Статья «Работа с текстами на уроках русского языка в СПО как средство мотивации на занятиях и формирования профессиональной компетентности обучающихся»
Работа с текстами на уроках русского языка в СПО как средство мотивации на занятиях и формирования профессиональной компетентности обучающихся
Автор: Гагаринова И.В.,
преподаватель ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»
Формирование профессиональной компетентности в системе СПО идет одновременно по многим направлениям, но главными, по моему мнению, считаются: 1) становление и развитие личности обучающегося; 2) подготовка его к профессиональной деятельности. Основными составляющими этого процесса, конечно же, являются занятия по специальным дисциплинам, учебные и производственные практики, самостоятельная работа студентов и их исследовательская деятельность и т.д.
Казалось бы, к нам пришли студенты, сделавшие осознанный выбор будущей специальности, но часто мы сталкиваемся в процессе обучения с такими проблемами, как: неумение организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею, отклонения в социальном поведении, привычный статус «слабого ученика», а отсюда и отсутствие мотивации в обучении. Но мы все понимаем, что в силу разных обстоятельств часть обучающихся приходит в техникумы по причине как раз неосознанного выбора будущей специальности. Для решения данных проблем определяю цели, помогающие сформировать мотивацию к обучению:
развитие индивидуальности обучающегося;
самореализация личности;
умение использовать знания на разных уровнях: житейских, нравственных, профессиональных;
формирование коммуникативных умений и навыков.
Именно поэтому актуальность преподавания русского языка с профессиональной направленностью обусловлена тем, что дисциплина « Русский язык» в системе СПО является не только объектом усвоения, но и средством развития профессиональных умений будущих специалистов, формирования навыков общения в конкретных профессиональных, деловых сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления. Профессиональная направленность на занятиях русского языка в системе СПО способствует становлению будущего специалиста, способного адаптироваться в современных рыночных условиях. Значение русского языка как учебного предмета для будущих специалистов определяется, прежде всего, необходимостью формирования у обучающихся навыков свободного владения устной и письменной речью, профессиональной и коммуникативной компетентности.
Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес помогает профессиональная лексика, которая может эффективно использоваться, например, в словарных диктантах, а также тексты, несущие информацию о профессиях, которые вызывают повышенный интерес к будущей специальности и стремление к улучшению результатов обучения.
Приемы работы с текстами-миниатюрами (среди них нужно отметить такие, как: самодиктанты, творческие, свободные, диктанты по аналогии, с продолжением и др.), а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления обучающегося. Для любого будущего специалиста, в том числе и технической направленности, важны не только хорошая координация движения, наблюдательность, точное зрительное, слуховое, вибрационное восприятие, но и развитое техническое, а также творческое мышление и воображение. При выполнении работ с такими текстами уделяется внимание и формированию орфографической, пунктуационной зоркости, и духовному развитию обучающихся, и патриотическому воспитанию.
Благодатным материалом на уроке любой темы является демонстрация репродукций картин русских художников: А.Ткачева «На родной земле», В.Загонека «Русский мотив», В.Петряшева «Летний день», А.Пластова «Тракторист» и др., по которым даются задания разного уровня, способствующие развитию мыслительной деятельности и речи обучающихся:1) составьте по картине связный текст; 2) напишите сочинение-миниатюру; 3) выразите свое отношение к картине, составив несколько предложений. Такой вид работы способствует созданию благоприятного эмоционального фона, поддержанию интереса к изучаемому материалу.
Учитывая специфику аграрного техникума, готовящего специалистов для сельского хозяйства, обучающимся предлагаются для разбора тексты из региональных и районных газет: «Хакасия» и «Ширинский вестник». Например, при изучении темы «Сложные предложения» определяем виды сложного предложения, расставляем знаки препинания на примере такого текста:
-Ни для кого не секрет, что ключевую роль в жизни района играет сельское хозяйство. В апреле в селе Джирим состоялась масштабная выставка сельскохозяйственной техники, которую представляли известные в Хакасии и России фирмы «Торговый дом «Галактика», «Август», компания «Amasone». Такие события особенно важны для аграриев, ведь обновление машинно-тракторного парка – один из ключей к успеху.
