«РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО (РЕЗУЛЬТАТИВНОГО) УЧАСТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ КОНКУРСАХ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ «РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОPPTX / 10.88 Мб
/data/files/u1719910764.pptx (ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ «РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО)«РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО (РЕЗУЛЬТАТИВНОГО) УЧАСТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ КОНКУРСАХ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ).
(ДОКЛАД на V ЕНИСЕЙСКОЙ КРАЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ: ВЫЗОВЫ, ИДЕИ, ПРАКТИКИ»)
Приоритетом современного образования, а также социальным заказом государства и общества сегодня является выявление и развитие одаренных детей. Исследования одаренности показывают ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами собой и «пробьют» себе дорогу без помощи и поддержки.
Разработка ИОМ - индивидуального образовательного маршрута – способ, который позволяет максимально раскрыть личностный интеллектуальный и творческий потенциал одаренного ребенка.
ИОМ предусматривает:
Реализацию права обучающихся и родителей на выбор темпа обучения и результата;
Возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
Успешность одаренного ребенка и отражение интересов, возможностей и потребностей одаренной личности.
Реализация индивидуального образовательного маршрута может происходить в форме работы в урочное и неурочное время.
В рамках темы статьи хотелось бы остановиться на выстраивание индивидуального образовательного маршрута во внеурочное время, а именно – через участие в исследовательских конкурсах и проектах.
В исследовательской работе наиболее полно могут проявить себя дети с гибким аналитическим мышлением, умеющие нестандартно мыслить, творчески подходить к решению задач, создавать новые интеллектуальные продукты.
Исследовательская деятельность формирует у учеников способность к самостоятельному проведению исследовательской работы, обучение необходимым для этого навыкам и умениям.
То, что приобретается на основе собственного опыта, приводит к более глубокому осмыслению исторического материала, глубоким знаниям по изучаемому предмету и объекту исследования.
Маршрут максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Успехи детей сравниваются не с другими, а только с их собственными предыдущими достижениями. Главное, в построенном таким образом индивидуальном образовательном маршруте – признание за каждым учеником права на значительную самостоятельность, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями, которые отвечают его интересам и потенциальным возможностям.
Таким образом, маршрутная система обучения позволяет реализовать личностноориентированный подход в образовании одаренных детей.
Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута включает в себя несколько этапов.
В исследованиях по данной теме отмечается, что универсального рецепта создания ИОМ в настоящие момент нет, так как ИОМ характеризует особенности обучения данного ребенка.
Кроме того, невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку он должен отражать процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка. Поэтому ИОМ носит пролонгированный характер, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
В представленном на экране алгоритме – 8 этапов. Я постараюсь кратко описать каждый в построении индивидуального образовательного маршрута вот внеурочной исследовательской деятельности учащихся.
В 2020 – 2022 учебном году были выстроены реализованы индивидуальные маршруты внеурочной, в т.ч. исследовательской деятельности для 2 – учащихся (юношей) 10, 11 профильных классов социально – гуманитарной направленности.
Создание ИОМ по внеурочной деятельности с акцентом на исследовательскую работу учащихся выглядело так.
НА 1 ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ необходимо было «найти» одаренных детей, которые проявляют интерес к исследовательской деятельности и готовность к выполнению проектных и исследовательских работ. Важным является момент, чтобы одаренный ребенок «захотел» заниматься данным видом деятельности, чтобы эта работа отвечала его образовательным потребностям, интересам и создавала возможность для развития его способностей и талантов.
В настоящий момент существует множество методик выявления одаренности; «Интеллектуальный портрет», «Сфера личностного развития»» «Карта одарённости», «Характеристика ученика», методика оценки общей одаренности и др.
