12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гусева Олеся Анатольевна81

Диктант как средство формирования и поддержания мотивации на обучение русскому языку в школе


    Очевидно, что русский язык и математика среди других школьных дисциплин - предметы сложные, часто непонятные, в которых трудно добиться успеха, из-за этого многими не любимые. А то, что не любишь, невозможно делать с душой, и результата при таком подходе тоже не будет. Поэтому вопрос мотивации школьников на обучение русскому языку актуален во всех классах, но особенно остро стоит в позднем подростковом возрасте, в 8-9 классах. Многочисленные исследования говорят о резком снижении интереса к обучению в этом возрасте, отсутствии мотивации и, как следствие, падению качественных результатов по предмету. К тому же необходимость сдачи обязательного экзамена по итогам обучения в основной школе не прибавляет любви к урокам русского языка. Выход мне видится в формировании личностного отношения к предмету, которое следует воспитывать с момента знакомства учителя с учениками в среднем звене, то есть с пятого класса. Одним из способов создания и сохранения интереса на уроках русского языка являются диктанты, которые я использую практически на каждом уроке. 

    Диктант в эпоху повсеместного внедрения тестирования, когда и всероссийские проверочные работы, и сам единый госэкзамен составлены на основе тестов, кажется немного устаревшей и менее популярной формой контроля. Но диктанты можно использовать и как обучающую форму работы, имеющую большой воспитательный потенциал. Во-первых, за счет регулярности проведения формируется дисциплина, определенный порядок оформления, создаются условия для самоконтроля. Во-вторых, содержание текстов должно вызывать интерес к содержанию, вызывать эмоциональный отклик. В-третьих, и это самое важное, диктант создает ситуацию успеха, исчезает страх неудачи, который тормозит процесс обучения. Проиллюстрирую свою мысль примерами. В своей работе я использую множество видов диктантов, но подробнее  остановлюсь на нескольких из них. 

    Диктант "Проверяю себя" можно практиковать почти всегда, исключая уроки контроля и развития речи. Это наиболее частотный вид обучающего диктанта. Учитель подбирает маленький по объему текст, можно стихотворный, диктует его, а учащиеся в случае сомнений, затруднений в написании пропускают букву, подчеркивают ошибкоопасное место. Учитель спрашивает, почему возникли сомнения, может организовать небольшое обсуждение. Проверка написания с объяснением действующих в этом случае правил ведется коллективно. Ребята вписывают букву, графически обозначают орфограмму и объясняют правописание. Цель диктанта - обучение обнаруживать ошибкоопасные места и уметь проверять себя, при этом развивается орфографическая зоркость. Большим плюсом становится потеря страха неудачи, который пагубно влияет на желание школьников изучать русский язык. Для детей становится он более понятным, близким, возникает интерес к грамматическим темам, даже у слабых учеников появляется уверенность в своих силах. Другим преимуществом является то,что диктант "Проверяю себя" позволяет организовать систематическое повторение ранее изученного, устранять возникшие пробелы, что особенно важно при постоянном накоплении нового материала. 

Этот вид диктанта  разумно проводить на этапе актуализации старых и приобретения новых знаний либо на уроках закрепления.  Текст для диктанта подбирается учителем, но возможно давать такое задание и подготовленным ученикам. Материал должен отвечать многим требованиям одновременно: 

  • представлять собой небольшой, но цельный текст;

  • быть интересным;

  • представлять собой иллюстрацию на заданные грамматические темы;

  • быть не слишком сложным, отвечать уровню знаний класса;

  • вызывать эмоциональный отклик и желание прочитать книгу, из которой взят отрывок/составлен текст;

  • иметь воспитательное значение. 

