Эссе «Я - репетитор»
Всероссийский конкурс « Я - репетитор»
Стручков Евгений Алексеевич
Ярославский ордена Трудового Красного Знамени педагогический институт им. К.Д.Ушинского
Специальность – география и биология
Курсы: Московский институт открытого образования по теме: «Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС».
Модуль 1. «ИКТ-компетентность учителя биологии» 2013г
Модуль 2. «Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении биологии в условиях введения ФГОС ООО» 2014,январь-апрель
Модуль 3. «Реализация образовательных технологий на основе деятельностного подхода в условиях введения ФГОС ООО» 2014, октябрь-декабрь
Опыт работы в школе – 40 лет
Опыт репетиторства – 40 лет
Предмет - биология
Занимаюсь подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ, повышением успеваемости учеников
Вступление
Давал себе слово, что не буду участвовать в конкурсах. Я – пенсионер, мне не нужны сертификаты. И вот не удержался… Пока отвечал на вопросы, вспомнил всю свою красивую учительскую жизнь. Получившаяся работа – как ребенок, которого жалко отдавать в чужие руки. Но вспомнил вот эти строки: «Дано и отдано? Подарено и взято ? Все погашается возвратом? ….Вы отдали – и этим вы богаты!»
1.Моя история
Я работал учителем 40 лет. Все эти годы я не только на уроках учил учеников. Вел краеведческий кружок, организовывал походы и многодневные экспедиции. 40 лет назад о репетиторстве не говорили, а просто помогали ученикам.
Когда я пришел в школу знакомиться с директором, меня сразу предупредили, что школе нужен преподаватель на старшие классы. Выбирать не пришлось, все классы с 7 по 10 стали моими. В выпускном десятом классе требования учителя , всего лишь на 6 лет старше, были восприняты в штыки. Началась упорная борьба за учеников, за знания. С первых уроков меня поддержали лишь четверо учащихся. Девушки собирались поступать на биофак, а парни – в медицинский. Для них я и готовился к урокам очень тщательно. Когда возникали вопросы с дисциплиной, класс получал задание, а они работали по своему плану с моими подробными конспектами уроков или методичками. Потом приходили ко мне после уроков на дополнительные занятия. Все четверо сдали экзамены успешно и поступили в ВУЗы. Родительская молва разнесла наш успех по городу.
Совсем недавно мне нужно было сделать УЗИ. Экран монитора был мне виден, и я стал задавать вопросы доктору, объяснив, что мне как учителю биологии это интересно. «А я знаю, что вы учитель, я у вас вместе с Леной занималась на дополнительных»,- ответила мне доктор. Лена тоже была моей ученицей, но она не поступила с первого раза. Вот с ней я и начал заниматься , пришли ученики и из других школ города, и мы готовились целый год. Ни о каких подарках и речи не было, мне было просто интересно общаться с ними, помогать .На этот раз Лена успешно сдала вступительные экзамены, с тех пор и до сего дня мы дружим семьями и стали родными.
Опыт накапливался с годами. Мои ученики все чаще становились призерами и победителями областных олимпиад. Чтобы поддержать их, приходилось накануне олимпиад по их просьбе проводить нулевые уроки. Можно ли это назвать репетиторством? Тогда я просто помогал своим ученикам. С их победами приходило и признание моего опыта. Ведь иногда бывало, что из 9 призовых мест 5 забирали мои ученики, ученики из обычной районной школы.
На репетиторство перешел в трудные годы перестройки, но занимался только с учениками других школ, а своих учил на уроках и на дополнительных занятиях, как и раньше. Но даже и в это время не брал родительские деньги. Родители расплачивались услугами , помогали в оборудовании и ремонте кабинета, в организации экспедиций .
Потом работал в Москве. 5 дней в Москве, 2 – дома. На эти 2 дня брал на занятия уже детей своих бывших учеников. В Москве тоже появились желающие заниматься. Родители моих учеников обращались с просьбами подготовить старших детей, которые учились в других школах. И только в последние 5 лет стал брать на репетиторство своих учеников . Как можно выучить биологию при одном часе в неделю в 10 и 11 классах? Хотя в одной школе за 2 часа в неделю пришлось пройти всю программу 10-11 классов.
Сейчас на пенсии, но держу себя в форме, да и по работе скучаю. Занимаюсь дома с детьми бывших учеников, приходят дети и по рекомендации коллег. С учениками из Владимира и Москвы занимаюсь дистанционно.
