Работоспособность и утомляемость как критерии продуктивности учебной деятельности.
Работоспособность и утомляемость как критерии продуктивности учебной деятельности.
Современный первоклассник имеет следующие особенности:
1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение, более высокая самооценка.
4. Зачастую наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых.
5. У современных детей более слабое здоровье.
6. Они перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие – дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Такие особенности способствуют замедлению формирования устойчивой внутренней мотивации к учению.
Таким образом, в современной системе образования меняется и ученик и учитель.
Но, несмотря на все перемены, всё же остаются дети, которые не хотят учиться.
- Почему так происходит?
- Как заинтересовать такого ученика?
- Как запустить внутренние процессы мотивации?
- Как сделать так, чтобы мотивация стала устойчивой? Чтобы она усиливала продуктивность учебной деятельности ученика?
Для этого учителю важно понимать психолого-педагогическую сущность продуктивности учебной деятельности.
Продуктивность учебной деятельности в первую очередь связана с понятием работоспособности.
На стадии врабатывания работоспособность постепенно повышается, устанавливаются связи между нервными центрами, что сопровождается значительным напряжением. У учащихся младшего школьного возраста этот период длится в среднем 3-5 минут, у детей медлительных, со слабым типом нервной системы - в 1,5-2 раза длиннее. Поэтому нецелесообразно планировать сложные задания на начало урока.
Утомление - особое состояние, когда ребенок работает при значительном напряжении, при этом качество работы и темп деятельности существенно снижаются, вплоть до отказа от работы. Первыми признаками утомления становятся нарушение концентрации внимания, двигательное беспокойство, увеличение числа ошибок.
В начальной школе учащимся необходима частая смена видов деятельности, эмоциональное воздействие. Важно знать, что одинаково утомляет как однообразная длительная деятельность, так и частая смена видов деятельности. Утомлению способствует также перегрузка лишней информацией, высокое психоэмоциональное напряжение.
В качестве критериев анализа обучаемости используют ряд характеристик умственной деятельности ребенка:
1. Наличие или отсутствие потребности в подсказке.
2. Количество времени, затрачиваемого на выполнение задания по поиску принципа аналогии фигур.
3. Типы ошибок с учетом анализа источников их возникновения.
4. Число необходимых ребенку упражнений (по А. Я. Ивановой). При этом важно учитывать врожденные способности ребенка и уровень его познавательной активности, мотивации.
Таким образом, в продуктивности учебной деятельности важное значение имеет уровень работоспособности ученика, уровень его обучаемости и познавательной активности.