12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ситнева Наталья Леонидовна80
учитель начальных классов
Россия, Тюменская обл., Тюмень
2

Работоспособность и утомляемость как критерии продуктивности учебной деятельности.

Работоспособность и утомляемость как критерии продуктивности учебной деятельности.

Современный первоклассник имеет следующие особенности:

1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.

2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.

3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение, более высокая самооценка.

4. Зачастую наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых.

5. У современных детей более слабое здоровье.

6. Они перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие – дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Такие особенности способствуют замедлению формирования устойчивой внутренней мотивации к учению.

Таким образом, в современной системе образования меняется и ученик и учитель.

Но, несмотря на все перемены, всё же остаются дети, которые не хотят учиться.

- Почему так происходит?

- Как заинтересовать такого ученика?

- Как запустить внутренние процессы мотивации?

- Как сделать так, чтобы мотивация стала устойчивой? Чтобы она усиливала продуктивность учебной деятельности ученика?

Для этого учителю важно понимать психолого-педагогическую сущность продуктивности учебной деятельности.

Продуктивность учебной деятельности в первую очередь связана с понятием работоспособности.

На стадии врабатывания работоспособность постепенно повышается, устанавливаются связи между нервными центрами, что сопровождается значительным напряжением. У учащихся младшего школьного возраста этот период длится в среднем 3-5 минут, у детей медлительных, со слабым типом нервной системы -  в 1,5-2 раза длиннее. Поэтому нецелесообразно планировать сложные задания на начало урока.

Утомление - особое состояние, когда ребенок работает при значительном напряжении, при этом качество работы и темп деятельности существенно снижаются, вплоть до отказа от работы. Первыми признаками утомления становятся нарушение концентрации внимания, двигательное беспокойство, увеличение числа ошибок.

В начальной школе учащимся необходима частая смена видов деятельности, эмоциональное воздействие.  Важно знать, что одинаково утомляет как однообразная длительная деятельность, так и частая смена видов деятельности. Утомлению способствует также перегрузка лишней информацией, высокое психоэмоциональное напряжение.

В качестве критериев анализа обучаемости используют ряд характеристик умственной деятельности ребенка:

1. Наличие или отсутствие потребности в подсказке.

2. Количество времени, затрачиваемого на выполнение задания по поиску принципа аналогии фигур.

3. Типы ошибок с учетом анализа источников их возникновения.

4. Число необходимых ребенку упражнений (по А. Я. Ивановой). При этом важно учитывать врожденные способности ребенка и уровень его познавательной активности, мотивации.

Таким образом, в продуктивности учебной деятельности важное значение имеет уровень работоспособности ученика, уровень его обучаемости и познавательной активности.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.