Поскольку я преподаю историю и обществознание в старших профильных классах, то есть дети приходят в 10 класс с определенным багажом знаний, умений, навыков, то основными данными для первичной диагностики познавательных характеристик старшеклассника становятся:
Анализ особых успехов и достижений ребенка (показатели в предметных олимпиадах, проектно – исследовательской работе за предыдущие годы и др.);
Личный интерес ребенка к предмету (участие в исторических и обществоведческих школьных, муниципальных мероприятиях, беседы с учителями – предметниками, преподавшими в средних классах);
Диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
Образовательные потребности и мотивы;
Предпочитаемые виды деятельности.
Наконец – и это, пожалуй, самое главное – особенности и потребности самих детей и их родителей в достижении необходимого образовательного результата, их желание заняться исследовательской работой и готовность к долгому кропотливому труду.
Существует специальная методика «Первичной диагностики одарённости детей» педагогом. В ней приведены шкалы, которые предназначены для того, чтобы педагог мог изучить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях.
Шкала 1. Познавательные характеристики обучающегося.
1.Обладает довольно большим для этого возраста запасом слов, использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью.
2. Обладает обширным запасом по разнообразным темам (выходящих за пределы интересов детей это возраста).
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
4. Легко «схватывает» причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задаёт много вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать что лежит в основе явлений и действий людей. 5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше», чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит.
Подсчитываются цифры, умножаются на коэффициент, выводится общий показатель.
По результатам диагностического анализа мной был составлен «свой» банк данных, в который были включены одаренные дети по истории и обществознанию в 10 профильном классе. Из составленного списка детей выделялись 3 группы:
1) потенциальный резерв (нет особой заинтересованности при выполнении сложной, требующей напряжения работе: «могут, но не всегда хотят»);
2) «активисты» (активно работают на уроках и участвуют в мероприятиях, но не отличаются особыми способностями: «хотят, но не всегда могут»);
3) творчески одаренные учащиеся («хотят и могут»).
Индивидуальные образовательные маршруты были разработаны для 2 – учащихся из профильного социально – гуманитарного класса, которые показывали высокую степень заинтересованности в предмете «история», а также стабильные и качественные результаты в его освоении. Решающую роль сыграло желание самих учеников участвовать в реализации собственного образовательного маршрута, осознание ими необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самореализации и помощи в выборе профилирующего направления дальнейшего обучения.
НА 2 ЭТАПЕ ПРОИСХОДИЛО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЦЕЛИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В 2020 – 2021 ГОДУ объектами для исследования были выбраны события истории г. Ужура и Ужурского района в годы Гражданской войны и Великой Отечественной войны, а предметом - памятники культуры, которые находятся на территории г. Ужур и занесены в Перечень объектов культурного наследия Красноярского края.
В 2021 – 2022 учебном годах (продолжение образовательного маршрута) объекты для исследования остались те же, предметами – для одного учащегося стало событие - расстрел красных партизан в деревне Баит Ужурского района в годы Гражданской войны, для второго – роль общественности в создании памятника «Скорбящая мать» в честь героев Великой Отечественой войны в г. Ужуре.
Были сформулированы краткосрочные и долгосрочные цели индивидуальных образовательных маршрутов.
Краткосрочной целью являлось успешное участие в исторических конкурсах и олимпиадах различных уровней.
Долгосрочная цель – успешная сдача ЕГЭ по истории и поступление в вузы (юридические факультеты).
Задачи устанавливались каждым учащимся по ходу создания работы в зависимости от темы исследования.
! Здесь важно установить соотношение и связь целей и задач ИОМ с исходной образовательной ситуацией ученика.
Образовательная ситуация - это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями.
3 ЭТАП СТАЛ ЭТАПОМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА. На этом этапе была определена содержательная структура учебного плана, базовые методики образовательной индивидуализации, график бесед, консультаций, проблемно – деятельностные задания.
Были выбраны краевые и федеральные исследовательские конкурсы, в которых предполагалось участвовать в течение 2 – х лет, в период обучения в профильных старших классах.
