Работа с партитурами и аранжировками на уроках хореографии
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«СИВЕРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ И.И.ШВАРЦА»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
На тему:
«Работа с партитурами и аранжировками на уроках хореографии»
Дата проведения: 12 февраля 2024 г.
Концертмейстер:
Албул Наталия Николаевна
Преподаватель:
Пономарев Кирилл Андреевич
План-конспект учебного занятия
Концертмейстер: Албул Наталия Николаевна
Преподаватель: Пономарев Кирилл Андреевич
Дата проведения: 12 февраля 2024 г.
Состав учебной группы: 6(8) класс 10 человек 13-14 лет.
Программа: ДПОП «Хореографическое творчество».
Присутствовали: заместитель директора по УВР – Майорова Н.Ю.; преподаватели: Шмелева Е.А., Галюков А.Л.; концертмейстеры: Божко М.П., Вольмар Н.В., Лысенко И.Н., Анисковец А.В., Фоменко К.А.
Тема учебного занятия: «Работа с партитурами и аранжировками на уроках хореографии».
Цель занятия: Формирование навыков эффективной работы с партитурами и аранжировками у концертмейстеров, направленных на поддержку хореографического процесса и развитие музыкального восприятия у танцоров.
Задачи занятия:
Ознакомить участников с основами чтения партитур и аранжировок;
Научить применять теоретические знания на практике в процессе работы с хореографами и танцорами;
Развить способности к импровизации и адаптации музыкального сопровождения в зависимости от хореографических потребностей;
Обсудить различные стили аранжировок и их влияние на хореографическое исполнение;
Провести анализ примеров успешной работы с партитурами в контексте танцевального искусства.
Форма занятия – Урок.
Форма организации занятия – Групповая.
Оборудование урока: учебный зал – 40 кв.м., музыкальный инструмент – фортепиано, нотный материал, интерактивная панель, колонки, поручни, скамейки.
Методы и приёмы:
Лекционно-презентационные методы:
Введение в теорию чтения партитур и аранжировок.
Использование наглядных материалов для объяснения ключевых понятий.
Практические занятия:
Разбор партитур и аранжировок в небольших группах.
Исполнение музыкального материала совместно с танцорами для демонстрации его влияния на хореографию.
Дискуссии и групповые обсуждения:
Обсуждение опыта участников в работе с партитурами.
Анализ успешных примеров и ошибок.
Импровизация:
Развитие навыков импровизации под руководством хореографа на практике.
Показательные выступления с реальными танцевальными номерами.
Обратная связь:
Проведение опросов и обсуждений после практических заданий для оценки понимания материала.
Разработка рекомендаций по улучшению работы с музыкальным сопровождением.
Структура урока
Введение (5 минут)
Приветствие участников и объяснение цели урока;
Краткое введение в важность работы с партитурами и аранжировками в хореографии.
Теоретическая часть (15 минут)
Определение понятий:
Что такое партитура и аранжировка?
Различие между оригинальной партитурой и аранжировкой.
Роль концертмейстера:
Как концертмейстер взаимодействует с хореографами и танцорами;
Значение музыкальной интерпретации в хореографии.
Типы аранжировок:
Жанры музыки, подходящие для хореографических постановок;
Примеры аранжировок и их влияние на танец.
Практическая часть (25 минут)
Анализ партитуры:
Прослушивание фрагмента композиции;
Обсуждение элементов музыки (мелодия, ритм, динамика).
Составление аранжировки:
Совместное создание аранжировки для небольшой танцевальной последовательности;
Применение различных инструментов и тембров.
Работа с танцорами:
Распределение ролей: концертмейстер, хореограф, танцоры;
Пример взаимодействия на практике: установка движений под аранжированную музыку.
Заключение (10 минут):
Обсуждение и рефлексия;
Подведение итогов урока и ключевых выводов;
Рекомендации по дальнейшему изучению работы с партитурами и аранжировками;
Открытый форум для вопросов участников.
1. Введение.
Уважаемые коллеги, дорогие ученики!
Я рада приветствовать Вас на нашем открытом уроке, посвященном работе с партитурами и аранжировками на уроках хореографии. Сегодня мы будем углубляться в важную тему, которая занимает центральное место в современном танцевальном образовании и является неотъемлемой частью подготовки хореографов и танцоров.
Цель нашего урока — не только познакомить Вас с основными аспектами работы с музыкальными партитурами, но и продемонстрировать, как правильно использовать аранжировки для создания гармоничных и выразительных танцевальных постановок. Музыка и хореография — это диалог, который требует от нас чуткости, понимания и творческого подхода.
В течение нашего урока мы обсудим несколько ключевых вопросов:
Основы музыки и её структура: Понимание ритма, мелодии и гармонии поможет Вам лучше работать с хореографией. Мы рассмотрим, как музыкальные элементы могут влиять на движение и эмоции танца.
Работа с партитурами: Мы научимся читать и анализировать музыкальные партитуры, выделяя важные моменты, которые можно использовать в хореографической практике. Умение интерпретировать партитуры позволит Вам более глубоко понимать, как музыка соединяется с движением.
Создание аранжировок: Мы обсудим, как изменить и адаптировать музыкальные аранжировки для нужд танцевального коллектива. Это поможет Вам создавать уникальные постановки, которые будут звучать так, как Вы задумали.
Практическое применение: На практике мы выполним задания, где будем использовать изученные нами техники. Вы сможете создать короткие хореографические фрагменты к выбранным музыкальным произведениям, что поможет Вам увидеть непосредственную связь между музыкой и движением.
Я надеюсь, что этот урок не только предоставит Вам новые знания и навыки, но и вдохновит Вас на дальнейшее творческое развитие и эксперименты в области хореографии. В конце занятия мы проведем обсуждение, где Вы сможете поделиться своими впечатлениями и задать вопросы.
Давайте начнем наше путешествие в мир музыки и танца и посмотрим, как музыка может говорить через движение!
2. Теоретическая часть
В рамках открытого урока «Работа с партитурами и аранжировками на уроках хореографии» важно глубже понять понятия «партитура» и «аранжировка», так как они играют ключевую роль в создании и выполнении хореографических произведений.