2.Многолетний опыт и уровень профессионализма
Не хочу говорить плохо о своих коллегах. Не только из-за педагогической солидарности. Помню двух учителей- математиков из первой своей школы. Одной уже 87, но она еще дает уроки репетиторства. И учит все также блестяще, как и раньше. Именно она помогала нам растить наших детей, готовила их к экзаменам. А была еще и другая учительница, которая к уроку исписывала две доски с заданиями для самостоятельной работы. И так из урока в урок.
Сейчас ко мне ходит ученик, которого учила моя коллега по химии , а потом и по биологии. Знаний у парня со школы никаких, а учитель доработала так до пенсии. Мастерство учителя зависит не от его возраста, а от желания иметь успех. Помню, как в школу после университета пришла работать биологом моя ученица. Целый месяц к ее урокам готовились вместе...Очень быстро, усвоив мой опыт , она создала свою систему работы. Потом, в связи с открытием лицейских экологических классов и с увеличением количества часов по новой программе, в школу пришла еще одна выпускница университета. История повторилась. Сейчас это ведущий учитель школы, победитель областного конкурса «Учитель года». У молодых учителей есть то, что с годами уходит. Это неутомимая энергия, стремление показать свою значимость.
8. Соответствие школьной оценки знаниям подопечного
К великому сожалению, процентомания жива и процветает в образовательных учреждениях. В школе, где я начинал работать, в прошлом году на 2 класса было 11 медалистов! Одна из девушек-медалисток занималась у меня биологией, и я был очень удивлен, узнав, что она получила медаль.
Занимаюсь с дочкой моей ученицы подготовкой к ОГЭ. Занимаюсь второй год. Её учительницу когда-то готовил для поступления. Работает с хорошими результатами, ее ученики участвуют в областных олимпиадах. Мы постоянно общаемся. Как-то поинтересовалась успехами своей ученицы, сказав , что она очень слабая. Это я уже знал. Учебные знания и навыки на низком уровне, способна только к воспроизведению выученного. Но оценка за четверть -4. Маме этой девочки сказал, что между той 4, которую получала она, и 4 ее дочери – дистанция огромного размера.
В этом году от меня впервые ушла к другому репетитору ученица. Еще зимой мама просила оставить место для своей дочери. Начали заниматься. Вводный тест на три. Смотрю, что-то не так. Хотя внешне девушка очень уверенная. Даю небольшую письменную работу на 15 минут. На каждый вопрос ответ в 3-4 предложения, хотя уверяет, что все выучила. Потом дал работу, в которой из трех вопросов два были по одному материалу, только сформулированы по-разному. На один отвечает, на другой нет. Спрашиваю, как закончила 9 класс. Ответ шокировал – только одна четверка по математике, остальные пятерки! После разговора с мамой о том, что надо много работать с ее дочерью, ликвидировать пробелы в знаниях, наши занятия прекратились. Пришел к выводу, что родителям сразу надо объяснять, что школьная оценка – это не предмет гордости и успокоения. Это оценка за только что выученный конкретный материал. А на итоговой аттестации надо показать широту знаний и умение их применять в новых ситуациях .
9. Репетиторы со столичными и провинциальными дипломами.
Удивляет формулировка данного вопроса. Можно сравнивать уровень жизни в Москве и в провинции, но не дипломы, а тем более студентов, которые их получают. Я закончил Ярославский педагогический институт, чем и горжусь. Многими, а точнее, всеми наградами я обязан институтским преподавателям. Начал работать в 1975 году. 1984 – старший учитель, 1986 – орден Трудовой славы 3 степени, 1989 – учитель-методист, 1997 – лауреат конкурса «Учитель года России-97» , 1998 - лауреат Премии Президента,1999 -Заслуженный учитель Российской Федерации, 2007- победитель конкурса «Грант Москвы» в области инновационных технологий в сфере образования.
Профессионализм и качество работы репетитора определяет не вуз. Он дает всем одинаковые возможности для старта. Всех нас учили талантливые педагоги. До сих пор ученики учат географию материков по учебнику, одни из соавторов которого был Владимир Андреевич Щенёв. Я - один из его студентов. Учил он нас просто и доходчиво, учил доступно излагать ученикам трудный материал. Всегда вспоминаю его пример с образованием гор. Оказывается, чтоб смоделировать горообразовательный процесс, достаточно ученических тетрадей, сложенных в стопку. Осталось приложить «внутреннюю силу Земли», чтоб изогнуть тетради и превратить их в горы.
