Разработка психологического занятия с элементами тренинговой работы с обучающимися подросткового возраста. Тема: «Апельсиновый тренинг»
Разработка психологического занятия с элементами тренинговой работы с обучающимися подросткового возраста
Тема: «Апельсиновый тренинг»
Разработала: Жимирикина Софья Константиновна, педагог-психолог ГБОУ АО «Архангельский губернаторский морской кадетский корпус», г. Архангельск.
Цель занятия: формирование благоприятной психологической атмосферы в коллективе, путем разрядки психоэмоционального напряжения.
Задачи:
Способствовать развитию концентрации внимания и творческих наклонностей.
Способствовать повышению групповой динамики.
Содействовать усвоению навыков работы с фрустрацией, стрессом, чувством беспомощности.
Контингент участников: подростки 14 – 17 лет (8 – 11 класс).
Оптимальное количество участников: от 10 до 20 человек.
Продолжительность: 45 – 60 минут.
Форма проведения: Индивидуальная и групповая работа.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран для презентации; стулья по количеству участников, не проницаемый мешочек, карточки с прописанными оттенками цветов, игральный кубик из картона (10х10х10 см), шарф, тарелка, вилка, нож (для масла), плитка шоколада; листы форматом А6 по количеству участников, ручки, планшетки, стикеры для упражнения «Соковыжималка».
Для проведения занятия необходимо просторное помещение и стулья, расставленные по кругу.
Упражнение «Рыба плывёт-плывёт»
Упражнение направлено на групповое взаимодействие, координацию движений, чувство ритма и внимание.
Начало игры (первые три предложения) могут восприниматься подростками скептически, поэтому в этом разогревающем упражнении важен положительный настрой и активность ведущего. При замечании у ребят первых моментов недовольства и непонимания сути упражнения, ведущему следует непрерывно (даже с энтузиазмом) повторять движения и текст, тем самым подсказывая последовательность действий и заряжать энергией. После «десятой рыбы», как правило у ребят появляется интерес, игра их завлекает, а ускорение темпа (поддержание ритма ведущим с помощью хлопков в ладоши) разгоняет недоверчивость, расслабляет и отпускает волнение и тревожность.
Ход игры. Группа сидит в кругу. «Ребята, сейчас мы с вами будем передавать текст по кругу сопровождая его определенными действиями: удар руками по коленкам-хлопок в ладоши- щелчок пальцами обеих рук. Текст, который будет передаваться по кругу, не сложен (представлено первые предложение): Одна рыба (1 человек), два глаза (2й человек), один хвост (3й чел.), плывёт-плывёт (4й чел.).
Каждый участник по очереди проделывает движения руками и проговаривает первое словосочетание. По завершению предложения количество рыб будет увеличиваться. Игра происходит от ведущего по часовой стрелке. Ведущий начинает (и вся группа делает те же движения в одном с ним ритме! Текст подключается к единому ритму и движениям, которые сопровождают всю игру от начала до конца):
Ведущий: (удар руками по коленкам, хлопок в ладоши, щелчок пальцами двух рук) Одна рыба...
1-й человек: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Два глаза...
2-й человек: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Один хвост...
3-й человек: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Плывёт-плывёт!
4-й человек: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Две рыбы...
5-й человек: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Четыре глаза...
6-й человек: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Два хвоста...
7-й человек: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Плывёт-плывёт, плывёт-плывёт!
8-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Три рыбы...
И так далее! Как только игроки освоятся в игре, ведущий может ускорить ритм передачи фраз и движений.
Упражнение «Одно из двух!»
Данное упражнение представлено в виде эвристического штурма, способствует развитию спонтанности, творческого и ассоциативного мышления, служит знакомству и раскрепощению участников группы.
Ведущий, последовательно обращается к каждому игроку группы парой слов или словосочетаний. Участнику необходимо выбрать один вариант, произнеся его вслух и объяснить, почему был сделан такой выбор. Можно один и тот же вопрос задавать разным людям. Проанализировав разные ответы участников можно составить представление о мировоззрении и личностном ориентировании ребят.
Пример: «Пустыня или горы?». «Я выбираю горы, потому что любою взбираться на них и любоваться пейзажем, располагающимся под горой».
Возможные варианты слов и словосочетаний:
Черное или белое? | Простота или сложность? |
Ночь или день? | Ум или чувства? |
Кислое или сладкое? | Интересная книга или любимый фильм? |
Пропасть или небо? | Коньки или ролики? |
Корни или крылья? | Способность летать или стать невидимкой? |
Власть или слава? | Иметь личного повара или личного помощника? |
Пустыня или горы? | Сила телекинеза или способность телепортации? |
Свобода или необходимость? | Синий или красный? |
Маленький необитаемый остров или большой город? | Жить без электричества или без проточной воды? |
Упражнение «Цветные импровизации»
Так как истинной импровизации, по неоднократному наблюдению за подростками, не наблюдается, было принято решение предоставить участникам, в качестве разогрева, конкретные цвета (оттенки оранжевого цвета). Каждому желающему участнику был предоставлен черный мешочек с карточками внутри, на которых написан цвет. Игроку необходимо в слепую вытянуть цвет и продемонстрировать («сыграть») его в виде танца, песни, пантомимы, «живой скульптуры». Условие – про цвет нельзя рассказывать и тыкать на элемент одежды или интерьера в кабинете.
Варианты цветов: оранжевый, горчичный, тыквенный, янтарный, облепиховый, морковно-оранжевый, кирпичный, терракотовый, золотисто-медный, кораллово-оранжевый.