Для 10 класса было выбрано участие в краевом исследовательском конкурсе «Наш край – наше наследие» (организаторы - Министерство образования Красноярского края и КГКУ «Центр про сохранению культурного наследия Красноярского края». На второй год реализации индивидуального образовательного маршрута для 11 – го класса – краевой конкурс исследовательских работ «Мое Красноярье» (организаторы - Министерство образования Красноярского края и КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр туризма и краеведения») и всероссийские конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» (НИУ ВШЭ).
На этом этапе учащиеся знакомились с различными видами конкурсных работ. Например, в чем отличие исследования от исследовательского проекта, как планировать работу, формулировать тему и выбирать методы исследования, делать обзор литературы и подводить результаты, работать в архиве и брать интервью и др. Тогда же происходило формулирование ожидаемых результатов, определение перспектив своей деятельности и прогнозирование успешности своей работы.
4 ЭТАП - ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
На этом этапе были определены методы и средства обучения, организационные формы обучения, роль педагога и деятельность учащегося. Можно представить данный этап в форме таблицы.
Здесь важно выстроить партнерские отношения с организациями, которые могут обеспечить адресную образовательную поддержку ученику в его исследовательской деятельности, т.е. осуществит «расшколивание» индивидуального образовательного маршрута; создать для ученика возможности для удовлетворения образовательных запросов в иных организациях и пространствах.
На экране вы видите, что в ходе решения образовательной ситуации ребята работали в архивах; встречались с представителями местных администраций; получали информацию в краеведческом музее г. Ужура «Оберег»; работали с документами «Центра по сохранению памятников культурного наследия Красноярского края»; «Службы по государственной охране объектов культурного наследия»; совершали учебные экспедиции в село Баит Ужурского района, с. Соленоозерное Хакасии; собирали фотоматериалы во время поездок к памятникам и военкомат г. Ужура.
Построение отношений с иными организациями и площадками дает учащимся образовательный опыт и опыт решения практических проблем, помогает налаживать коммуникацию с другими людьми.
5 ЭТАП ПОСВЯЩЕН ВЫСТРАИВАНИЮ ИОМ – ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ.
В 2020 году были разработаны индивидуальные образовательные маршруты для 2 – учащихся 10 класса, которые были реализованы в течение 2 – х лет. Важно отметить, что определить четкий и законченный индивидуальный образовательный маршрут сразу на 2 года было невозможно, поскольку ИОМ должен отражать процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка. Поэтому индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося носил пролонгированный (продолженный, продленный) характер и был скорректирован по результатам 10 – го класса после подведения итогов работы.
В частности после завершения первого учебного года в 10 классе, были подведены итоги по внеурочным формам работы и подведены результаты. Были отмечены положительные достижения каждого ученика в течение учебного года в исследовательской деятельности: один стал лауреатом краевого конкурса исследовательских работ «Наш край – наше наследие», работа второго награждена дипломом участника. Ребята приняли участие в международном историческом квесте «За пределами», который проводился Всероссийским общественным движением «Волонтеры Победы» и был посвящен 75-летию начала главного суда над нацистами - Нюрнбергского процесса в онлайн режиме и как команда заняли достойное место в онлайн – проекте.
На 2021 – 2022 учебный год (11 класс) для учащихся были выстроены скорректированные индивидуальные образовательные маршруты (в том числе и по внеурочной деятельности – заполняется учеником, составлены индивидуальные планы исследовательской деятельности школьников по истории на следующий учебный год (заполняется учителем – предметником).