Партитура — это специализированный музыкальный документ, который содержит ноты, текстовые и графические элементы, предназначенные для исполнения музыкального произведения. В традиционном понимании партитура используется в музыке для записи различных инструментов и вокальных партий в одном формате, что позволяет музыкантам увидеть, как звучат все компоненты в ансамбле.
В контексте хореографии партитура может также включать обозначения движений, ритмических акцентов и эмоциональной нагрузки, соответствующих музыкальной структуре. Это может быть визуальная схема, где указаны моменты, когда танцоры должны реагировать на музыкальные изменения или выражать определенные чувства через движение. Работая с партитурой, хореографы и танцоры могут:
Установить связи между музыкой и движением;
Координировать действия группы, чтобы добиться гармонии между музыкальным и визуальным слоями;
Анализировать музыкальную структуру для более глубокого понимания исполнения;
Аранжировка — это процесс переработки музыкального произведения для исполнения одним или несколькими инструментами, а также адаптации его для исполнения в различных стилях и условиях. Аранжировщик может изменять темп, тональность, добавлять или убирать инструменты, менять ритмическую структуру и гармонии, чтобы создать новое звучание.
В контексте хореографии аранжировка охватывает не только музыку, но и движения. Это подразумевает адаптацию хореографических партий в соответствии с музыкальными изменениями, стилем или концепцией работы. Аранжировка может включать:
Изменение существующего танцевального произведения для разных исполнителей или аудитории;
Создание новых хореографических элементов, которые лучше подчеркивают аранжированные музыкальные идеи.
Разработку комплексных взаимодействий между танцорами, которые выделяют сильные стороны каждого исполнителя и дополняют общую концепцию.
Таким образом, понимание термина «партитура» и «аранжировка» в контексте хореографии не только обогащает процесс создания танцевальных работ, но и помогает лучше связывать музыку и движение в единую, гармоничную композицию. На нашем открытом уроке мы будем уделять внимание этим аспектам, что позволит участникам глубже постичь суть хореографического искусства и применять полученные знания на практике.
Оригинальная партитура — это полное музыкальное произведение, записанное для определенного состава инструментов или голосов. Она содержит все необходимые ноты, указания для исполнителей, а также структуру и динамику произведения. Партитура может включать в себя несколько инструментов (для оркестровых произведений), а также различные вокальные партии. В контексте хореографии оригинальная партитура служит основой для создания танцевального номера, отражая задумку композитора и передавая эмоциональное содержание произведения.
Примеры оригинальных партитур:
Симфония Бетховена для оркестра.
Опера Верди с вокальными и инструментальными партиями.
Балетная музыка Чайковского, написанная для оркестра.
Аранжировка представляет собой интерпретацию оригинальной партитуры, которая изменяет её структуру, аранжирует музыкальные партии для другого состава инструментов или изменяет стиль исполнения. Аранжировка может включать в себя изменения в гармонии, ритме, темпе и оркестровке, а также переработку музыкального материала с целью адаптации его к новым условиям исполнения. В хореографии аранжировка может быть использована для создания более современных или уникальных интерпретаций классических произведений, позволяя лучше соответствовать движению и эстетике танца.
Примеры аранжировок:
Переработка классической симфонии для ансамбля гитар.
Создание современной версии традиционной народной мелодии.
Аранжировка поп-песни для вокального квартета с инструментальным сопровождением.
Различия между оригинальной партитурой и аранжировкой:
Цель и функция: Оригинальная партитура выполняет функцию представления музыкального произведения в его авторском виде, тогда как аранжировка служит для адаптации или переосмысленного выполнения оригинала.
Структурные изменения: В оригинальной партитуре сохраняется замысел композитора, в то время как аранжировка может вносить значительные изменения в мелодическую, гармоническую и ритмическую структуру.
Инструментовка: Оригинальная партитура может быть написана для конкретного состава инструментов, тогда как аранжировка предполагает переработку музыки под другие инструменты, что дает возможность расширить или изменить звучание произведения.
Стиль исполнения: Аранжировка может быть выполнена в разных музыкальных стилях (например, джаз, классика, поп), что позволяет создавать новые вариации на основе существующих произведений, придавая им свежий и актуальный вид.
Таким образом, понимание различий между оригинальной партитурой и аранжировкой даст учащимся возможность более осознанно подходить к выбору музыкального сопровождения для своих хореографических номеров, а также, развивать навыки адаптации музыки под конкретные танцевальные задачи.
Ещё важно понимать ключевую роль, которую играет концертмейстер в процессе создания и исполнения хореографических произведений. Концертмейстер — это музыкант, который не только исполняет музыку, но и взаимодействует с хореографами и танцорами, помогая им достигать задуманного музыкального и художественного результата.
Ключевым аспектом работы концертмейстера является налаживание эффективной коммуникации с хореографами. Для этого концертмейстер должен понимать концепцию произведения, настроение и атмосферу, которые хореограф хочет передать через танцы. Обсуждение деталей постановки помогает установить музыкальные акценты, которые будут поддерживать хореографическую интерпретацию.
Концертмейстер может заниматься аранжировкой музыкального материала, чтобы он наилучшим образом соответствовал конкретным движениям и стилю танца. Это может включать изменение темпа, ритмических акцентов или даже выбор инструментов, которые будут использоваться в произведении. Эта возможность позволяет создать гармоничное сочетание музыки и танца.
Во время репетиций концертмейстер играет важную роль в тренировочном процессе танцоров. Он не только исполняет музыку, но и обеспечивает необходимую музыкальную поддержку, позволяя танцорам слышать музыкальную структуру и ритм. Это взаимодействие помогает танцорам синхронизироваться с музыкой и чувствовать её во время исполнения.
Концертмейстер также предоставляет обратную связь хореографу и танцорам относительно того, как музыкальная интерпретация влияет на хореографическую драматику. Он может предложить изменения, которые улучшат общее восприятие номера и сделают его более выразительным. Эта взаимная работа позволяет всем участникам творческого процесса учиться друг у друга, улучшая как музыкальную, так и танцевальную составляющую.
