12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тимеркаева Светлана Николаевна33
Россия, Башкирская респ., Октябрьский
1

«РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС» «РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС»

ГБОУ Октябрьская коррекционная

школа №19 для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья















Городской семинар для учителей муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений городского округа город Октябрьский.

Мастер-класс

«Разработка рабочих программ по учебным предметам для обучающихся с РАС»










ПОДГОТОВИЛИ: С.Н. Тимеркаева

Ю.С. Воронина





(СЛАЙД 1)

-Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствуем Вас на методическом семинаре. Тема которого звучит так- Разработка рабочих программ по учебным предметам для обучающихся с РАС.

(СЛАЙД 2).

- Для начала необходимо разобраться, что такое категории ОВЗ применительно к детям. Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

(СЛАЙД 3).

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.  Дети с ОВЗ, согласно Рекомендованная образовательная программа "шифруется" ПМПК номером — где первая цифра-обозначенный код вида нарушения, а вторая цифра после точки -вариант. 

(СЛАЙД 4).

Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану, получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости — в соответствии с индивидуальным учебным планом. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.

Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. Обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения, но сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников.

Обучение по третьему варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что у ребенка при ведущем нарушении, обозначенном в стандарте, имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности. Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции. В учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области. Обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Вариант 3 ФГОС НОО ОВЗ предполагает выдачу свидетельства об обучении.

Обучение по четвертому варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что основному нарушению сопутствует умственная отсталость в умеренной или более тяжелой степени. Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), которую разрабатывает образовательное учреждение с обязательным включением в программу коррекционных занятий. Подобные программы принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса; специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются ПМПК. Обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья в пролонгированные сроки. По окончании обучения выдается свидетельство об обучении.

Мы с вами остановимся на восьмой категории детей с ОВЗ-это обучающиеся с РАС

(СЛАЙД 5)

В начале своего выступления, мне хотелось бы прочитать следующие строки:

Мы просто другие,

Мы живём на другой глубине.

Мы просто такие.

Неизвестно по чьей вине.

Нам себя уже не изменить

И такими, как вы, не стать.

Так попробуйте рядом быть,

Попытайтесь нас просто понять. (СЛАЙД- ВИДЕО 6)

Эти слова стали неофициальным гимном всех детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы, среди детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно возросло количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). По данным Всемирной организации здравоохранения 1 из 160 детей, рождающихся на планете, страдает синдромом аутизма. К сожалению, эту тенденцию мы можем наблюдать и в нашей коррекционной школе.

Проблема обучения и развития детей с РАС в обществе становится всё более актуальной и из-за отсутствия во многих городах специальных реабилитационных центров, и из-за недостаточного количества специальных обучающих программ, и из-за нехватки специалистов, занимающихся обучением данной категории детей.

Зачастую, поступление таких детей в образовательную организацию связанно с массой трудностей, как для самих детей, так и для их семей и педагогов. Уже с первого дня в школе такой ребенок демонстрирует аутистические реакции, эмоциональные расстройства, проблемы в обучении, общении, а нам, педагогам, порой не хватает знаний, как наиболее эффективно построить работу с такими детьми. Перед нами стоит ряд вопросов, которые мы должны решить: как адаптировать «особого» ребенка, научить его учиться, взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса (учителем, логопедом, психологом ) и многое другое. С чего же начать и как наиболее эффективно построить образовательный процесс?

Во-первых, нужно понять, а что такое АУТИЗМ? (СЛАЙД 7)

Аутизм- тяжёлое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается в уходе от контактов с действительностью, бедностью выражений эмоций, неадекватным реагированием и дефицитом социального взаимодействия.

Не всегда даже специалисты могут правильно диагностировать у ребёнка РАС, поэтому важно знать основные симптомы детского аутизма: (СЛАЙД 8)

дефектная речь или отсутствие разговорной речи;

нарушение интеллектуального развития;

трудность коммуникации ( нарушение взаимодействия с окружающими людьми);

нарушения в эмоциональной сфере;

отклонения в поведении.