Месяц | Форма обучения/ участие в мероприятии | Форма отчета/демонстрации результатов |
сентябрь | Учебные экспедиции: встречи, интервью; Сбор фотоматериалов; Изучение гайда (инструкции, руководства) по исследовательской деятельности (особенности и правила исследовательской работы; отличие исследования от проекта; знакомство с библиотекой исследователя – изучение полезных ресурсов); Анализ научно – исследовательской литературы по теме исследования. | Выбор направления, объекта и предмета исследования; Определение темы и проблемы исследования; Формулировка актуальности исследования; Формулирование гипотезы исследования. |
октябрь | Работа материалами архива, краеведческого музея; Встречи и интервью с работниками органов местного самоуправления; Встречи и беседы со старожилами Ужурской земли, должностными лицами органов местного самоуправления г. Ужур и Ужурского района: Посещение вебинара по написанию исследовательской работы конкурса «Высший пилотаж» на интернет платформе НИУ ВШЭ; Анализ научно – исследовательской литературы по теме исследования. | Выбор методов исследовательской работы; Составление плана - проспекта исследовательской работы; Установка собственных дедлайнов, которые позволят вовремя закончить работу. |
ноябрь | Исследование рукописей мемуаров жителей города Ужура - очевидцев событий; Учебная экспедиция в с. Соленоозерное республики Хакасия; Посещение он – лайн - курсов «Практикум молодого исследователя», «Публичные выступления: важные ньюансы», «Техника и дизайн эффективной презентации» на итернет – площадке НИУ ВШЭ. | Анализ и отбор собранного материала; Обдумывание результатов и выводов в работе. |
декабрь | Работа с материалами «Службы по государственной охране объектов культурного наследия» и «Центра по сохранению памятников культурного наследия Красноярского края». | Подготовка текста исследовательской работы; Оформление работы по заданным критериям. |
январь | Работа в онлайн – лабораториях исследовательской школы «Топос» на интернет платформе «Центра туризма и краеведения Красноярского края»; | Определение значимости и актуальности темы исследования, рассмотрение исследовательских связей, обсуждение представленного учащимся материала с учителем и наставниками онлайн – школы «Топос» на конкурс «Мое Красноярье» |
Отправка работы на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» (НИУ ВШЭ). | Регистрация и предоставление готовой исследовательской работы на отборочный этап всероссийского конкурса «Высший пилотаж» | |
февраль | Работа в онлайн – лабораториях исследовательской школы «Топос» на интернет платформе «Центра туризма и краеведения Красноярского края»; | Корректировка плана исследовательской работы на краевой конкурс исследовательских работ «Мое Красноярье» |
Отправка работы на стартовый этап краевого конкурса исследовательских работ «Мое Красноярье». | Предоставление краткого описания исследовательской работы, темы исследования, краткого хода и плана исследования, предполагаемого результата. | |
март | Получение результатов стартового этапа краевого конкурса исследовательских работ «Мое Красноярье» и отборочного этапа всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»; Подготовка к финальному этапу всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»; Участие в онлайн – форуме исследовательской школы «Топос» «Центра туризма и краеведения Красноярского края»; На основе рейтинга отборочного этапа краевого конкурса исследовательских работ «Мое Красноярье» подготовка к финалу конкурса. | оформление презентации и доклада на всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»; разработка выступления в формате сторителлинг и оформление презентации к публичной онлайн – защите финального этапа конкурса: |
апрель | Публичная онлайн – защита на интернет – платформе краевого конкурса исследовательских работ «Мое Красноярье»; Публичная онлайн – защита на интернет – площадке всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» | Рефлексивно – оценочная работа: оценка презентации и выступления, ответы на полученные в ходе обсуждения вопросы. |
6 ЭТАП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА - ЭТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ИОМ.
На этом этапе педагог и ученик реализуют намеченный маршрут во внеурочной (главным образом исследовательской деятельности).
С учителем проводятся консультирования и собеседования.
Организуются поездки и встречи (в архив, музеи, населенные пункты, связанные с темой исследования).
Учащийся участвует на интернет – платформах в онлайн – курсах и вебинарах
Учащийся предоставляет промежуточные отчеты в форме докладов и отдельных частей работы с последующим их обсуждением и рецензированием.