На этапе концертного выступления концертмейстер, находясь на сцене, не только исполняет свою часть, но и следит за общим настроением выступления. Взаимодействие с танцорами в реальном времени позволяет адаптироваться к изменениям, которые могут возникнуть во время представления, обеспечивая поддержку и стабильность.
Взаимодействие концертмейстера с хореографами и танцорами — это сложный и многогранный процесс, требующий высокой степени профессионализма, гибкости и умения слушать. Это сотрудничество является основой успешного соединения музыки и танца, позволяя создавать выразительные и эмоционально насыщенные художественные произведения. В ходе открытого урока мы рассмотрим конкретные примеры такой работы и проанализируем, как музыкальная поддержка может обогатить хореографическое выражение.
Музыкальная интерпретация в хореографии — это процесс, в рамках которого хореографы и танцоры создают и представляют танцевальные произведения, основываясь на музыкальных произведениях. Это важный аспект танца, который включает в себя как технические, так и художественные элементы. Рассмотрим это значение более подробно:
Взаимосвязь музыки и движения
Музыка задает ритм и эмоциональный контекст для танца. Хореографы и танцоры используют музыкальные элементы, такие как ритм, мелодия, гармония и динамика, чтобы воплотить их в движении. Разные жанры музыки могут вдохновлять на различные стили и формы танца:
Ритм: Музыка может определять структуру танца; быстрое и энергичное время может привести к более динамичным и резким движениям, в то время как медленная музыка может вдохновить на грациозные и плавные движения.
Мелодия и гармония: Эти элементы могут служить основой для создания определенного настроения и характера танца. Хореографы могут выбирать движения, которые подчеркивают основные мелодические линии, или создавать контраст между музыкальной и танцевальной интерпретацией.
Эмоциональное выражение
Музыка способна вызывать ряд эмоций, и хореография служит способом передать это эмоциональное состояние зрителю. Это может быть, как индивидуальное выражение эмоций танцора, так и коллективное, когда группа танцоров создает совместное восприятие музыки.
Интерпретация чувств: Танцоры могут использовать различные танцевальные техники для передачи стиля и настроения, вдохновленных определенной музыкальной темой или текстом песни.
Катарсис: Хореография может быть средством для катарсиса не только для исполнителей, но и для зрителей, позволяя им переживать и переживать эмоции, которые вызывает музыка.
Творческий процесс
Музыкальная интерпретация в хореографии включает в себя творчество. Хореографы могут использовать музыку как вдохновение для разработки новых движений, партий и сценических образов, что делает их работы уникальными и оригинальными.
Импровизация: Многие танцоры практикуют импровизацию, когда они реагируют на музыку в реальном времени, что создает уникальные моменты и подчеркивает спонтанность исполнения.
Структура и форма: Хореографы часто разрабатывают структуру своего произведения, учитывая музыкальную форму (например, куплеты и припев) и темпы для создания гармонии между движениями и звуками.
Культурный контекст
Различные культуры имеют свои уникальные музыкальные традиции, которые влияют на стиль хореографии. Хореографы могут интегрировать народные танцы и элементы в свои работы, создавая тем самым разнообразие и насыщенность хореографического процесса.
Кросс-культурное влияние: Смешение различных музыкальных стилей может привести к новым формам танца, что создает пространство для инноваций и обмена.
Интерактивность между танцем и музыкой
Танец и музыка функционируют в симбиотических отношениях, где одно подчеркивает другое. Хореографы могут взаимодействовать с музыкой в процессе репетиций и выступлений, внося изменения в свои постановки для большей выразительности.
Технологии: Современные технологии, такие как программное обеспечение для создания музыки и видеопроекции, позволяют хореографам разрабатывать более сложные и многослойные интерпретации, исследуя взаимодействие между движением и звуком.
Музыкальная интерпретация в хореографии — это глубокий и многоуровневый процесс, который требует понимания как музыкальных, так и танцевальных аспектов. Это искусство, в котором каждое движение имеет значение и каждый звук может изменить восприятие произведения. Хореографы и танцоры, которые умело интерпретируют музыку, могут создать неповторимые и запоминающиеся спектакли, которые оставляют неизгладимое впечатление у зрителей.
Музыка играет ключевую роль в хореографии, создавая настроение, подчеркивая эмоции и задавая темп движения. Существует множество музыкальных жанров, подходящих для хореографических постановок. Вот некоторые из них с их особенностями:
Классическая музыка часто используется в хореографии благодаря своей эмоциональной глубине и разнообразию тембров. Произведения таких композиторов, как Пётр Ильич Чайковский, Игорь Стравинский и Фредерик Шопен, идеально подходят для исполнения балета и современного танца. Композиции обладают лиричностью и динамикой, что позволяет хореографам создавать выразительные и драматически насыщенные танцевальные номера.
Джазовая музыка с её ритмичностью и импровизационным характером отлично подходит для неформальной и выразительной хореографии. Стиль сочетает в себе множество направлений, от свинга до фьюжна, и предоставляет танцорам пространство для самовыражения. Примеры работ в стиле джаз включают мюзиклы и свинг-танцы.
Современная поп-музыка, с её запоминающимися мелодиями и яркими ритмами, идеально подходит для популярных танцевальных стилей, таких как хип-хоп и современный джаз. Использование популярных хитов может привлечь широкую аудиторию и создать ощущение актуальности.
Хип-хоп музыка с её разнообразными ритмами и текстами придаёт хореографии энергичность и драйв. Это направление позволяет танцорам проявить индивидуальность и стиль, создавая динамичные и зажигательные выступления.
Музыка в стиле сальса, румба или бачата полна ритмов и жизненной энергии. Она идеально подходит для создания ярких и чувственных танцевальных номеров. Латиноамериканские танцы фокусируются на парном взаимодействии и эмоциональной выразительности.
