12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никулина Елена Анатольевна66
1

Разработка раздела рабочей программы по химии "Классификация химических реакций по числу и составу реагентов и продуктов" (8 класс)



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Никулина Елена Анатольевна

Район

Сокольский

Место работы

МКОУ Сокольская средняя школа

Должность

Учитель химии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Неорганическая химия

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Линия УМК «Габриелян О.С. (8-9 классы)». Рабочая программа по химии разработана к учебникам химии автора О.С. Габриелян для 8—9 классов общеобразовательных учреждений.

 


Тема учебного занятия

Обобщение и систематизация знаний по теме «Классификация химических реакций

по числу и составу реагентов и продуктов ».

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок обобщения и рефлексии

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Изучаемая тема

Тема № 4. Изменения, происходящие с веществами (12 часов).

1.

Физические явления в химии

2.

Химические реакции

3.

Химические уравнения

4.

Расчеты по химическим уравнениям

5.

Реакции разложения

6.

Реакции соединения

7.

Реакции замещения

8.

Реакции обмена

9.

Типы химических реакций на примере свойств воды

10.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Классификация химических реакций

по числу и составу реагентов и продуктов».

11.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами».

12.

Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами»


Учебная задача

Открыть способ …

Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

- Открыть и обобщить способ классификации химических явлений, способствовать развитию умений учащихся проводить исследования для получения новых знаний, анализировать результаты проделанного эксперимента и делать выводы.

- Развивать коммуникативные умения, работая в команде, умения отвечать на вопросы, свободно и правильно излагать свою точку зрения, высказывать предположения, гипотезы .

- Развивать различные виды мышления :

теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций); наглядно-образное (формулы, уравнения); словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение химическим языком )

- Овладеть теоретическим знанием в области понятия «Классификация химических реакций» и способами его прикладного использования





Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся: распознавать типы химических реакций (классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции), записывать уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты, называть вещества, определять признаки химических реакций

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями: работать с текстовой и графической информацией, навыками групповой работы для получения общего результата, проводить исследование по предложенному плану , проводить анализ проделанной работы с составлением отчёта о проделанной работе, развивают речь, умение излагать информацию в научном стиле, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности.

Цель – ценность (личностный результат)

У школьников сформируются базовые ценности коммуникаций, умения взаимодействовать в группе (ценности командной работы на результат) организации и управления собственной деятельностью

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Обучающиеся

- Имеют опыт работы с текстовой и графической информацией,

- Имеют опыт работы по предложенному плану, некоторый опыт публичных выступлений;

- Знают первоначальные химические понятия: атом, молекула, вещество, простые и сложные вещества, химические и физические явления ,знаки химических элементов, бинарные соединения, названия бинарных соединений, валентность химических элементов, химические формулы, химические уравнения.

- Умеют определять относительные атомные и молекулярные массы, рассчитывать массовые доли химического элемента в соединении, составлять формулы по валентности, определять валентность по формуле, составлять уравнения химических реакций, называть бинарные соединения, расставлять коэффициенты.

- Могут наблюдать явления, описывать их, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты наблюдений.

- Имеют небольшой опыт планирования, целеполагания и оценивания собственной деятельности.




















Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

- Расширение и совершенствование знаний о химических реакциях, их классификации, отличии одного типа реакции от другого;

- Составление отчета об исследовании в форме таблицы и схемы;

- Экспресс-тест «Химические реакции и их типы»;

- Фронтальная работа с презентацией по проверке новых знаний;

- Ценностное отношение к исследовательской деятельности как к основному способу получения знаний по химии.


- Участие в командной работе по решению обозначенной проблемы;

- Совершенствование навыков работы с таблицами, схемами, отчётами;

- Совершенствование умений наблюдать, анализировать химические реакции.

- Оценка работы команды, творческое задание.


- Участие в разрешении и обсуждении проблемной ситуации

- Совершенствование мения видеть связь между обозначенной целью и полученным результатом (смыслообразование);

- Развитие умения концентрироваться на изучаемом материале.

- Рефлексия собственной деятельности.


Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

В ходе урока учащиеся будут проводить самостоятельное исследование. При вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность они самостоятельно решают встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают изучаемое.













Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Рабочие программы к учебникам О.С.Габриеляна –М. «ВАКО» 2017.

Неорганическая химия. 8 класс. Габриелян О.С. - М.: 2013.

Брейгер, Л. М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10, 11 классы / Л. М. Брейгер. - Вол­гоград : Учитель, 2004


Большая детская электронная энциклопедия. том 3. химия
издательство: мастермедиа
год: 2006
формат: iso
размер: 21мв
страниц: 1000

http://www.xumuk.ru/encyklopedia /

Презентация урока по теме: "Типы химических реакций"

Техническое обеспечение

Техника - компьютер, видеопроектор, экран.

Оборудование и реактивы:

Набор для группового исследования ( спиртовка, спички, набор пробирок в штативе, держатель для пробирок, тигельные щипцы, медная проволока, гидроксид меди(II), зачищенный железный гвоздь, раствор сульфата меди (II), раствор хлорида железа (III), раствор гидроксида натрия.








Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование


Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)












1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка обучающихся к учебной деятельности

Методы стимулирования интереса к обучению: предъявление требований учителем


. Создание комфортной психологической атмосферы урока является важным условием для достижения максимального результата каждым обучающимся. Установление контакта необходимо для совместной деятельности, для эффективного взаимодействия, способствует развитию коммуникативных УУД.


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесный (беседа)

Задание на воспроизведение изученных данных.

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа, включение каждого в конкретную деятельность уже на освоенном материале


Происходит актуализация имеющихся знаний, умений, опыта ,прогнозирование, целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.



1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

По источнику передачи и восприятию учебной информации: исследовательская работа.

По степени самостоятельности и активности мышления обучающихся: продуктивный-проблемное изложение (проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Стимулирование интереса к учебной деятельности через проблемную ситуацию


Активизируются, так как предстоит исследовательская работа по предложенному плану. Обучающиеся решают предложенную учителем проблемную ситуацию с целью выхода на область незнания. В результате работы над проблемой возникает учебно-познавательный мотив. Работая на развитие познавательной мотивации, учитель закрепляет интерес к предмету познания

















2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Формулирование цель урока, прогнозирую результат деятельности.

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Организационный этап - 1 мин

Актуализация знаний - 7 минут

Целеполагание - 2 мин.

Введение новых знаний - 25 минут

Первичное обобщение,

введение новых знаний в систему знаний обучающихся - 8 минут

Домашнее задание - 2 мин.

Совместное действие учителя и обучающихся в простановке основной дидактической цели урока. Реализация субъект-субъектные отношений.

Готовятся к восприятию новой информации, анализируют задание, делают самооценку своих возможностей, коллективно обсуждают проблему, готовятся к активной познавательной деятельности. Принимая участие в определении темы, цели и плана действий, учащийся становится субъектом собственной деятельности, берёт на себя ответственность за результат деятельности, его работа на уроке становится осознанной. Работая по алгоритму: от цели – к результату, учащийся постепенно вырабатывает и закрепляет у себя навык проектирования деятельности и переносит этот алгоритм на все её виды.



2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

- По источнику передачи и восприятию информации: словесные (эвристическая беседа) ,наглядные, практические;

- По степени самостоятельности и активности мышления обучающихся: продуктивный: проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог), исследовательский;

- По характеру управления учебной работой: самостоятельная, педагог наблюдатель за ходом работы;

Метод стимулирования интереса: самостоятельная исследовательская работа;

Метод контроля: самоконтроль.

Форма работы: групповая, индивидуальная


Необходимое содержание обучающиеся осваивают, работая в группах, высказывая собственные суждения, анализируя работу других групп, аргументируя верные и неверные ответы. Такой вид организации деятельности позволяет обучающимся развивать умение работать на общий результат, вносить свой вклад, проявлять активность, аргументировать свою точку зрения, выступать публично, защищая интересы команды. Знания, добытые таким образом становятся прочными и осознанными.



