Разработка открытого заседания научного общества учащихся основной школы на тему «Поваренная соль» (5–7 класс)
Открытое заседание научного общества обучающихся основной школы «Эрудит»
на тему «Поваренная соль»
Цель: расширить знания о поваренной соли.
Задачи:
обучающие – актуализировать и расширить знания о свойствах и применении поваренной соли; выяснить значение солей в природе и жизни человека;
развивающие – совершенствовать умения работать с учебной, научно-популярной литературой, отбирать материал, находить главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать и укреплять навыки химического эксперимента, способствовать расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, развитию мотивации учебной деятельности;
воспитательные – помочь воспитанию сотрудничества, общительности, коммуникативности, самостоятельности, сформировать осознанное отношение к своему здоровью.
Технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, ИКТ-технология.
Формы работы: парная, групповая
Межпредметные связи: физика, химия, математика, география, информатика, биология
Целевая аудитория: 6 класс
Время проведения: 30-40 минут
Заседание НОУ «Эрудит» на тему «Поваренная соль» было разработано и проведено учителем физики и математики МБОУ СШ № 1 г. Пошехонье Кустовой М.М. и учителем химии и биологии МБОУ СШ № 1 г. Пошехонье Захарченко Е.Г.
Ход занятия
Учитель физики и математики: Случалось ли вам слышать слово «минерал»?
Ребята: да/ нет
Учитель физики и математики: А какие минералы вам знакомы?
Ребята: Рубин и изумруд, бирюза, малахит, аметист, гранат, горный хрусталь.
Учитель физики и математики: А не вспомнился ли вам минерал, без которого жизни просто быть не может? Нам без него не прожить и дня!
Он необходим для приготовления пищи.
Одна из народных примет говорит о том, что если его просыпать – быть ссоре.
Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и … солью!
Как вы думаете, о чем идет речь?
Ребята: Речь идет о соли.
Учитель химии и биологии: Среди всех солей наибольший интерес для простого человека представляет та, которую мы называем поваренной солью. Поваренная соль – это минерал галит. На химическом языке поваренная соль называется хлорид натрия и обозначается NaCl.
С чем у вас ассоциируется слово «соль»?
Ребята: Соль, которую используют для приготовления еды, соленые слезы и т.д.
Учитель химии и биологии: А много ли вы знаете о поваренной соли? Давайте проверим. Перед вами лежат листы с вопросами. Поставьте плюс напротив вопроса, если вы можете на него ответить и минус, если вы пока не знаете ответ на вопрос (графа «до занятия»).
Ребята заполняют таблицу (графа «до занятия»).
Знаете ли вы | До занятия | После занятия |
Какого цвета может быть поваренная соль? | ||
Может ли соль плавиться? | ||
Может ли соль кипеть? | ||
Какие растворы называются физиологическими и где они применяются? | ||
Какова роль поваренной соли в организме человека? | ||
Сколько человеку необходимо потреблять в день поваренной соли? | ||
Вреден ли избыток соли для организма человека? | ||
Вреден ли недостаток соли для организма человека? | ||
Каково влияние поваренной соли на растения и животных? |
Учитель физики и математики: Не на все вопросы вы смогли ответить. Во время сегодняшнего занятия, мы создадим цельный образ, «портрет» одного из самых удивительных веществ – поваренной соли.
Для этого вы разделитесь на группы (по желанию).
1. Экспериментаторы-физики (2 человека). Изучение физических свойств поваренной соли по плану. Рабочий лист 1. Приложение 1.
План описания свойств вещества:
• название;
• агрегатное состояние;
• цвет, запах (вкус) и другие внешние признаки;
• плотность;
• температура плавления (замерзания);
• температура кипения;
• электропроводность;
• растворимость при различной температуре.
2. Экспериментаторы-химики (3 человека). Решение задач на массовую долю. Приготовление растворов, изучение поведения твердого тела в растворах.
Приложение 2.
3. Географы (1 человек). Соль в природе.
Приложение 3. Работа с литературой, Интернет-ресурсами.
4. Биологи (2 человека). Соль в организме человека. Влияние поваренной соли на растения. Приложение 4. Работа с литературой, Интернет-ресурсами.
Во время работы групп, учителя при необходимости консультируют ребят, оказывают необходимую помощь.
После окончания работы групп, подводятся итоги работы. Каждая группа докладывает о проделанной работе и полученных результатах. Выслушав всех докладчиков, ребята заканчивают заполнение листа с вопросами (графа «после занятия»).
Учитель химии и биологии: Ребята, какой же вывод мы можем сделать после сегодняшнего занятия? Важна ли соль для человека? Можем ли мы прожить без соли?
Ребята: Соли участвуют и в физических процессах, и в биологических, и в химических. Жизнь без соли невозможна. Но переизбыток соли может быть смертельно опасным для человека.
Учитель физики и математики: Ребята, всё ли мы узнали о соли за столь короткое время или у нас ещё есть возможность продолжения работы над темой «Поваренная соль».
Ребята: предлагают варианты исследовательских работ по этой теме.
Рабочий лист 1.
Примечание. Значения температур плавления и кипения, а также плотность вещества и электропроводность, не установленные экспериментально, найдите в справочнике.
Внимание! Определение запаха и проба вещества на ощупь проводятся строго по указанию учителя с соблюдением всех правил техники безопасности. Определение вкуса веществ в лаборатории (школьном кабинете химии) категорически запрещается!