Фольклорные и народные мелодии обладают уникальным характером и глубиной, позволяя танцорам соединяться с культурным наследием. Они часто используются в традиционных танцевальных постановках, давая возможность передать национальные особенности и культуру через движение.
Инструментальная музыка позволяет сосредоточиться на хореографии, не отвлекаясь на тексты. Такой жанр может варьироваться от эмбиента до инструментальных интерпретаций популярных песен и позволяет создавать атмосферные и концептуальные постановки.
Рок-музыка может добавить энергию и драйв в хореографию. Сочетание мощных рифов и динамичных ударных позволяет создать захватывающие хореографические номера, часто используемые в современных танцевальных конкурсах.
Выбор музыкального жанра для хореографической постановки зависит от концепции, стиля танца и эмоций, которые хореограф хочет донести до зрителей. Многие хореографы также экспериментируют с необычными сочетаниями жанров, создавая уникальные и оригинальные постановки. Музыка не только сочетается с движением, но и становится неотъемлемой частью эмоционального восприятия выступления.
Аранжировка в контексте хореографии — это не просто звуковое сопровождение танца, но и важный аспект, который влияет на динамику, настроение и выразительность исполнения. Рассмотрим несколько примеров аранжировок и их влияние на танец:
1. Классическая музыка
Пример: Симфония № 9 Бетховена (прослушивание).
Влияние на танец: Используется в классическом и неоклассическом танце. Эмоциональная насыщенность музыки создает пространство для выразительности, позволяя обучающимся передать широкий спектр чувств, от триумфа до меланхолии. Танцоры могут интерпретировать различные движения в зависимости от темпа и нюансов музыкальных тем.
2. Современные музыкальные аранжировки
Пример: «Believer» Imagine Dragons (просмотр варианта танца под данную узыку).
Влияние на танец: Эта композиция обладает сильным ритмом и нарастающей динамикой, что может вдохновить на создание энергичных и мощных хореографий. Сложные и резкие движения могут быть скомбинированы с легкими переходами, отражая контраст между счастьем и борьбой, который звучит в песне.
3. Народная музыка
Пример: Русская народная музыка (просмотр танца коллектива «Березка»).
Влияние на танец: Аранжировки народной музыки, такие как «Калинка» или «Танец с саблями», передают народные традиции и культуру. Танцы под такую музыку часто имеют яркие, характерные движения, которые помогают передать национальный дух, вызывая чувство общности и радости у зрителей.
4. Джазовая музыка
Пример: «Take Five» Dave Brubeck (прослушивание)
Влияние на танец: Аранжировка джазовой музыки часто подразумевает сложные ритмы и импровизацию, что позволяет танцорам играть с движением и ритмом. Эта музыка вдохновляет на создание хореографий, в которых элементы классического и современного танца переплетаются.
5. Рок и поп-музыка
Пример: «Uptown Funk» Mark Ronson ft. Bruno Mars (прослушивание)
Влияние на танец: Секреты аранжировки этой песни заключаются в каскадных ритмах и запоминающихся мелодиях, что делает ее идеальной для создания зажигательных танцевальных номеров. Динамичные и харизматичные движения, соответствующие настроению песни, делают выступление ярким и запоминающимся.
Аранжировка играет ключевую роль в хореографии, определяя не только характер танца, но и эстетику исполнителя. Каждая музыкальная аранжировка несет в себе уникальные возможности для интерпретации, что делает танец личным выражением артиста. Важно, чтобы танцы не только соответствовали музыкальному сопровождению, но и позволяли передать эмоции и идеи, вдохновленные самой музыкой. Преподаватели, концертмейстеры и ученики могут создать многообразие творческих решений, опираясь на разные жанры и стили аранжировок.
3. Практическая часть
Сейчас мы с вами прослушаем и посмотри несколько композиций, которые не только представляют разнообразные музыкальные стили, но и обладают четкой структурой, что позволит нам всем вместе провести анализ партитуры.
(прослушиваем и обсуждаем с обучающимися предложенные мелодии)
Классическая музыка
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского
Анализ: Является прекрасным примером использования вальсовой структуры в классической музыке. Четкое деление на части поможет ученикам проанализировать, как музыкальная аранжировка влияет на ритм, динамику и выразительность танцевальных движений.
«Весна» из «Времен года» Антонио Вивальди
Анализ: Эта композиция состоит из нескольких частей, каждая из которых передает разные эмоции и образы. Ученики обсудили, как каждая часть может быть интерпретирована в танцевальных хореографиях.
Современная музыка
«Shape of You» Эда Ширана
Анализ: Поскольку эта популярная композиция известна своим ритмичным пульсом и запоминающейся мелодией, она является ярким примером для создания современных танцевальных стилей, таких как хип-хоп или поп. Обучающиеся выделили структуру куплетов и припевов как основу хореографического построения.
«Uptown Funk» Марка Ронсона и Бруно Марс
Анализ: Эта композиция содержит множество элементов, таких как разнообразные ритмы и аранжировки, которые создают живую атмосферу. Обучающиеся обратили свое внимание, что данные аспекты могут помочь в разработке танцевальных последовательностей и стилистических решений.
Национальные и этнические композиции
«Калинка» (русская народная песня)
Анализ: Эта народная композиция с ярким ритмом и характерной мелодией подходит для изучения традиционных танцев. Ученики проследили, как аранжировка влияет на исполнение и поддерживает интеллектуальный и физический уровень танца.
«Zorba's Dance» (из фильма «Зорба Грек») — Микис Теодоракис
Анализ: Эта композиция, с характерным греческим ритмом, отлично иллюстрирует, как динамика и изменение темпа в музыке могут оказывать влияние на характер движения, что было обсуждено с учениками в контексте ожидаемых танцевальных элементов.
После анализа данных композиций на уроке, обучающиеся смогли выявить ключевые аспекты взаимодействия партитуры и хореографии, такие как изменение ритма, динамика и эмоциональная нагрузка музыки, что поможет им более глубоко понять и интерпретировать музыкальные аранжировки в своих танцевальных практиках.