А еще помогла мне так называемая пассивная практика на первом курсе. Я стал частым гостем в школе № 14 Ярославля, пассивная практика превратилась в активную. Сначала вел кружок, на 4 и 5 курсах замещал учителей начальной школы. Там я и накопил опыта. На педагогической практике на 4 курсе после моего первого урока опытный биолог рассказывала в учительской, что студент дал урок как опытный педагог. Правда, по методике биологии у нас была преподавательница без искры, все было нудно. Но мы переносили умения с методики географии на биологию
12.Соотношение профессионализма и цен на услуги репетиторов
Реальная оценка труда репетиторов очень относительна. Мы еще не научились достаточно высоко ценить свой труд. Приведу конкретный пример. В этом году в мой деревенский дачный дом проводил газ. Приехали газовики, посмотрели, сказали, что здесь надо просверлить стену. Так просверлите, в чем проблема? Оказывается, за эту работу надо заплатить 500 рублей! Это минута или меньше! Мое занятие в полтора часа стоит 400….
Вузовские преподаватели котируются выше школьных учителей. Это традиционно с тех времен, когда экзамены проводили институтские преподаватели. Но они не всегда знают школьную программу, дают лишний материал, знание которого не повысит оценку на ЕГЭ. Цены за услуги зависят от того, кто репетитор. Самые высокие у вузовских преподавателей, студенты берут немного. А вот цены на услуги школьных учителей зависят от зарплаты родителей и места, где живут ученики. В провинции цены скромные. Совсем недавно цена моего занятия в полтора часа дома, в провинции, была в 5 раз меньше такого же занятия в Москве. Как можно назначать высокие цены, если уровень зарплаты в провинции чисто символический. Однако, и уважать, и ценить себя надо…
И все-таки главный фактор в этом вопросе – авторитет репетитора. Репетитор, известный в родительской среде, может позволить назначить более высокую цену за свою работу. Ведь к нему много желающих, а всех взять невозможно. Бывает и так, что родители сразу говорят, что заплатят столько, сколько скажет преподаватель. У меня бывало так, что учеников было много. Тогда занятия проводил в парах, но цену уменьшал. Все оставались довольны. Считаю, что онлайн-репетиторство должно оплачиваться так же.
14.Найти нужного репетитора
Психологически ученику будет комфортно с тем преподавателем, который является не только профессионалом, но и человеком, умеющим найти с ним контакт. Дети - хорошие психологи. Предоставьте им возможность выбирать репетитора. Потом претензии пусть предъявляют к себе, потому что выбирали сами. А если выбирают родители, они должны поинтересоваться отзывами о работе учителя у его учеников, родителей, чьи дети занимались у него. Интересно и мнение его коллег. Мы всегда работаем в паре с учителем химии. Она присылает родителей ко мне, а я рекомендую ее как лучшего специалиста в городе. Как быть, если что-то пошло не так? Есть два пути. Самый легкий – поменять репетитора. Другой – терпеть во имя знаний и жизненного опыта.
18.Первая встреча
Мои занятия начинаются со знакомства. На первое занятие прошу принести учебник, по которому занимаются в школе. Авторов учебников не знают, могут вспомнить только цвет. Всегда просматриваю записи в рабочих тетрадях. Это позволяет познакомиться с опытом работы коллеги и внести изменения в программу занятий, если это требуется. Обязателен вводный мониторинг. Хорошие ученики приходят на первое занятие как короли, гордясь своими школьными отметками. В предложенном тесте есть вопросы для проверки основ знаний на уровне воспроизводства, вопросы, связанные с практикой, и обязательно вопросы, требующие размышления, использования знаний в новых ситуациях. После проверки корона с головы тихо снимается. Начинаются размышления о реальных итогах, о необходимости дополнительных занятий. После объяснения нового материала даю еще один тест. Разрешаю пользоваться сделанными записями. Проверка этого теста дает информацию о степени усвоения материала и об уровне умения применять полученные знания в новых ситуациях.
На первом занятии не стараюсь произвести яркое впечатление, отношения должны быть чисто деловыми. Все остальное приложится потом. Дети тонко чувствуют отношение к ним и реально оценивают преподавателя.
20. А мы проходим в школе…
Надо ли интересоваться у ребенка тем, что он проходит в школе? Обязательно!!! Что проходят, по какому учебнику, что записывают в свои рабочие тетради, если таковые есть – ответы на эти вопросы позволят построить систему занятий в соответствии с ситуацией. Если учитель работает по программе Пономаревой и строит свои уроки строго в соответствии с этой программой, то ждать хороших результатов бесполезно. Это самая неудачная программа из знакомых мне, где в поисках новизны автор просто перевернула традиционную систему с ног на голову. Все изучается потом. Сначала мутации, потом в следующей теме строение хромосом и в самой последней теме – строение и функции нуклеиновых кислот. По логике должно быть наоборот. Сейчас вынужден заниматься с родственником из Владимира - в медицинском классе учитель идет строго по этой программе и учебнику.