     Такой текст предлагаю при изучении определительных местоимений ребятам шестого класса: Сердце мое больно сжимается, когда я вспоминаю моего маленького друга, и нелегко мне о нем говорить. И я пытаюсь рассказать о нем для того, чтобы его не забыть. Это очень печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг (по А. Сент-Экзюпери). После написания диктанта следует работа по содержимому текста и проверка правописания. Ученикам предлагаю узнать художественное произведение, что послужило основой для текста диктанта.  Определяем основную мысль текста, предлагаю подумать, почему герою-рассказчику так грустно при воспоминании о друге. Был ли незнакомый мальчик хорошим другом? Есть ли в жизни рассказчика сейчас этот или другой друг? Объясняем орфограммы: гласные в корнях с чередование (вспоминаю, сжимается), слитное-раздельное написание с НЕ (нелегко). Обращаю внимание на конструкции сложных предложений, выделяем их грамматические основы, обводим союзы, потому что ознакомительная тема "Синтаксис" в пятом классе рискует забыться к восьмому, когда она будет изучаться углубленно. Далее ребятам задаю вопрос: незнакомый с этим произведением человек поймет ли, о ком идет речь и почему? Что помешает ему это сделать? Подводим к мысли о роли множества местоимений, которые и создают неопределенность лица, о котором говорят, но не называют его. Есть ли в последнем предложении местоимение? Все ли слова служат для называния предметов, признаков? Таким образом, на одном небольшом тексте строится и работа с повторением разных грамматических тем, и присвоение нового знания, и развитие критического мышления, связанного с осознанием текста, и воспитание чувства сопереживания и причастности, осознание чувств и эмоций. 

      Начиная с седьмого класса, когда программа становится особенно насыщенной, плотной и вопрос  использования времени урока приобретает острое значение, для диктанта "Проверяю себя" подбираю небольшие цитаты, пословицы. Слова А.П.Чехова из рассказа "Моя жизнь": "Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни", - хорошо иллюстрируют тему  девятого класса "Виды подчинительной связи". Фраза показывает однородное подчинение и, кроме прикладной, грамматической функции, имеет в себе дискуссионный смысл, призывая подумать, порассуждать о роли каждого поступка, мгновения на всю человеческую жизнь. Цитаты можно кратко обсудить на уроке (ребята активно включаются в эту работу и высказывают свои мысли), а в дальнейшем использовать ее в качестве домашнего задания - сочинения. 

      Словарный диктант мы с учениками пишем нечасто, один-два раза в четверть, но ему предшествует большая подготовительная работа. Каждый ученик в начале четверти получает одно-два слова с непроверяемым написанием и подготавливает проект: изучает лексическое значение слова, его этимологию, указывает морфологические или стилевые особенности, подбирает пример употребления, то есть готовит целую лексикографическую статью по одному слову. Результатом такого мини-проекта является оформленное на листе бумаги рисунок, изображение слова как понятия: в цвете, с выделенным ошибкоопасным местом, с использованием ассоциативных связей, графики. Здесь ребята могут проявить творческий потенциал, есть к тому же и момент соревнования, кто более интересно, оригинально представит свой проект. На каждом уроке в течение четверти выступает один ученик, знакомящий одноклассников со своим словарным словом. Остальные слушатели записывают его в тетрадь-словарик, делают краткие пометки о его значении и особенностях. Все выполненные небольшие плакаты вывешиваются на доску или на любое свободное в кабинете место. Таким образом, ученик всегда видит результат своего труда и надолго запоминает правильное написание слов. После изучения всех слов проводится словарный диктант, на котором  ребята обычно показывают высокий уровень усвоения знаний. Материал для работы подбирается мной по определенной теме, связанной с учебной темой или с уроками развития речи. Например, в начале шестого класса ребята знакомятся при изучении лексики с неологизмами, которых так много в речи современного человека. В связи с этим актуальной становится тема "Мир профессий", которая объединяет профессиональные и новые слова. Некоторые из них - неизменяемые существительные, встречающиеся при изучении следующих тем учебника: сомелье,бариста, рефери. Итогом проектной работы по изучению словарных слов является диктант. В течение четверти в целях изучения правописания и значения непроверяемых слов провожу и дополнительные промежуточные работы в форме кроссвордов, лексических диктантов. 