Теперь мы с вами поработаем вместе, создавая аранжировку, которая поддержит артистический замысел и подчеркнет особенности танцевальной композиции. (Это задание на развитии навыков взаимодействия между педагогом, концертмейстером и учениками, а также на применении теоретических знаний о музыке и хореографии).
Процесс Создания Аранжировки
Выбор Музыки: Коллективно выбираем музыкальное произведение, которое станет основой для аранжировки. Важно, чтобы композиция имела четкую структуру и динамику, подходящую для танцевального исполнения. (дети в силу своего возраста выбрали современную композицию группы BlackPink «Forever Young», нашли ее в сети Интернет и вывели на интерактивную панель для ознакомления)
Анализ Партитуры: Затем группа совместно проанализировала партитуру выбранной композиции. Задача заключалась в том, чтобы выявить ключевые элементы, такие как ритм, темп, акценты и мелодические линии. Это дало возможность каждому участнику лучше понять, как музыка может воздействовать на движение и настроение танца.
Разработка Структуры Танца: Участники обсудили, какие хореографические элементы будут использоваться в создании танцевальной последовательности. Важно было создать структуру, которая бы гармонично вписывалась в аранжировку музыки, учитывая её изменение динамики и ритма.
Импровизация и Эксперименты: В рамках урока была организована сессия импровизации, где ученики могли адаптировать свои движения под различные части выбранной композиции. Это позволило экспериментировать с разными стилями и формами, что обогатило итоговую аранжировку.
Формулирование Аранжировки: На основе полученного опыта, группа совместно сформировала аранжировку. Каждый ученик предложил свои идеи и вставил их в общую концепцию, таким образом, каждая следующая часть аранжировки становилась более детальной и разнообразной.
Репетиции: После создания аранжировки участники провели несколько репетиций, чтобы отработать движения и их синхронность с музыкальным сопровождением. Это дало возможность доработать детали и внести коррективы, учитывая, как учащиеся воспринимают музыку в сочетании с хореографией.
Обсуждение Результата: После завершения репетиций состоялось обсуждение итоговой аранжировки и процесса создания. Важными темами для обсуждения стали: что именно работало хорошо, какие моменты оказались сложными, как музыка повлияла на выбор движений и эмоции танцоров.
Совместное создание аранжировки для танцевальной последовательности стало важным шагом для обучения. Этот опыт помог участникам не только углубить понимание связи между музыкой и хореографией, но и развить навыки командной работы и креативности. В дальнейшем, важно продолжать практиковать работу с партитурами и аранжировками, открывая новые горизонты в танцевальном искусстве.
Теперь мы с вами распределим роли и сделаем небольшую постановку.
Роль концертмейстера
Концертмейстер - я выполняю функцию связующего звена между музыкальным сопровождением и хореографией. Мои обязанности будут такие:
Выбор музыки и аранжировок: подберу композиции, наиболее подходящие для заданной танцевальной темы и стиля, а также учту технические и эмоциональные аспекты, подходящие для юных танцоров.
Создание аранжировок: внесу изменения в уже существующие аранжировки или разработаю новые, чтобы лучше подчеркнуть динамику танца.
Техническая поддержка: прослежу за тем, чтобы музыкальный поток был организован и синхронизирован с хореографическими движениями. Предоставлю информацию о ключевых моментах в музыкальной части (например, изменение ритма или темпа).
Роль преподавателя-хореографа
Преподаватель – Кирилл Андреевич отвечает за визуальное и эмоциональное выражение танца и за его соответствие музыкальному сопровождению. Его функции включают:
Разработка концепции: он создаст общую идею танцевальной последовательности, определяя стиль, настроение и настроение танца.
Постановка движений: на основе партитуры и аранжировок Кирилл Андреевич поставит танцевальные движения, учитывая динамику музыки и ритм.
Корректировка под исполнение: преподаватель должен быть гибким и адаптировать движения в зависимости от реакции танцоров, обеспечивая комфортное выполнение и сохранение художественной выразительности.
Роль обучающихся
Юные танцоры являются непосредственными исполнителями хореографии и играют ключевую роль в передаче музыки и движения. Их задачи включают:
Освоение движений: дети учатся и репетируют заданные преподавателем движения, стараясь передать задуманный эмоциональный контекст.
Синхронизация с музыкой: они работают над тем, чтобы их движения соответствовали музыкальному ритму и акцентам в аранжировке, обеспечивая гармоничное взаимодействие с музыкальным сопровождением.
Творческое участие: обучающиеся могут предлагать свои идеи и дополнения к хореографии, внося элемент совместного творчества в процесс.
Теперь мы с Кириллом Андреевичем и вами сделаем простую танцевальную последовательностью, на основе выбранной ранее детьми аранжировки. Кирилл Андреевич продемонстрировал основные элементы движений, а я продолжала воспроизводить музыку, фиксируя важные моменты в аранжировках. Обучающиеся изучали движения под руководством хореографа, вносили свои предложения по взаимодействию и выражениям движений, что поспособствовало созданию единого целого танцевального номера.
Данное распределение ролей и взаимодействие между концертмейстером, преподавателем и обучающимися позволило создать динамичный и выразительный танец, придавая ему дополнительную глубину и смысл. Эта модель сотрудничества не только обогатила опыт всех участников, но и помогло достичь высоких результатов в создании качественной хореографии.
4. Заключение
Наш урок предоставил уникальную возможность изучить интеграцию музыки и хореографии, а также выявить значимость музыкального сопровождения в танцевальной практике. Урок был направлен на развитие как музыкального слуха, так и хореографической выразительности у учащихся.
Из плюсов урока можно выделить:
Интеграция музыки и движений: Урок показал, как важно учитывать музыкальные элементы при создании танцевальных произведений. Обучающиеся смогли увидеть, как музыка вдохновляет хореографические решения.
Развитие критического мышления: Анализ партитур способствовал развитию аналитических навыков. Ученики научились обращать внимание на детали и взаимодействие между музыкой и движением.
Креативность и самовыражение: Работа в группах позволила детям проявить свои творческие способности, экспериментируя с различными стилями и подходами к интерпретации.