В школе, где я работал последние годы, тоже была пономарёвская программа. Мое планирование в электронном журнале шло строго по программе, а уроки я вел по своей , проверенной годами. В репетиторстве же большие возможности для создания своих авторских программ.
Знать ситуацию в школе надо еще вот по какой причине. Когда приходит слабый ученик, лучше опережать учителя. У ребенка появится уверенность достижения хороших результатов за счет двойного объяснения. Надо только напомнить, что объяснение школьного учителя надо слушать внимательно, потому что можно узнать еще что-то новое. Каждый учитель объясняет материал по- своему. У нас у школе было 3 биолога и 3 способа объяснения генетических задач.
22. Сроки начала подготовки к ГОЭ и ЕГЭ
Когда начинать подготовку? Чем раньше, тем лучше! И не беда, что планы ребенка могут измениться, но останутся общеучебные умения и навыки, интерес к предмету. Удобно брать ученика на 3 года. Это самый лучший вариант. В девятом классе за год можно пройти курсы «Растения. Животные. Человек». Это облегчит подготовку к ОГЭ. В 10 классе прохожу материал с темы «Клетка» до темы «Развитие жизни на Земле». На 11 класс остаются 3 темы : "Развитие жизни на Земле", "Антропогенез", "Биосфера и человек". Оставшееся время - на решение вариантов ЕГЭ с целью повторения и выявления пробелов.
Есть у меня мечта. С заинтересованным учеником пройти всю программу лицейского класса по биологии. Эта программа авторская, успешно работала в течение многих лет. 7 класс –" Растения", 8 –" Животные", 9 – "Человек"". 10 и 11 классы – "Общая биология", о чем сказано выше. В программу занятий включены интеллектуальные игры по всем темам школьного курса. ( Эти игры вышли в издательстве «Планета» двумя книгами "Игровые технологии в преподавании биологии", 5-7, 8-11 классы). Разработано много вопросов для размышления, есть система опорных конспектов. Все это необходимо не только для качественного усвоения материала, но и работает на развитие ученика, его мысли и интереса. Это сейчас и требуется.
24. Срок, за который можно подтянуть успеваемость
Я работал в Москве. Был уже апрель месяц. Вдруг звонок, ко мне обращается отец взрослого парня, возвратившегося со службы в армии. Естественно, просит подготовить к поступлению в институт. Было интересно узнать, как они меня нашли. Все довольно просто, его жена работает на факультете журналистики в МГУ, там от мамы моей бывшей ученицы узнала обо мне. Говорю отцу, что они с сыном очень поздно вспомнили, что надо готовиться, на дворе апрель. Ответ был краток: «Еще только апрель!». И прав был отец, как потом оказалось. Он просто знал способности своего сына. Сначала договорились заниматься 2 раза в неделю, потом перешли на 3-х- часовое занятие. Труд напряженный, один перерыв на кофе и перекур. Но как только заканчивались занятия, он срывался к своим друзьям, успокаивая меня, что найдет время и для учебы .Оказывается, что в школе он был любимчиком у биолога, пятерки ему рисовались не за знания, а за готовность выполнять поручения по оформлению кабинета, школьных газет.
Результат же нашей работы - успешно сданные экзамены. Позвонил отец, поблагодарил. Но я пошутил, что этого мало. Нужны еще 2 медали: одну для сына, что сдал очень успешно, а вторую, естественно, мне, что сумел научить за такой срок.
Я люблю заниматься с хорошими учениками. Здесь уже есть результат, и его надо сохранить и повысить. Но со слабыми учениками – другое дело. Их продвижение вперед - более весомое доказательство нашего совместного труда. И оно приносит большее удовлетворение достигнутым результатом.
Сразу вспомнилась Маша…. Какие бессмысленные ответы давала она на самостоятельных работах! Устно ее спрашивать было нельзя. Когда ее мама пришла меня просить позаниматься с ней, я взбунтовался. Это была не просто слабая, а безнадежная, на мой взгляд , ученица. Но ее мама не вышла из кабинета, пока я не согласился.
Каждое занятие – испытание моего терпения и полное напряжение. А результатов все равно нет! В конце очередного занятия не выдержал и сказал: « Маша, на вредном производстве выдают молоко и кефир…»
На следующем занятии на моем столе стояла бутылка кефира… Вот с этого момента что-то сдвинулось. Маша медленно поползла вперед, потом поднялась и начала удивлять своих одноклассников. На наших интеллектуальных играх в 11 классе – она капитан одной из команд. Весь класс шокировала быстротой реакции на конкурсах «Дальше, дальше, дальше….», когда ответы на вопросы надо давать быстро. К конечному результату в данном случае мы шли три года – она поступила в медицинский и начала учиться!
