письмо изученных слогов и слов с пройденными буквами. Написание предложений. | 1 | С.22 | Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. Письмо под диктовку слогов и слов. | 31.01 | |
76 | Письмо строчной и заглавной буквы Пп. | 1 | С.23 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Пп. Написание слогов с буквой Пп. | 03.02 | |
77 | Письмо изученных слогов и слов с буквой П. | 1 | С.24 | Дифференциация схожих по написанию букв. Написание слогов и слов. Вставка пропущенной буквы слово. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён собственных с большой буквы. Письмо под диктовку слогов и слов. | 04.02 | |
78 | Письмо строчной и заглавной буквы Тт. | 1 | С.25 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Тт. Написание слогов с буквой Тт. | 05.02 | |
79 | Письмо изученных слогов и слов с буквой Т. Предложения с этими словами. | 1 | С.25 | Дифференциация схожих по написанию букв. Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. Письмо под диктовку слогов и слов. | 07.02 | |
80 | Письмо строчной и заглавной буквы Кк. | 1 | С.26 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Кк. Написание слогов и слов с буквой Кк. | 17.02 | |
81 | Письмо изученных слогов и слов с буквой К. Составление и написание предложений. | 1 | С.27 | Написание слогов и слов. Вставка пропущенной буквы в слово. Практические упражнения в записи слов ед. и мн. числа ((утка – утки). Практические упражнения в написании имён собственных. | 18.02 | |
82 | Письмо строчной и заглавной буквы Зз. . | 1 | С.26 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Зз. Написание слогов и слов с буквой Зз | 19.02 | |
83 | Дифференциация звуков З и С. Письмо изученных слогов и слов. | 1 | С.27 | Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов и слов. Практические упражнения в записи слогов (за – са), слов (коза – коса). Практические упражнения в написании имён собственных. | 21.02 | |
84 | Письмо строчной и заглавной буквы Рр. | 1 | С.28 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Рр. Написание слогов и слов с буквой Рр. | 25.02 | |
85 | Дифференциация звуков Р и Л. Письмо изученных слогов и слов. | 1 | С.29 | Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Вставка пропущенной буквы в слово. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов и слов. Практические упражнения в написании имён собственных. | 26.02 | |
86 | Письмо строчной буквы й. | 1 | С.28-30 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы й. Написание слогов и слов с буквой й. | 28.02 | |
87 | Дифференциация звуков и и й. Письмо изученных слогов и слов. | 1 | С.31 | Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. | 02.03 | |
88 | Письмо строчной и заглавной буквы Жж. | 1 | С.33 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Жж. Написание слогов и слов с буквой Жж. | 03.03 | |
89 | Дифференциация звуков Ж и Ш. Письмо изученных слогов и слов. | 1 | С.32-33 | Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенной буквы в слово. Практические упражнения в написании слогов жи – ши, слов с этими слогами. Составление и запись предложений с опорой на схему. | 04.03 | |
90 | Письмо строчной и заглавной буквы Бб. | 1 | С.31 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Бб. Написание слогов и слов с буквой Бб. | 06.03 | |
91 | Дифференциация звуков Б и П Письмо изученных слогов и слов. | 1 | С.33-34 | Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Составление и запись предложений с опорой на схему. | 10.03 | |
92 | Письмо строчной и заглавной буквы Дд. | 1 | С.35 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Дд. Написание слогов и слов с буквой Дд. | 11.03 | |
93 | Дифференциация звуков Д и Т Письмо изученных слогов и слов. | 1 | С.35 | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенного слова в предложение с опорой на иллюстрацию, начало предложения и схему слова. | 13.03 | |
94 | Письмо строчной и заглавной буквы Гг. | 1 | С.36 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Гг. Написание слогов и слов с буквой Гг. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. | 16.03 | |
95 | Дифференциация звуков Г и К Письмо изученных слогов и слов. | 1 | С.36 | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. | 17.03 | |
96 | Письмо строчной буквы ь. | 1 | С.36 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ь. Написание слов с буквой ь. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. | 18.03 | |
97 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов с буквой Ь. | 1 | | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Письмо под диктовку слогов, слов. | 20.03 | |
98 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. | 1 | | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Письмо под диктовку слогов, слов. | 06.04 | |
99 | Письмо строчной и заглавной буквы Ее. | | | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ее. Написание слов с буквой Ее. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. | 07.04 | |
100 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов с буквой Е. | 1 | | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. | 08.04 | |
101 | Письмо строчной и заглавной буквы Яя. | 1 | | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Яя. Написание слов с буквой Яя. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. | 10.04 | |
102 103 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Дифференциация букв А и Я. | 2 | | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. | 13.04 14.04 | |
104 | Письмо строчной и заглавной буквы Юю. . | 1 | | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Юю. Написание слов с буквой Юю. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию | 15.04 | |
105 106 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Дифференциация букв У и Ю. | 2 | | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. | 17.04 20.04 | |
107 108 | Письмо строчной и заглавной буквы Ёё. | 2 | | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ёё. Написание слов с буквой Ёё. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. | 21.04 | |
109 110 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов с буквой Ё. | 2 | | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. | 22.04 | |
111 | Письмо строчной и заглавной буквы Чч. | 1 | | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Чч. Написание слогов и слов с буквой Чч. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. | 24.04 | |
112 113 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ча и чу. | 2 | | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. | 27.04 | |
114 115 | Письмо строчной и заглавной буквы Фф. . | 2 | | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Фф. Написание слогов и слов с буквой Фф. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию | 28.04 | |
116 117 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов с буквой Ф. | 2 | | Практические упражнения в написании слов с ча и чу, жи и ши. Дифференциация слогов и слов с В и Ф. . | 29.04 | |
118 | Письмо строчной и заглавной буквы Цц. | 1 | | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Цц. Написание слогов и слов с буквой Цц. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. | 05.05 | |
119 120 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов с буквой Ц. | 2 | | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. | 06.05 | |
121 | Письмо строчной и заглавной буквы Ээ. | 1 | | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ээ. Написание слогов и слов с буквой Ээ. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. | 12.05 | |
122 123 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов с буквой Э. | 2 | | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. | 13.05 | |
124 125 | Письмо строчной и заглавной буквы Щщ. | 2 | | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Щщ. Написание слогов и слов с буквой Щщ. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. | 15.05 | |
126 127 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ча, ща, чу, щу. | 2 | | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. | 18.05 | |
128 | Письмо строчной буквы ъ. | 1 | | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ъ. Написание слов с буквой ъ. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. | 19.05 | |
129 130 | Написание слов с ь и ъ знаком. | 2 | | Написание слов с буквой ъ. Написание слов с ь и ъ знаком. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. | 20.05 | |
131 132 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. | 2 | | | 22.05 |