Но также на уроке были и небольшие минусы:
Временные рамки: Некоторые группы не успели полностью реализовать свои идеи, что ограничивало результаты их творчества.
Уровень вовлеченности: В некоторых группах отмечалась недостаточная активность и вовлеченность, что может быть связано с неуверенностью в своих силах или недостатком мотивации.
Для улучшения следующих открытых уроков можно рассмотреть следующие рекомендации:
Дифференциация по уровням: Учитывать индивидуальные особенности обучающихся, возможно, разработав несколько уровней заданий, чтобы каждый мог работать в комфортном для себя ритме.
Расширение временных рамок: Увеличить время на выполнение практических заданий, чтобы дать детям возможность углубить свои идеи и реализовать их в танцевальной форме.
Адаптация материалов: Использовать более наглядные и доступные материалы для учеников, которые не имеют опыта работы с музыкальными партитурами.
Итак, какие же можно подвести итоги:
Мы ознакомились с понятиями партитуры, аранжировки, ритма и мелодии. Обсудили основы музыкальной теории, что дало возможность понять, как эти элементы взаимодействуют в процессе создания хореографических произведений.
Было выявлено, что многие учащиеся уже имели базовые знания о музыке, что положительно сказалось на восприятии нового материала.
В ходе урока учащиеся работали с конкретными примерами аранжировок, анализируя, как различные музыкальные элементы влияют на хореографическую интерпретацию. Работая в группах, ученики имели возможность совместно создавать небольшие хореографические мини-проекты на основе выбранных музыкальных произведений. Применение аранжировок в хореографии позволило учащимся осознать, как различные музыкальные аспекты могут изменить эмоциональную и выразительную составляющую танца.
Урок способствовал развитию креативности и способности к импровизации. Учащиеся предлагали различные подходы к интерпретации музыки и одновременно работали над созданием уникального танцевального выражения. Обсуждения в группе выявили разнообразие подходов к работе с музыкой, что расширило горизонты понимания хореографии как искусства.
В завершение урока была организована сессия обратной связи, где учащиеся делились своим опытом, что позволило выявить как положительные моменты, так и аспекты, требующие дальнейшего изучения. Примечания велись по поводу успехов и трудностей, с которыми столкнулись учащиеся при интеграции музыки и танца.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Урок продемонстрировал необходимость и важность интеграции музыки в хореографическую практику. Партитуры и аранжировки способны обогатить танцевальное искусство и сделать выступления более выразительными.
Сотрудничество в группах позволило учащимся научиться работать в команде, что является крайне важным навыком как в хореографии, так и в жизни в целом.
Урок показал, что каждый учащийся имеет свой уникальный подход к восприятию музыки и танца. Преподавателю важно учитывать индивидуальные особенности учеников и адаптировать материал под разные уровни знаний и навыков.
Открытый урок стал отправной точкой для дальнейших занятий, в будет углублять знания о музыкальной теории и развивать практические навыки. Рекомендуется проводить дополнительные занятия, фокусируясь на различных аспектах аранжировки и их влияния на танец.
На основе полученных знаний и опыта, я предлагаю следующие рекомендации для дальнейшего изучения данной темы.
1. Углубление знаний о музыкальной теории - для более глубокого понимания партитур и аранжировок целесообразно изучить основы музыкальной теории. Рекомендую:
Более детально изучать вопросы на теоретических дисциплинах образовательной программы.
Использование учебников, которые объясняют нотацию, ритм, гармонию и структуру музыкальных произведений.
Проведение практических занятий по чтению нот и музыкальному слуху.
2. Практика анализа партитур
Рекомендую учащимся:
Регулярно выбирать и анализировать различные музыкальные произведения, обсуждая их структуру и особенности.
Пытаться выделять элементы, которые можно использовать в хореографических постановках.
Изучение партитур различных стилей и эпох, чтобы расширить музыкальный кругозор.
3. Аранжировка и композиторская деятельность
Для практического применения знаний о партитурах:
Организуйте мастер-классы на тему композиций и аранжировок, где учащиеся смогут экспериментировать с музыкальными формами.
Участие в конкурсах и фестивалях хореографии с использованием оригинальных аранжировок.
4. Интеграция партитур в хореографическую практику
Рекомендуется:
Регулярное применение изученного материала на уроках хореографии, включая импровизацию под приведённые музыкальные партитуры.
Работы с различными хореографическими стилями в сочетании с музыкальными произведениями, что поможет развить оригинальность и креативность движения.
Обсуждения с преподавателями и обучающимися о том, как эмоции и настроение музыки влияют на хореографию.
5. Использование технологий и ресурсов
Исследуйте приложения и программное обеспечение, которые позволяют работать с нотами и аранжировками, такие как MuseScore, Sibelius и другие.
Используйте онлайн-курсы и видеоуроки, чтобы ознакомиться с работой с партитурами и аранжировками.
Создайте виртуальные группы для обсуждения и обмена опытом по работе с музыкой и хореографией.
Дальнейшее изучение работы с партитурами и аранжировками должно быть комплексным и многогранным. Важно интегрировать полученные знания в практическую деятельность и использовать их для самовыражения через движение.
Открытый урок подтвердил свою значимость как для учащихся, так и для концертмейстеров и преподавателей, послужил основой для дальнейшего изучения и углубления знаний, позволит развивать творческие способности и способность к критическому осмыслению. Следующим шагом станет внедрение новых методик, направленных на улучшение интеграции музыки и хореографии для достижения более высоких результатов в обучении.
Открытый урок стал успешным экспериментом в создании междисциплинарного обучения, которое соединяет музыку и хореографию. Рефлексия на достигнутые результаты позволяет улучшать подход к обучению и помогает в формировании целостного, креативного и профессионально подготовленного поколения танцоров. Важно продолжать развивать этой аспект в хореографическом образовании, чтобы обучающиеся могли глубже понимать и интерпретировать музыкальные произведения через свою хореографию.
После урока поступали следующие вопросы:
От преподавателей:
Интересно уточнить, каким образом использование партитур влияет на конечный результат и качестве постановки?