Как только группа разогрелась, можно предложить участникам самим выбрать цвета, которые они хотели бы «сыграть» публике.
Это интересно…
Нейрофизиолог Джон Лилли (Lille 1980) заметил, что мысли, которые мы принимаем за свои собственные, на самом деле на 99% предопределены и обусловлены мыслями других людей. Мы думаем, что наше представление о вещах и то, как мы на них реагируем, это что-то наше личное, но на самом деле, это совокупность мыслительных конструкций, выработанных другими людьми на протяжении поколений. Мы же чаще всего их только воспроизводим и повторяем, чтобы оставить в гармонии с окружающей нас физической и социальной средой.
А что по этому поводу думаете вы? Действительно ли, что все что мы делаем и говорим предопределено и мы только повторяем то, что уже происходило?
«Бельгийский шоколад»
Ресурсы: сделанный специально к игре кубик из картона или плотной бумаги, размеры – примерно 10х10 сантиметров – чтобы было видно всем игрокам; шарф, тарелка, вилка, нож (не острый, подойдет нож для масла), плитка шоколада (рекомендуется подержать шоколад в морозилке, чтобы он был твёрдый)
Ход игры. Группа рассаживается в круг. В центр круга ставят тарелку. На неё - вилку, нож и плитку шоколада (важно!! чтобы он был твердый, а не размякший).
Участники по очереди бросают кубик до тех пор, пока у кого-то не выпадет цифра «шесть». Как только выпадает шестёрка, игрок сразу же бежит в центр круга (остальные игроки продолжают бросать и передавать кубик!), одевает шарф, разворачивает шоколад, берет в руки вилку и нож, и разрезая на небольшие кусочки (необходимо уточнить, что именно на небольшие кусочки, т.к. ребята способны за четыре «укуса» проглотить шоколад) пытается съесть, оперируя только ножом и вилкой. Участник уплетает шоколад до тех пор, пока очередному игроку не выпадет шестёрка. Тогда тот сменит предыдущего сладкоежку в центре круга, а находившийся в центре игрок возвращается на своё место в кругу. Игра идёт до последней крошки шоколада.
В моем опыте проведения этой игры всего 10% человек используют стратегию работы на группу, т.е. разделяют шоколад на кусочки для следующих игроков, 85% участников выполняют задание для себя, пытаясь поскорее все съесть и 5% человек отдавали свой ход участникам, которым ни разу не выпадала позиция шестерки на игральном кубике. Задание не было акцентировано, как работа во благо команды, но благодаря решениям каждого участника можно проследить групповую динамику и взаимные отношения группы.
Упражнение «Ерунда? Катастрофа?»
Для работы нам понадобятся листы форматом А6, ручки, планшетки.
Работы анонимные. «Ребята, сейчас я прошу вас на листочке записать какую-нибудь проблемную ситуацию или какой-то не разрешенный вопрос, с которым вы недавно столкнулись (то, что не получается решить)» Листочки передаются психологу, не глядя перемешиваются и раздаются обратно участникам тренинга. «Итак, каждый из вас получил листочек, одного из участников тренинга, с проблемной ситуацией. Ваша задача записать свой «рецепт» того, как можно было бы справиться с этим вопросом. Если вдруг вам попался свой же листочек, то постарайтесь абстрагироваться он него и представить, что это писали не вы, а кто-то другой и дайте объективный совет на эту проблему». По истечению 8 – 10 мин желающие могут зачитать проблемную ситуацию и свой «рецепт» для ее разрешения. При желании автор карточки (проблемной ситуации) может задать уточняющий вопрос.
Упражнение «Соковыжималка»
Эта техника позволяет получить обратную связь от участников занятия в игровой форме. Заканчивать работу будем с апельсиновой метафорой. На презентации указаны 3 оценочных пункта: горка апельсинов, стакан оранжевого апельсинового сока, кучка выжимок из выдавленных апельсинов.
Каждый из участников получает по 2-4 небольших листка бумаги (стикеры). На них каждый может написать то, что осталось в памяти к финалу тренинга. Небольшой текст, предложения, пожелания с названием/описанием тренинговых процессов, игр, заданий, впечатлений от общения с одноклассниками (участниками) и с тренером, различных идей и т.д. Описание (расшифровка) каждой позиции:
Апельсины – это то, что нужно додумать, к чему будет необходимо вернуться, что хочется переиграть, либо переделать...
Освежающий сок – это то, что было в кайф, что доставляло радость, оставило отличное «послевкусие», придало энергии, вдохновило...
Отжимки от апельсинов – это от чего лучше избавиться, что не понравились, раздражало...
Затем, по сигналу тренера, эти листки можно будет определить возле каждого пункта (например, можно придвинуть парту к экрану проектора и раскладывать возле каждого пункта или прописать каждый пункт на доске и приклеивать листочки с помощью магнитов или липкой стороны стикера).
Обратимся к результату нашей работы (участники могут подойти и ознакомится с записями на стикерах либо тренер зачитывает вслух все варианты). Если у участников есть желание, они могут высказать свои впечатления вслух.
Спасибо всем за работу, до новых встреч!
Список используемых источников
1) Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1 -М.: Мир 2005. – 496 с.
2) Кимнис М. Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга – М.: АСТ, 2014. – 637 с.
3) Леванова Е. А., Соболева А. Н., Волошина А. Г., Плешаков В. А., Телегина И. О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
4) Чуриков А., Снегирёв В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимом в любом тренинге. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
/data/files/o1733388683.pptx (Апельсиновый тренинг)
7