«Работа с одаренными детьми на уроках английского языка»

Развитие нашей цивилизации зависит от людей творческих и одаренных. И одной из важнейших задач Федерального Государственного Стандарта является сохранение и развитие каждого одаренного ребенка. Опираясь на свой опыт работы учителя английского языка, сделала вывод, что одаренные дети обладают повышенной мотивацией к обучению и выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Сегодня с уверенностью можно сказать, что количество таких детей постоянно растет. Этому способствует расширение возможностей получения информации.

Как же учить современное поколение одаренных детей и какие приемы работы с ними предпочтительны в современной системе образования? На мой взгляд, иностранный язык обладает развивающим и воспитательным потенциалом для раскрытия таланта ребенка. В своей работе мы делаем упор на формирование коммуникативной компетенции, на развитие умения общаться. Именно здесь прослеживается связь учебного процесса с жизненными запросами и культурной ориентацией учащихся. Учитель английского языка организует деятельность учащихся так, что одаренные ученики развивают не только свои способности, но и память, речевую культуру, дисциплинированность, ответственность, которые создадут для них ситуацию успеха.

В работе с одарёнными детьми я использую различные приёмы, формы и методы работы, но как показывает практика, наиболее эффективных результатов можно достичь через формирование читательской компетенции.

В начальных классах (2–4 класс) необходимо создавать такие речевые ситуации, когда детям хочется говорить, активно участвовать в учебном процессе. Ребенок так счастлив, когда у него что-то получается. При создании ситуации успеха он испытывает чувство удовольствия, радости, начинает верить в себя и свои способности. Главная задача — помочь детям преодолеть страх делать ошибки, стремиться узнать больше и проявить интерес к предмету. С этой целью смышлёным детям можно предложить следующие задания:

- Закончи стихотворения, использую данные слова;

- Прочитай новые слова правильно;

-Напиши рассказ о своей семье, питомце, игре;

- Сделай описание комнаты по картинке;

-Составь меню для завтрака или обеда;

- Сравни времена года;

- Подготовь текст для быстрого и правильного чтения;

- Подготовь мини-проект о своей школе, квартире, домашнем питомце, временах года;

- Напиши поздравительную открытку своему другу к дню рождения.

Для поддержания интереса к изучению иностранного языка важно использовать дополнительный материал по страноведению и краеведению. Ученики поддерживают учителя интересными материалами, принося картинки, фотографии, книги, которые соответствуют теме.

На среднем этапе обучения (5–8 класс) начинается формирование исследовательской деятельности. Здесь первые помощники — одаренные ученики, которые могут не просто прочитать правило, но исследовать образование грамматической конструкции, происхождение слова, сделать вывод или обобщение. Темы разделов учебника могут быть дополнены видео — экскурсиями, индивидуальными работами и сообщениями о спорте, удивительных местах нашей планеты, биографиями всемирно-известных людей нашей страны и изучаемого языка. Это обогащает ребенка в плане саморазвития и его культурном самоопределении. Главное со стороны учителя — помочь ребенку не потеряться в темах, а выбрать ту, которая доставит ему радость и удовольствие. Следует заметить, что одаренные дети терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Они любят «докопаться» до истины самостоятельно. Работая в группах и парах, сильный ученик заинтересован в успешном выполнении задания и требует этого от других; сильный ученик делает выводы и обобщает подготовленный материал в группе; он может помогать слабым ученикам, тем самым вырабатывая ответственность, положительное и толерантное отношение к участникам учебного процесса. С 8 класса вполне возможно начать подготовку учащихся к ГИА. Например, можно давать задания на аудирование или предложить выполнить задание по чтению, использованию видо-временных форм глагола и лексики на распечатанном материале специально для этой цели. Группы учащихся работают одновременно по разным направлениям в рамках обычного учебного процесса. Проекты с презентацией, стихами, песнями могут прекрасно дополнить и расширить материал учебника. Например, в средних классах, изучая тему «Школьное образование», ученики получают задание взять интервью у учителей, которые являются выпускниками этой же школы и сделать сообщение о каждом из них. Другая группа учащихся готовит презентации о работе школьной столовой, школьной форме для учителя и учеников с эскизами придуманной одежды, о работе технических работников школы, о спортивных достижениях учащихся своей школы. При этом урок-проект получается насыщенным, интересным и очень полезным. Для одаренных детей средней ступени обучения можно предложить следующие виды заданий:

- Составить вопросы для интервью по теме урока;

- Написать рекламу своему кружку или спортивной секции;

- Нарисовать символы летних и зимних Олимпийских игр;

- Перевести лучшие кулинарные рецепты из поваренной книги мамы и обменяться ими с учащимися класса;

- Составить меню для детского кафе.

На старшем этапе обучения (9–11 классы) задача учителя усложняется, но если работа с одаренными детьми происходит систематически, то она становится неотъемлемой частью всего учебного процесса. На уроках в старших классах необходимо использовать не только задания для подготовки к ЕГЭ, но и творческие уроки-проекты, страноведческие тесты, билингвальные уроки. Уроки-проекты помогают детям приобщаться к своим родным реалиям. Учитель добивается от учеников проявления личной инициативы, расширения круга своих познаний, приобретения культурных и этнокультурных знаний и представлений. К урокам о модной одежде и стиле можно дать дополнительную информацию об истории русского сарафана и кокошника; изучая исторические реликвии стран изучаемого языка, возможно применение материала из истории народов Татарстана. Проблемы окружающей среды, поднимаемые в текстах учебников, можно дополнить статистическими данными по своему городу или селу. По предлагаемой теме учебника «Театр. Кино» ученики готовят эссе по статьям популярных журналов, в которых много материала о российских и зарубежных звездах театра и кино. Учащиеся представляют эссе статей на английском языке и находят этот вид работы очень интересным. В конце каждой четверти возможно проведение синквейн-исследования, для которого ученики подбирают материал о знаменитых людях Великобритании, США и России (например, о Джеймсе Куке, Джоне Ленноне, Сергее Королеве, Юрии Гагарине, Уинстоне Черчилле и др.) Этот вид работы обусловливает социально-осмысленное восприятие и понимание учащимися взаимосвязи национально-культурных ценностей своей страны с общечеловеческими. Учитель выступает здесь посредником между культурой и личностью. Конечно, такая работа требует больших усилий со стороны учителя, у которого мало времени для поиска полезной информации, качественного учебного материала. И вот тогда на помощь приходят одаренные дети, которые выполнят все поручения учителя, найдут то, что нужно, проконтролируют процесс подготовки необычного урока, распределят обязанности

В итоге целенаправленной работы с одаренными детьми учитель может ожидать высоких результатов от участия своих учеников в международных конкурсах, предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях и как следствие — поступление в престижные ВУЗы страны. В этой связи можно считать, что результаты работы с одаренными детьми есть и будут у всех, кто знает, что «в душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» (В. А. Сухомлинский).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!

10 July 2021