Каковы эффективные стратегии и подходы, чтобы улучшить понимание и восприятие партитур?
Существуют ли модули или специальные занятия, которые можно добавить в курс?
Какие трудности чаще всего испытывают ученики, и как их можно преодолеть?
Есть ли методы или критерии, позволяющие объективно выполнять оценку?
От учеников:
Хотелось бы знать о дополнительных материалах, чтобы продолжить учёбу самостоятельно.
Могу ли я применять полученные знания в других стилях танца?
Что делать, если возникает трудность в синхронизации движений с партитурой?
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«СИВЕРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ И.И.ШВАРЦА»
ПРОТОКОЛ ОТКРЫТОГО УРОКА
Зона методического руководства: | г. Гатчина |
Город: | гп Сиверский |
Школа: | МБУДО «Сиверская ДШИ им. И.И. Шварца» |
ФИО концертмейстера: | Албул Наталия Николаевна |
Дата проведения: | 12.02.2024 г. |
Предмет: | ДПОП «Хореографическое творчество» |
Ученики: | 6(8) класс 10 человек 13-14 лет. |
Тема урока: | Работа с партитурами и аранжировками на уроках хореографии |
Подготовка преподавателя к уроку: | |
Наличие классного журнала: | Журнал в наличии |
Наличие плана-конспекта урока: | План-конспект представлен |
Материалы и оборудование, организация рабочего места для преподавателя: | Организация рабочего места: учебный зал – 40 кв.м., музыкальный инструмент – фортепиано, нотный материал, интерактивная панель, колонки, поручни, скамейки. |
Организация рабочего места для обучающихся: | Организация рабочего места для обучающихся: учебный зал – 40 кв.м., музыкальный инструмент – фортепиано, нотный материал, интерактивная панель, колонки, поручни, скамейки. |
Цель занятия: Формирование навыков эффективной работы с партитурами и аранжировками у концертмейстеров, направленных на поддержку хореографического процесса и развитие музыкального восприятия у танцоров.
Задачи занятия:
Ознакомить участников с основами чтения партитур и аранжировок;
Научить применять теоретические знания на практике в процессе работы с хореографами и танцорами;
Развить способности к импровизации и адаптации музыкального сопровождения в зависимости от хореографических потребностей;
Обсудить различные стили аранжировок и их влияние на хореографическое исполнение;
Провести анализ примеров успешной работы с партитурами в контексте танцевального искусства.
Содержание урока:
Урок «Работа с партитурами и аранжировками на уроках хореографии» направлен на всестороннее развитие взаимодействия между музыкой и танцем, а также на углубление понимания преподавателя-хореографа и танцорами важности партитур и аранжировок в процессе творчества и подготовки к выступлениям.
Для достижения поставленной цели и реализации задач использованы следующие методы:
Лекционно-презентационные методы:
Введение в теорию чтения партитур и аранжировок.
Использование наглядных материалов для объяснения ключевых понятий.
Практические занятия:
Разбор партитур и аранжировок в небольших группах.
Исполнение музыкального материала совместно с танцорами для демонстрации его влияния на хореографию.
Дискуссии и групповые обсуждения:
Обсуждение опыта участников в работе с партитурами.
Анализ успешных примеров и ошибок.
Импровизация:
Развитие навыков импровизации под руководством хореографа на практике.
Показательные выступления с реальными танцевальными номерами.
Обратная связь:
Проведение опросов и обсуждений после практических заданий для оценки понимания материала.
Разработка рекомендаций по улучшению работы с музыкальным сопровождением.
Характеристика работы концертмейстера, рекомендации:
Концертмейстер играет ключевую роль в процессе взаимодействия музыки и хореографии, обеспечивая гармоничное и организованное проведение урока. На открытом уроке «Работа с партитурами и аранжировками на уроках хореографии» работа концертмейстера получает особое внимание, так как именно он служит связующим звеном между исполнением музыкального произведения и танцевальной интерпретацией.
Перед проведением урока концертмейстер Албул Н.Н. детально изучила партитуру, выбирала аранжировки, которые наилучшим образом соответствуют хореографическому содержанию. Она была знакома с темой и стилем хореографии, выбрала музыкальные акценты и ритмы, которые подчеркнули движения танцоров.
Во время урока концертмейстер активно взаимодействовала с преподавателем, создавая пространство для диалога. Они обсуждали подходящие музыкальные фразы, ритмические акценты и изменения в темпе, которые могут улучшить исполнение танцевальных номеров. Это сотрудничество помогает создаст полное музыкальное оформление, равное по значимости самим танцевальным движениям.
Концертмейстер также обладает важной задачей — быть опорой для танцоров. Наталия Николаевна тщательно отслеживала, как танцоры реагируют на музыку, и вносила изменения в исполнение, если это было необходимо. Например, если танцоры испытывали трудности с синхронизацией, она скорректировала темп и динамику исполнения, чтобы создать более комфортные условия для работы.
Не менее важной характеристикой работы концертмейстера была ее способность к креативности и импровизации. Концертмейстер была готова к таким изменениям и быстро находила решения, оставаясь при этом в гармонии с танцевальным коллективом.
В конце урока Наталия Николаевна провела анализ работы, обсудила с преподавателем и учениками все аспекты взаимодействия музыки и хореографии. Это позволяло не только выявить успешные моменты, но и обозначить области, требующие доработки. Работая в команде, концертмейстер, преподаватель и обучающиеся создали уникальный, выразительный и запоминающийся опыт, который останется в памяти зрителей.
Таким образом, работа концертмейстера Албул Н.Н. на уроке «Работа с партитурами и аранжировками на уроках хореографии» является неотъемлемой частью творческого процесса, где музыка и танец взаимодополняют друг друга, создавая единое художественное целое.
Анализ урока, выводы:
Открытый урок «Работа с партитурами и аранжировками на уроках хореографии» представляет собой уникальную возможность для обучающихся, концертмейстеров и преподавателей углубиться в взаимосвязь между музыкой и хореографией. Цель урока - формирование навыков эффективной работы с партитурами и аранжировками у концертмейстеров, направленных на поддержку хореографического процесса и развитие музыкального восприятия у танцоров. Таким образом, урок нацелен на интеграцию музыкальных и танцевальных аспектов в процессе обучения.