И небольшое дополнение к сказанному. На уровне воспроизведения школьной программы для исправления текущих оценок можно сделать это очень быстро. Конечно, должно быть стремление ребенка выйти из сложившейся ситуации. Сначала исправить текущие оценки, а потом заняться опережающим обучением. Так я делаю, когда на репетиторство приходят слабые ученики. Успех окрыляет…
27.Опыт проведения групповых занятий
В прошлом году школу закончили ученицы, которые занимались у меня 2 года в группах по 2 человека. Трое были из одного класса, четвертая – из другой школы. С одним учеником заниматься несколько однообразно. Когда их двое, создается впечатление класса, занятия проходят живее. Мне этого как раз и не хватало. Поэтому я предложил родителям заниматься в группах по двое, снизив цену за занятие. Считаю, что у таких занятий преимуществ больше:
Срабатывает имитационный рефлекс, рефлекс подражания. Если один отвечает хорошо, за ним тянется и второй.
Удобно добираться вечерами вдвоем.
Положительные результаты радуют, поднимают престиж знаний.
Не хочется быть хуже других, поэтому надо учить.
Есть возможность взаимной проверки тестовых заданий.
Развивается умение отстаивать свою точку зрения в поиске ответа.
После прохождения большой темы можно провести интеллектуальную игру, в ходе которой проверяются знания, умения применять их в новых ситуациях.
Недостатков обнаружил меньше:
1.Опасения родителей, что ребенку будет уделяться меньше внимания.
2.Родители не поняли смысла и назначения интеллектуальных игр, их пришлось отменить.
3.Плохо, когда один ученик слабый, а другой сильный. Поэтому я объединил в одну группу более сильных, а во вторую более слабых.
4.Если ученики из разных школ, то первое время они чувствуют себя некомфортно, но это только на первых порах. Дети - существа социальные, им нужно общение.
29. У дистанционных занятий масса преимуществ.
Но главное - легкое преодоление пространственного разграничения учителя и ученика. Оно незаменимо для детей со слабым здоровьем, для спортсменов, часто выезжающих на сборы. В крупных городах это еще и экономия драгоценного времени, затрачиваемого на переезд из дома и обратно. А сколько времени в Москве сам я тратил на поездку к ученику домой!
На таких занятиях ребенку проще и удобней. Он дома, в привычной обстановке, на своем рабочем месте. Занятие идет по такому же плану. Я отсылаю тест по электронной почте. Ученик получает и начинает отвечать.
Сразу же прорабатываем ошибки. Потом начинается объяснение. Необходимый материал или пересылается, или демонстрируется перед камерой. После лекции снова отсылаю тесты, но уже по новому материалу. Даю время на работу, потом проверяем.
Осенью мне позвонила из Москвы мама моего бывшего ученика, который захотел заниматься только со мной. Маму и сына тревожило одно – хорошо ли заниматься так? Попробовали и продолжили. Паше сразу понравилось, да и другой альтернативы нет. Жаль, что заниматься приходится редко. Паша в юниорской сборной России по хоккею, у него частые сборы, турниры.
Заключение
Заглянул в интернет посмотреть трактовку понятия «репетитор». Из всего прочитанного понял, что это человек, который помогает другому приобрести новые знания и умения. И неважно, кто он – студент, школьный учитель, преподаватель ВУЗа, учитель-пенсионер. Важно другое – они нужные и востребованные люди. Это про них сказал Некрасов : « Сейте разумное, доброе, вечное! Сейте! Спасибо Вам скажет сердечное русский народ…»
Стручков Евгений Алексеевич Тейково Ивановской области 2017
Кушнарева Татьяна Николаевна
Евгений Алексеевич
Кушнарева Татьяна Николаевна
Гридневская Елена Васильевна
Евгений Алексеевич
Вахрина Мария Ивановна
Евгений Алексеевич
Ивлиева Наталия Алексеевна
Евгений Алексеевич
Ивлиева Наталия Алексеевна
Евгений Алексеевич
Саломатова Наталья Виталиевна
Евгений Алексеевич
Ивлиева Наталия Алексеевна
Забелина Алина Викторовна
Евгений Алексеевич
Кожевникова Елена Владимировна
Евгений Алексеевич
Орехова Наталья Сергеевна
Евгений Алексеевич