С одной стороны, дети с РАС медлительны, неуклюжи, движения их дисгармоничны, а с другой - они бывают невероятно подвижны, могут мгновенно

забраться на парту или шкаф, «взлететь» на подоконник. 
В эмоциональном плане они, как правило, холодны и равнодушны, но порой бывают жестоки, бездушно обращаются с близкими, сверстниками, животными, игрушками. При этом они крайне ранимы, обидчивы. Серьезной проблемой воспитания и обучения ребёнка с РАС является нестабильность его эмоционального состояния, непредсказуемость, неадекватные невротические реакции. Его психоэмоциональное состояние зависит от перепадов атмосферного давления, посторонних раздражителей, от эмоционального состояния и настроения взрослых. 

Все дети, имеющие расстройства аутистического спектра, очень разные. РАС могут проявляться в 4 формах: (слайд 9)

полная отрешённость от происходящего;

активное отвержение всех и всего;

захваченность аутистическими интересами, полная погружённость в то, что ребёнок делает;

трудность в организации общения и взаимодействия с окружающими.

Несмотря на такие серьёзные отклонения в развитии, важно помнить, что аутичные дети обучаемы и очень нуждаются в обучении.

Чтобы правильно спланировать работу с ребёнком, имеющим расстройства аутистического спектра, и, самое главное, чтобы эта работа была результативной, важно придерживаться следующих принципов: (СЛАЙД 10)

Принцип комплексного воздействия

Коррекционная работа с ребёнком с РАС будет более успешной, если её проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, дефектологом и родителями.

Важно: работа специалистов и родителей должна проводиться по одной программе.

Принцип систематичности.

Принцип наглядности.

Принцип простоты задания при многократном и длительном повторении с одновременным проговариванием.

Принцип дифференцированного подхода.

Принцип «право на ошибку».

Принцип «действия в зоне интересов ребёнка».

Принцип игровой подачи материала.

Принцип успешности.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Дети с РАС отличаются высокой психической пресыщаемостью, низкой концентрацией внимания, неусидчивостью, поэтому работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, очень длительна и кропотлива, и должна осуществляться поэтапно.

1 этап:  установление контакта педагога с учеником. (СЛАЙД 11)

Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с учителем, готов с ним взаимодействовать. На этом этапе определяются средства, способные привлечь внимание ребенка, проводится комплексное обследование обучающегося (его интересы, предпочтения, увлечения и пр.). Длительность этапа: от 1 занятия до 3-4 занятий, в зависимости от психофизического состояния ребёнка.

2 этап: формирование общеучебных навыков.

В классе у ребенка должно быть только его рабочее место. Правильно организованное рабочее место вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы.

Часто аутичные дети не смотрят в глаза. Отводят глаза в сторону, опускают голову. Как замена взгляда «глаза в глаза» вырабатывается фиксация взора на картинке, которую педагог держит на уровне губ. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Постепенно время фиксации взора на картинке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. На данном этапе используется минимальное количество речевых инструкций: « Возьми», « Положи», «Дай». Четкость их выполнения важна для дальнейшего обучения. Поэтому возможно пищевое подкрепление (печенье, долька яблока, конфета).

3 этап: овладение навыками альтернативной коммуникации (жестовое общение).

Этот этап очень важен для безречевых детей с РАС. На данном этапе проводится работа над указательным жестом и жестами «ДА», «НЕТ». Спонтанное применение жестов детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7-8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с учителем и близкими людьми.

4 этап: обучение.

На данном этапе учитель использует различные методы и приёмы для обучения, коррекции и развития ребёнка с РАС .

Успешная коррекционная работа с ребенком-аутистом невозможна без поддержки со стороны родителей. Вся работа направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Это основная цель педагогического просвещения родителей.

Родители не менее детей нуждаются в реабилитации, им нужна помощь и поддержка, они живут под гнетом социальных и психологических проблем, сопутствующих воспитанию ребенка с особыми потребностями. Потому необходимо вовлекать родителей в совместные с детьми занятия, тренинги, праздники.

В заключение, хочу отметить, что главное в работе с детьми данной категории– это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть.

(СЛАЙД 12)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с РАС

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! (СЛАЙД 13)





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.