2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

- По источнику передачи и восприятию информации: словесно-наглядный;

- По степени самостоятельности и активности мышления: частично-поисковый (краткий отчёт по итогам исследования);

- По характеру управления учебной работой: самостоятельная;

Метод стимулирования интереса: создание ситуации успеха, групповая исследовательская работа;

Метод контроля: самоконтроль.



- Продолжает формироваться:

- деятельностный подход к решению проблемы;

- регулятивная деятельность-работа и записи в ограничение времени;

- Полученные знания, сформированные «вне ученика переходят во внутрь его», т.е. происходит интериоризация способа деятельности, «присвоение жизненного опыта».


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

- По источнику передачи и восприятию учебной информации: практическая;

По степени самостоятельности и активности мышления: исследовательский;

- По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа ;

Метод стимулирования интереса: создание проблемной ситуации, работа в команде, самостоятельное исследование;

Метод контроля: самоконтроль, контроль учителя.

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

Обучающиеся с помощью учителя осуществляют выбор способа решения поставленной проблемы.


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель предлагает для индивидуального контроля знаний экспресс- тест «Химические реакции и их типы»;

Метод стимулирования интереса: комментирование учителем своих наблюдений за учебным процессом



Анализируют и оценивают собственную работу на уроке, выявляют степень владения новыми знаниями, понятиями, смыслом изученного и понимают степень личностных приращений, а так же корректируют деятельность на перспективу домашнего задания.


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию информации: словесный

Метод стимулирования интереса: самопроверка теста;

Метод контроля: краткосрочный - оценка за тест, долгосрочныйоценка за урок.



Анализируют, оценивают собственную учебную деятельность, выявляют степень освоения содержания (знаю что), овладение действием (знаю как), понимание смысла изученного (знаю зачем), личностные изменения (что изменилось во мне). Только осмысленное знание является ценностью, может грамотно использоваться, повышает культуру устной и письменной речи.




Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, создает благоприятный психологический климат, настраивает на интересную работу, вселяет уверенность в каждого учащегося.


Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Предлагает выполнение упражнений по теме «Химические уравнения». Экспресс-тест по теме: «Химические уравнения»

Вариант 1

Задание 1. Подчеркните схемы реакций, которые являются химическими уравнениями.

Ca + O2 → CaO

S + O2 →SO2

2CО + O2→2CO2

3NO + O2→3NO2

Задание 2. Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций.

Mg + O2 → MgO

Al(OH)3 →Al2O3 + H2O

Na + H2O → NaOH + H2

ZnSO4 + HCl → ZnCl2 + H2SO4

Вариант 2

Задание 1. Подчеркните схемы реакций, которые являются химическими уравнениями.

2Ca + O2 → 2CaO

2S + O2 →2SO2

CО + O2→CO2

2NO + O2→2NO2

Задание 2. Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций.

Fe + HCl → FeCl2 + H2

HgO → Hg + O2

HCl + NaOH → NaCl + H2O

Mg + O2 → MgO

Учитель подводит учащихся к пробле-ме.

Выполняют два варианта,

обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.

1.3. Создание проблемной ситуации

Демонстрируется слайд с различными химическими реакциями, приводится такое высказывание: «Если считать, что в настоящее время известно (описано в химической литературе) ~10 млн веществ, то сколько химических реакций может быть между ними?»

Вопрос: «Давайте вспомним, каким же образом многообразие реакций было «приведено в порядок»?».

Вопрос: мы уже знаем различные типы химических реакций по числу и составу реагентов и продуктов. Зачем же еще говорить о данных типах реакции? Каким образом, в какой форме следует провести данный урок, чтобы он был эффективным и полезным для нас?

Слушают учителя, осознают проблему, предлагают способы её решения – провести урок –обобщение по данной теме.







2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Учитель предлагает самостоятельно определить тему занятия, учебную задачу и составить план деятельности. Помогает обучающимся, задавая вопросы, подводящие к правильному ответу, уточняет ответы учащихся.