В ХОДЕ 7 ЭТАПА ПРОИСХОДИТ ДИАГНОСТИКА ТЕКУЩИХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВОЗМОЖНАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА.
В этот момент работа с фактическим материалом в ходе исследования завершена, полученная информация проанализирована, классифицирована и систематизирована. Организуется работа по выявлению возникших проблем и недочетов, замечаний, полученных в ходе обсуждения исследовательской работы. Готовится презентация своей работы на отборочный и финальный этапы исследовательских конкурсов и творческих проектов.
8 РЕФЛЕКСИВНО – ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП.
Учащиеся представляют индивидуальные образовательные продукты деятельности в виде готовых исследовательских (или проектных) работ. Происходит сопоставление их с целями индивидуального образовательного маршрута, оценка деятельности и конечного продукта. Иначе говоря, происходит подведение итогов и определяется эффективность проведенной работы
В 2021 – 2022 году 2 учеников 11 профильного социального – гуманитарного класса МКОУ «СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный» Красноярского края, с которыми была организована учебная деятельность по индивидуальному образовательному маршруту показали следующие результаты: Вунгалов Даниил стал победителем финального этапа всероссийского конкурса «Высший пилотаж 2022» в направлении «История» и получид дополнительные баллы к ЕГЭ по истории; занял 1 место в краевом конкурсе исследовательских работ «Мое Красноярье 2022» в номинации «Историческое краеведение, военная история»; 2 место в школьной научно – практической конференции с проектом «Ученики Орфея»; получил благодарность за участие в краевом молодежном форуме «Научно – технический потенциал Сибири» в номинации «Научный конвент».
Конопихин Вадим занял 3 место в краевом конкурсе исследовательских работ «Мое Красноярье 2022» в номинации «Историческое краеведение, военная история»; 1 место на школьном этапе ВСОШ по истории и призовое – на муниципальном этапе; на школьной научно – практической конференции занял (вместе с командой) 3 место с проектом социальной направленности «Мир русских сказок».
Результаты ЕГЭ по истории Вунгалова Даниила – 94 балла, Конопихина Вадима – 87 баллов. Оба ученика поступили на бюджетные места в высшие учебные заведения Красноярского края.
Таким образом, маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных личностей. Он максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Успехи детей сравниваются не с другими, а только с их собственными предыдущими достижениями. Главное, в построенном таким образом индивидуальном образовательном маршруте – признание за каждым учеником права на значительную самостоятельность, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями, которые отвечают его интересам и потенциальным возможностям.
Огромную роль при разработке индивидуального образовательного маршрута играют внеурочные формы обучения: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, проектах. Особую актуальность при построении индивидуального образовательного маршрута для одаренного ребенка приобретает сегодня исследовательская деятельность. В ходе неё одаренный ребенок осваивает мир практически. Исследование обеспечивает более высокий уровень системности знаний и развитие самостоятельной позиции. В дальнейшем это поможет ему решать проблемные ситуации и выстраивать свой путь.
Кроме того, введение в ИОМ элементов исследовательской технологии дает еще одно неоспоримое преимущество: исследовательская деятельность учащихся позволяет позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Доминирующая роль педагога в процессе усвоения знаний и опыта устраняется. Происходит формирование нового вида педагогического общения – научного и по-настоящему творческого сотрудничества учителей и учащихся, между учеником и учителем вырабатывается стиль поведения единомышленников и коллег.
Есть мнение, что одаренным является каждый ребенок, просто школа не всегда может рассмотреть его способности и таланты.
Одаренные представляют сегодня огромную ценность для общества. Они испытывают радость от умственного труда, способны быстро осмысливать и переосмысливать информацию, могут практически применять знания, сосредотачиваться на нескольких видах деятельности и во многих областях достигать высоких результатов. Не разглядеть способности ребенка – большая ошибка. А ошибки учителей дорого обходятся людям, как уверяла одна из героинь любимого всеми фильма Ильдара Рязанова.