Урок состоял из нескольких ключевых частей:
Теоретическая часть. Здесь концертмейстер объясняет основные понятия, связанные с партитурами и аранжировками. Учащиеся знакомятся с различными музыкальными терминами, формами и структурами, а также с тем, как они могут быть использованы для создания танцевальных номеров.
Практическая часть. В этой части занятия концертмейстер, преподаватель и обучающиеся работают над конкретными примерами, изучая, как интерпретировать музыкальные элементы в своих движениях. Учащиеся получают возможность экспериментировать с разными аранжировками и находить собственный стиль в танцевальной практике.
Взаимодействие с концертмейстером. Важно также отметить роль концертмейстера в этом процессе. Концертмейстер помогает ученикам и преподавателю понять музыкальную структуру и предлагает рекомендации по интерпретации определённых музыкальных фрагментов.
На открытом уроке были поставлены следующие цели:
Ознакомить участников с основами чтения партитур и аранжировок;
Научить применять теоретические знания на практике в процессе работы с хореографами и танцорами;
Развить способности к импровизации и адаптации музыкального сопровождения в зависимости от хореографических потребностей;
Обсудить различные стили аранжировок и их влияние на хореографическое исполнение;
Провести анализ примеров успешной работы с партитурами в контексте танцевального искусства.
Методы, использованные в открытом уроке, предлагали сочетание лекционного объяснения, практических занятий и интерактивного взаимодействия. Это помогло создать живую и поддерживающую атмосферу. Особое внимание было уделено совместной работе обучающихся, где они могли обмениваться идеями и учиться друг у друга.
Результаты открытого урока подтвердили, что учащиеся начали более глубоко понимать, как музыкальная составляющая влияет на хореографию. Обучающиеся проявили активный интерес в изучении партитур и аранжировок, и многие из них высказали желание продолжить работу в этом направлении. Преподаватели отметили улучшение навыков импровизации и музыкального восприятия среди учащихся.
Открытый урок «Работа с партитурами и аранжировками на уроках хореографии» стал важным событием, способствующим более глубокому пониманию взаимосвязи между музыкой и танцем. Участники смогли не только получить новые знания, но и активно применять их на практике, что станет основой для дальнейшего развития их танцевальных проектов и творческих идей. Данный опыт показывает значимость интеграции музыкальной и хореографической подготовки в образовательный процесс, что должно стать стандартом для будущих уроков.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«СИВЕРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ И.И.ШВАРЦА»
Самоанализ учебного занятия
Концертмейстер: Албул Наталия Николаевна
Состав учебной группы:
6(8) класс 10 человек 13-14 лет.
Тема учебного занятия:
«Работа с партитурами и аранжировками на уроках хореографии».
В рамках открытого урока «Работа с партитурами и аранжировками на уроках хореографии» было поставлено несколько целей: познакомить студентов с понятием партитуры и аранжировки, продемонстрировать их важность в хореографическом искусстве и развить навыки взаимодействия между музыкой и движением. Мой самоанализ сосредоточится на сильных и слабых сторонах урока, достижении поставленных целей и возможных путях улучшения.
Сильные стороны урока
Подготовленность и структура: Урок имел четкую структуру, что позволило эффективно организовать материал. Начав с определения понятий, переходя к их практическому применению, мы обеспечили логическую последовательность.
Интерактивные элементы: Во время урока использовались интерактивные методы обучения, которые способствовали вовлечению обучающихся. Работа в группах над аранжировкой музыкального фрагмента позволила каждому участнику внести свой вклад и лучше усвоить материал.
Визуализация в сочетании с практикой: Аудиовизуальный материал, представленный в виде клипов танцевальных номеров, проиллюстрировал, как аранжировка музыки связана с движением. Это помогло студентам понять, как музыка может влиять на хореографию.
Обсуждение и рефлексия: Завершение урока было посвящено обсуждению полученного опыта, что дало возможность студентам критически оценить материал и обменяться мнениями.
Слабые стороны урока
Временные ограничения: Время, отведенное на обсуждение, оказалось недостаточным, чтобы подробнее рассмотреть все аспекты взаимодействия между партитурой и хореографией. Некоторые обучающиеся высказывали желание углубиться в тему.
Не все ученики успели задать вопросы: В ходе урока некоторым участникам не удалось задать свои вопросы или обменяться мнениями по поводу сложных моментов. Это указывает на необходимость выделять больше времени на открытые обсуждения.
Технические сбои: Во время презентации некоторых аудиотреков произошли технические неполадки, которые отвлекли внимание студентов от темы. Это свидетельствует о необходимости проверки оборудования перед началом урока.
Цели урока были полностью достигнуты. Обучающиеся познакомились с основами партитуры и аранжировки, поняли их значимость в хореографии, а также научились работать совместно в группах. Несмотря на некоторые недостатки, большинство участников выразили желание продолжить изучение тематики и реализации на практике.
Пути улучшения
Обеспечение большего времени для обсуждений: В будущих уроках стоит уделять внимание полноценному обсуждению тем, чтобы все ученики могли задать вопросы и обменяться мнениями.
Подготовка к техническим аспектам: Проверка всего оборудования и аудиовизуальных материалов заранее позволит избежать сбоев во время занятия.
Разработка дополнительных материалов: Создание мелких информационных пособий или рекомендаций для самостоятельного изучения позволит глубже погрузиться в тему и повысит уровень подготовки студентов к урокам.
Открытый урок «Работа с партитурами и аранжировками на уроках хореографии» стал ценным опытом как для обучающихся, так и для меня как концертмейстера. Он продемонстрировал важность интеграции музыки и танца, а также выявил области для будущего роста и улучшения. Этот самоанализ станет основой для разработки более эффективных подходов в концертмейстерстве и углубления взаимодействия между хореографией и музыкальным искусством.