Определяют тему занятия, учебную задачу и составляют план деятельности.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Учитель предлагает разбиться на 5 групп и выполнить исследовательскую работу. Организует взаимодействие в группах, назначает ответственных, напоминает правила работы в группе, следит за работой, организует обмен листами ответов, предлагает выступить представителям различных групп, подводит к главному выводу и предлагает сравнить его с правилом учебника и материалом презентации.

Инструктивная карта

исследования химических реакций.


Цель: Научиться проводить химические реакции, наблюдать их признаки, составлять уравнения и относить их к разным группам

Оборудование: спиртовка, спички, набор пробирок в штативе, держатель для пробирок, тигельные щипцы, медная проволока, гидроксид меди(II), зачищенный железный гвоздь, раствор сульфата меди (II), раствор хлорида железа (III), раствор гидроксида натрия.

Ход работы

1.Опыт 1. Железный гвоздь опустите в раствор сульфата меди (II). Через 2 минуты выньте гвоздь. Что наблюдаете? Кирпично-красный цвет налета на гвозде говорит об образовании чистой меди. Спрогнозируйте, что образовалось еще? Запишите уравнения реакции. Укажите признаки, по которым вы определили, что реакция прошла?


2.Опыт 2. Накалите медную проволоку в пламени спиртовки. Брать проволоку только тигельными щипцами!!! Выньте её из пламени, рассмотрите налёт. Запишите уравнения реакции. Укажите признаки, по которым вы определили, что реакция прошла?


3.Опыт 3. Пробирку с твёрдым гидроксидом меди (II) нагрейте в пламени спиртовки. Соблюдайте меры предосторожности!!! Что произошло? Спрогнозируйте, что образовалось ? Запишите уравнения реакции. Укажите признаки, по которым вы определили, что реакция прошла?


4.Опыт 4. В пробирку налейте немного раствора хлорида железа (III). По каплям добавляйте раствор гидроксида натрия. Спрогнозируйте, что образовалось ? Запишите уравнения реакции. Укажите признаки, по которым вы определили, что реакция прошла?

Полученные результаты занесите в таблицу. (Форма таблицы на доске).





Проводит краткий инструктаж по технике безопасности . Ученики работают в группах по плану, соблюдая правила взаимодействия, высказывают свои мнения, ведут записи в тетради, анализируют работу других групп, готовят выступление и определяют выступающего. Они внимательно слушают выступления других групп, знакомятся с их выводами и приходит к общему выводу о том, как состав и количество исходных веществ и продуктов реакции позволяют классифицировать химические реакции.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Учитель просит ещё проговорить найденный алгоритм решения проблемы,.

Обучающиеся повторяют найденный алгоритм решения проблемы. Отрабатывают его, давая определения типов химических реакций


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Учитель предлагает различные задания для отработки способа классификации химических реакций, определения типа реакции.

Слайд 12. 13 Проверка знаний.

Экспресс-тест.

Вариант № 1

Задание: выберите схемы реакций соединения, перепишите их в тетрадь и расставьте коэффициенты.

CH4 → C + H2

CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu

CaCO3 → CaO + CO2

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

Na2O + H2O → NaOH

Li2O + P2O5 → Li3PO4

Вариант № 2

Задание: выберите схемы реакций разложения, перепишите их в тетрадь и расставьте коэффициенты.

HgO → Hg + O2

Fe + HCl → FeCl2 + H2

HCl + NaOH → NaCl + H2O

HNO3 → H2O + NO2 + O2

Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O

Ca + O2 → CaO

Выполняют два варианта,

обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель раздает задания и предлагает выполнить тест, контролирует его выполнение, просит обменяться тетрадями с соседом по парте и проверить друг друга, оценить свою работу.

Ученики выполняют работу, обмениваются карточками, осуществляют взаимопроверку с оцениванием и последующим обсуждением, указывают на ошибки товарища (по критериям: выполнено все, выполнено частично, не выполнено).

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Выставляет оценки, комментирует их и сообщает домашнее задание. Подробное описание домашнего задания будет в электронном дневнике.

Делают вывод о необходимости умения наблюдать, проводить эксперимент, изучать вещества и происходящие с ними явления, об умении делать выводы .


t1680461283aa.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.