Урок алгебры в 7 классе «Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности»
Тема урока: «Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности»
Дата проведения урока: 06.03.2017г.
Класс: 7 «Б»
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: доска, учебник, мультимедийный проектор, презентация
Цель урока: cформировать умение раскладывать многочлен на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.
Задачи урока:
1) Образовательные:
создать условия для повторения, закрепления знаний, умений и навыков учащихся применять формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений;
- обеспечить усвоение учащимися нового способа разложения
многочленов на множители с помощью формул квадрата суммы и
квадрата разности.
2) Развивающие:
развитие мышления, умения находить пути решения проблем, анализировать, обобщать, доказывать и опровергать, выявлять закономерности;
продолжить работу по развитию умения самостоятельно приобретать новые знания, использовать для достижения поставленной задачи уже полученные знания;
развитие умений для осуществления самооценки и самокоррекции учебной деятельности.
3) Воспитательные:
воспитание ответственности, творческого отношения к учебному труду, умения работать в парах и группах;
воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения.
Планируемый результат:
УУД:
Личностные: развитие познавательных интересов и инициативы школьников;
Регулятивные: построение логической цепи рассуждений, умение сравнивать и анализировать;
Познавательные: умение правильно (математическим языком) читать выражения, структурировать знания, контролировать процесс и оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в парах.
Ход урока
I. Организационный момент (5 мин)
Учитель : Здравствуйте, ребята! Рада Вас видеть. Известный русский математик 20в. А.А. Марков утверждал: « Не бойтесь формул! Учитесь владеть этим инструментом человеческого гения! В формулах заключено величие и могущество Человеческого разума!»
- Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа нашего урока я выбрала эти слова?
- Чем хороши формулы сокращенного умножения? Для чего они нам нужны?
Действительно, формулы сокращенного умножения применяются во многих разделах математики. С их помощью можно легко раскладывать на множители, решать уравнения, сокращать дроби, применять их для рационализации вычислений и др. Формулы сокращенного умножения станут для вас незаменимыми помощниками на ОГЭ и ЕГЭ.
- Какие ФСК вам известны?
II. Актуализация опорных знаний (10-12 мин)
Фронтальный опрос (результат по щелчку мыши высвечивается после верного ответа учащегося)
Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5
Учитель:
- Давайте вспомним, что значит разложить многочлен на множители?
- Какие способы разложения на множители вам известны?
Сегодня на уроке мы изучим еще один способ разложения на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности, а также проверим, как вы сумеете применить свои знания на практике.
III. Изучение нового материала (10 мин)
1. Разложите на множители:
1) 5x+15
2) 2x+2y+x2+xy
3) x2+6x+9
Учитель: Перед нами развернутый вид квадрата суммы. А можем ли мы свернуть этот трехчлен в формулу квадрата суммы? Давайте попробуем вместе.
Алгоритм
1. Найти среди членов трехчлена 2 таких, которые можно представить в виде квадрата.
2. Проверить, равно ли их удвоенное произведение оставшемуся слагаемому.
3. Если да, то свернуть трехчлен в формулу квадрата суммы (разности), поставив в двучлене такой знак, который стоит перед удвоенным произведением двух выражений в трехчлене.
x2+6x+9 = x2+2⋅x⋅3+32 = (x+3)2
Обратите внимание. В результате получили квадрат двучлена. Мы разложили на множители трехчлен? Да, т.к. (x+3)2=(x+3)(x+3)
Запишем формулу в общем виде:
a2+2ab+b2 =(a+b)2
a2-2ab+b2 =(a-b)2
IV. Первичное закрепление (15 мин)
2. Представить в виде квадрата двучлена трехчлен:
(у доски)
Ученик 1 | Ученик 2 |
a2 +16a+64 64x2-48xy+9 p2-2pq+q2 | 49a2+28a+4 m2-8mn+16n2 1+12c+36c2 |
3. Найдите значение выражений:
a) 9m2-6m+1, при m= -3; 7
b) 40c+16+25c2, при с=0,6; 1,2
4. Решите уравнения
a) (36m2+9+36m)(3-m)=0
b) (64x2+16-64x)(2x-18)=0
Учитель: Откройте тетради с домашним заданием и положите их в раскрытом виде на край стола. В тетрадях для самостоятельных работ выполняем задания по карточкам (по вариантам).
Учитель: А теперь возьмите простой карандаш, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу. Ответы представлены на слайде. Первые 4 примера – 1 вариант. Оставшиеся - 2 вариант.
Первое уравнение – 1 вариант. Второе – 2 вариант.
Слайд 7 Слайд 8
V. Домашнее задание (1 мин)
П.26 – повторить, П.27. 811(д,з), 829, 826.
VI. Подведение итогов (2мин)
Выводы. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.