      Лексические диктанты состоят из формулировок лексического значения разными способами: описательными, синонимическими, антонимическими. Задача школьника - по представленным коротким и ëмким толкованиям лексического значения узнать слово и записать его верно. Ученики воспринимают данное задание как игру, в которой можно проявить интеллектуальные, логические способности и любят этот вид диктанта. Приведу пример лексического диктанта по теме "Спорт" для 5-ого класса: 1. Предмет небольшого веса для силовых упражнений. 2. Зимний вид спорта, использующий шайбу. 3. Забег на длинную дистанцию.4. Исполняемый одновременно, в такт, одинаково. 5. Трудоëмкий, изнурительный. 6. Спортивная игра с воланчиком. 7. Место награждения победителей. 8. Синоним к слову спортсмен. 9. Наставник, учитель. 10. Главный спортивный праздник, известный с древности. 11. В нем запрещены удары рукой. 12. Специальное питание. 13. Баланс отдыха и нагрузки. 14. Соревнование на скорость нескольких спортсменов одной команды, выступающих поочередно. 15. Не имеющий себе равных в многоборье. 16. Жим, рывок, толчок, перекрут одним словом. 17. Цель стрелка. 18. Наивысший успех. 19. Укороченное соревнование. 20. Антоним к "ослабляться, двигаться назад". Лексические, так же, как и диктанты " Проверяю себя" в более старших классах ученики способны под контролем учителя составлять сами и предлагать их для работы в классе, что делают с большим удовольствием. 

    Подготовленные, или разученные диктанты берут за основу или полностью состоят из известных ребятам текстов. Это, в основном, упражнения из учебника, обозначенные как диктант. Такие есть в линейке учебников коллектива Т. А. Ладыженской. Но могут быть использованы и другие упражнения, предложенные учителем, если по ним была проведена предварительная работа. Она заключается в объяснении орфограмм и пунктограмм при записи упражнения в классе, отработке трудных случаев. Это же задание используется в качестве домашнего на следующий или через несколько уроков в зависимости от степени усвоения материала. Дома ребята еще раз прорабатывают текст и затем уже в классе пишут его под диктовку. Такое многократное повторение материала, разучивание его имеет сильный эффект: происходит усвоение многих тем одновременно. Кроме этого, ученики понимают прямую зависимость хорошей отметки от качества выполнения домашней и классной работы. 

     Итак, такая форма работы, как диктант - это большое поле для творчества и для педагога, и для учащихся. Диктанты включают детей в образовательный и воспитательный процесс, делают их активными участниками обучения, а не потребителями услуг. А ведь вовлечённость - это главное условие успешного взаимодействия людей в любой работе, этим достигается не угасаемый со временем интерес к русскому языку как предмету изучения. Диктанты имеют большой развивающий потенциал: лексические диктанты расширяют кругозор и учат краткому объяснению; рассредоточенная подготовка к словарному диктанту - умению пользоваться словарями и искать другие источники информации, умению правильно, грамотно, интересно подать найденный материал; диктант "Проверяю себя" учит не бояться ошибок и уметь их исправлять; подготовленные диктанты - ответственности. В целом диктанты, как и весь курс русского языка, воспитывают внимание к слову, любовь к языку и его носителю, что и является основной целью обучения. 


Рекомендуемые источники по теме


1.Злипух З.Г., Фоминых В.Н. Энциклопедия одного слова как один из видов словарной работы на уроках русского языка и во внеурочное время. https://urok.1sept.ru/articles/577250

2. Кравец Л.И. Диктант как один из эффективных видов работы на уроке русского языка. https://urok.1sept.ru/articles/602233

3.Левковская Н.Н. Диктант " Проверяю себя " как средство развития орфографической зоркости. https://urok.1sept.ru/articles/532102

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.