Рассмотрите вещество, определите его свойства, пользуясь планом описания свойств вещества.
План описания свойств вещества:
• название;
• агрегатное состояние;
• цвет, запах (вкус) и другие внешние признаки;
• плотность (по таблице в справочнике);
• температура плавления (по таблице в справочнике);
• температура кипения (по таблице в справочнике);
• электропроводность (в справочнике);
• растворимость в воде при различной температуре (провести эксперимент).
Для обобщения результатов всех проведенных измерений и исследований свойств вещества заполните таблицу.
Название вещества | |
Агрегатное состояние (твердое, жидкое или газообразное) | |
Внешний вид | |
Цвет | |
Запах | |
Вкус | |
Температура плавления, °С | |
Температура кипения, °С | |
Плотность, г/см3 | |
Электропроводность (да, нет) | |
Растворимость в воде при различной температуре |
Другие данные:
Приложение 1
Температура плавления некоторых веществ (°C)
(при нормальном атмосферном давлении)
Водород | –259 | Алюминий | 660 |
Кислород | –219 | Поваренная соль | 801 |
Азот | –210 | Серебро | 962 |
Спирт | –114 | Золото | 1064 |
Ртуть | –39 | Медь | 1085 |
Лед | 0 | Чугун | 1200 |
Цезий | 29 | Сталь | 1500 |
Калий | 63 | Железо | 1539 |
Натрий | 98 | Платина | 1772 |
Сера | 112,8 | Осмий | 3045 |
Йод | 114 | Вольфрам | 3387 |
Сахар | 185 | Алмаз | Около 4000* |
Олово | 232 | Графит | Около 4000* |
Свинец | 327 | Мел | Разлагается |
Янтарь | 360 | Медный купорос | Разлагается |
Цинк | 420 | Питьевая сода | Разлагается |
Температура кипения некоторых веществ (°C)
(при нормальном атмосферном давлении)
Водород | –253 | Свинец | 1740 |
Азот | –196 | Алюминий | 2500 |
Кислород | –183 | Медь | 2567 |
Эфир | 35 | Олово | 2620 |
Спирт | 78 | Железо | 2750 |
Молоко | 100 | Сахар | Разлагается |
Вода | 100 | Мел | Разлагается |
Иод | 186 | Медный купорос | Разлагается |
Ртуть | 357 | Питьевая сода | Разлагается |
Сера | 444,6 | Алмаз | Неизвестна |
Цинк | 906 | Графит | Неизвестна |
Поваренная соль | 1465 |
|
Плотность некоторых материалов, кг/ м 3
Асфальт | 1100 – 1500 | Бетон | 2200 – 2400 | Бумага | 700 – 1200 |
Воск | 960 | Грунт | 1500 – 3000 | Дёготь (смола) | 1020 |
Камфара | 990 | Картон | 690 | Каучук | 900 |
Кирпич | 1400 – 2200 | Кожа (сухая) | 860 | Кость | 1700 – 2000 |
Лёд | 920 | Парафин | 800 – 900 | Пемза | 500 – 1400 |
Песок | 1500 – 2000 | Поваренная соль | 2165 | Пробка | 200 – 300 |
Резины | 900 – 2000 | Снег (рыхлый) | 100 – 200 | Скипидар | 1070 |
Стекло | 2400 – 5900 | Сургуч | 1800 | Уголь (древесный) | 300 – 600 |
Фарфор | 2300 – 2500 | Целлюлоид | 1400 | Цемент | 2700 – 3000 |
Шлак | 2000 – 3900 | Эбонит | 1150 | Янтарь | 1100 |
Приложение 2
Внимание! Определение запаха и проба вещества на ощупь проводятся строго по указанию учителя с соблюдением всех правил техники безопасности. Определение вкуса веществ в лаборатории (школьном кабинете химии) категорически запрещается!
Решите задачи на массовую долю и приготовьте растворы.
1. Рассчитайте, какую массу соли и воды надо взять для приготовления 50 г раствора с массовой долей соли 5 %? Приготовьте данный раствор.
2. Рассчитайте, какую массу соли и воды надо взять для приготовления 50 г раствора с массовой долей соли 10 %? Приготовьте данный раствор.
Погрузите в приготовленные растворы и в стакан с чистой водой одинаковые цилиндры. Что вы наблюдаете? Какой вывод можно сделать на основании проведенного опыта? Где в жизни мы сталкиваемся с подобным явлением?
Приложение 3
Соль в природе
Используя справочную литературу и Интернет, заполните таблицу. Выясните процентное содержание соли в морях и озерах.
Моря | Моря: 1. 2. 3. 4. |
Соленые озера | Озера: 1. 2. |
Соленые источники | |
Подземные воды |
Приложение 4
Используя справочную литературу и Интернет, заполните таблицу. Выясните процентное содержание соли в организме человека.
Кровь | |
Слезы | |
Грудное молоко | |
Пот | |
Кости |
1. Сколько соли содержится в организме человека?
2. Где в организме человека содержится соль?
3. Какова дневная норма соли для человека?
4. Каким образом соль выводится из организма человека?
5. Вырабатывает ли организм человека соль?
6. Каким образом соль поступает в организм человека?
7. К каким последствиям приводит недостаток соли в организме человека?
8. К каким последствиям приводит избыток соли в организме человека?
Елена Владимировна
Кустова Марина Михайловна
Легоцкая Вера Сергеевна
Кустова Марина Михайловна