Изучая тему «Имя числительное», обучающиеся выполняют задания: 1) озаглавьте текст; 2) объясните значение слова «отжинки»; 3) перепишите, заменяя цифры словами на примере следующего текста:
-Дожди с мокрым снегом задержали окончание уборочных работ на считанные дни. Небольшой клин осталось убрать только механизаторам ООО «Форпост-Агро». Во многих предприятиях уже провели отжинки. По оперативным данным управления сельского хозяйства, на 29 октября намолочено 58466 тонн зерна или 98,9 процента от общей площади – это самый большой объем в сравнении с прошлыми годами и третья часть урожая в республике. Таким высоким урожаем не могут похвастаться другие районы Хакасии. Ближайшие соперники по трудовому соревнованию, орджоникидзевцы, имеют на эту дату 37929 тонн. На третьем месте полеводы Бейского района с намолотом в 36979 тонн зерна. А в целом по республике этот показатель 178415 тонн. На неплохом уровне у нас и урожайность: с каждого гектара в среднем получено по 18,7 центнера зерна. Аграрии района продолжают засыпку семян, на складах зернотоков имеется 11345 тонн. В том числе 5800-пшеницы.
Раздел «Лексика» дает много возможностей работы со словами профессиональной направленности. Например, студентам, обучающимся по специальностям «Автомеханик», «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» и др., дается предварительное задание изучить надписи на техническом оборудовании, прочитать инструкции по эксплуатации бытовых приборов и техники и т.д. и затем на уроке предлагается задание определить слово по его лексическому значению (данную работу можно выполнять в парах, группах, проводить в виде соревнования):
1. Механизм, преобразующий какой-нибудь вид энергии в механическую работу (двигатель).
2.Заранее намеченный путь следования (маршрут).
3. Прибор, в котором происходит образование в двигателе внутреннего сгорания горючей смеси из жидкого топлива и воздуха (карбюратор).
4.Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус).
5.Общее название устройств, машин, производящих какой-нибудь продукт, вырабатывающих энергию или преобразующих один вид энергии в другой (генератор).
6. Механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины (тормоз).
7. Устройство для накопления энергии с целью последующего ее использования (аккумулятор).
8. Устройство в двигателе внутреннего сгорания, служащее для его механического пуска (стартер).
9. Смесь легких углеводородов - бесцветная горючая жидкость, продукт переработки нефти (бензин).
Терминология профессии «Повар, кондитер» также очень обширна. Конечно, все профессиональные слова, наименования блюд на 1-м курсе обучающиеся не знают, но с основными понятиями уже работают на занятиях по специальности. Это дает возможность использовать специальные термины при выполнении заданий по «Лексике»:
1) словарный диктант с дополнительным заданием по составлению текста-описания указанного производственного процесса (пассерование, брезирование, бланширование, томление, припускание, оттяжка, термостатирование, панирование, шпигование); 2) определение, объяснение лексического значения слов (жиловка, тушение, обвалка, заправка, полуфабрикат, мастика, помадка, глазурь и др.).
Обучающимся по специальности «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» во время работы по повторению и обобщению темы «Научный стиль речи» предлагается словарный диктант, на основе которого учащиеся составляют сложные предложения или тексты:
-Овощной севооборот, технология возделывания культур, питательная ценность, внесение удобрений, биологические особенности, боронование почвы, чередование культур, обработка растений, вегетационный период, сырье для производства продукции, своевременное прореживание, защита урожая от вредителей.
Также студентам, обучающимся по данной специальности, дается задание составить тексты для устных сообщений (занятие можно провести в форме семинара) по технологии возделывания сельскохозяйственных культур (моркови, кукурузы, картофеля и др.) с учетом климатических и иных условий нашего региона.
Несомненно, на уроках учитываются индивидуальные особенности, способности обучающихся, а значит, используются приемы дифференцированного обучения, и студенты выполняют задания разной сложности. Например, после повторения темы «Типы речи» в качестве домашнего задания обучающимся по специальностям «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Механизация сельского хозяйства» предлагается написать сочинение-рассуждение «Фермер! Это звучит гордо!», сочинение- повествование «Мой земляк-фермер», «Труженики села» или составить несколько предложений о своей будущей специальности.
Таким образом, работа с текстами профессиональной направленности на уроках русского языка в системе СПО повышает мотивацию к обучению, освоению будущей специальности и способствует тому, что студенты становятся обладателями важнейших профессиональных и духовно-нравственных качеств личности, что, в конечном итоге, приводит к успешной самореализации в современном мире.
Использованные источники:
Газета «Ширинский вестник», №164-166, 30.10.2018 г., №209-214, 25.12.2020 г. «Самый большой намолот», Л.Щипцов; «Провожая уходящий год», В Добрыгина.
htts://solncesvet.ru/печатное издание/. Гагаринова И.В.: «Форомирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка в системе СПО».
Горбачёва Марина Юрьевна
Гагаринова Ирина Викторовна
Юлия Васильевна Воробьева
Гагаринова Ирина Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Гагаринова Ирина Викторовна
Максакова Наталья Михайловна
Гагаринова Ирина Викторовна
Селиванова Галина Геннадьевна
Гагаринова Ирина Викторовна