Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Коллективная работа "Проходите в избу"»
Презентация к уроку
PPTX / 54.84 Мб
Разработка урока
Коллективная работа «Проходите в избу».
по изобразительному искусству в 5 классе.
Автор: Макарова Екатерина Анатольевна,
Учитель изобразительного искусства
МОАУ «СОШ № 68 с углубленным изучением русского языка и математики» города Оренбурга.
Содержание
Технологическая карта урока (класс 5, предмет изобразительное искусство) ……………………..………………….……..3-11
Список использованной литературы................................................................................................................................................12
Приложения 1. Фотографии взятые из личного архива ……..…………………………………………………………………………….……13-14
Приложение 2. Презентация к уроку
Технологическая карта урока ИЗО
Предмет, класс | Изобразительное искусство, 5 класс | |||
УМК | СD-диск; учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс, авт. Н.А.Горяева, О.В.Островская; методическая литература. | |||
Учитель | Макарова Екатерина Анатольевна | |||
Тема урока | Коллективная работа «Проходите в избу». | |||
Тип урока | Комбинированный | |||
Вид урока | Урок творчества (проектная деятельность,-исследовательская работа) | |||
Оборудование и материалы | Макет избы, русской печи, создание интерьера крестьянского изба как традиционного русского жилища. Схемы – таблицы с изображением элементов русской печи, горницы. Иллюстрации к русским народным сказкам. Примеры интерьеров крестьянского жилища. Карточки. | |||
Цель урока | Сформировать у обучающихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального. | |||
Задачи урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные | |
Познакомить с внутренним убранством русской избы; показать связь между интерьером крестьян прошлых столетий и современным интерьером; научить определять композицию и ее цветовое решение; сформировать умения и навыки работы в коллективе, малой группе; формировать умение поиска вариативных способов адекватных путей решения проблемной ситуации. | Развитие творческой фантазии. Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства. Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре. | ||
Планируемые результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы росписи русского народного полотенца. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных в творческой работе. | Формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Уважительно относиться к культуре народного искусства; осознание необходимости сохранения народных традиций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства. |
Межпредметные связи:
1. ИЗО – математика (глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей в композиции);
2. ИЗО – литература (художественный образ);
3. ИЗО – трудовое обучение (выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца);
4. ИЗО – история, ИКН (история древних славян, народного промысла, история и культура русского народа)
5. ИЗО – музыка (эмоциональный настрой, передача народного колорита музыкального произведения в создаваемой детьми работе).
Организационная структура урока
Этапы урока | Цель | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Какие УУД формируются |
1.Организационный момент. | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, организация внимания | | Приветствует учащихся. Эмоционально настраивает их на работу | Приветствие учителя. Настрой на урок. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоорганизация. |
2.Устный опрос | Проверка знаний по изученным темам.
| Давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках? - С какими солярными знаками вы уже познакомились? - Элементы окна: … - Рубленная изба – это модель … - С какими народными представлениями было связано пол, потолок, окно, подпол в Древней Руси? – Прялка – это … - Элементы прялки: … - Виды полотенец: … - Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – … | Задает вопросы обучающимся. | Ответы детей. Мы познакомились со знаками-символами; познакомились с избой, ее конструкцией и декором; научились рисовать прялку, используя солярные знаки; познакомились с символическим значением полотенца; узнали об устройстве внутреннего пространства крестьянского дома. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: формулирование проблемы. Личностные: смыслообразование. |
| | Ребята, перед вами лежат карточки, которые необходимо заполнить информацией, полученной на уроке, поэтому слушайте, смотрите внимательно, заполняйте, потому что, то, что вы увидите, вам понадобится при выполнении творческого задания. | | Карточки самооценки (слайд) Ученики заполняют карточки. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: индивидуальная работа. Познавательные: самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели. Личностные: самоопределение. |
Мотивационный настрой | Подведение детей к формулированию темы и Постановке задач урока | Видеоролик - песня о русской избе. Посмотрите на картинки, которые вы видите на экране и на доске. Сформулируйте тему урока. О чем пойдет речь? Какую цель вы ставите на этом уроке? | Выдвигает проблему. | Дети формулируют тему урока. Ставят перед собой цель. Заполняют карточки. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели. Личностные: самоопределение |
3.Изучение темы урока. | Осознание необходимости получения новых знаний. | - Ребята, сегодня у нас много гостей, вспомните, пожалуйста, куда усаживали гостей в доме? Перед вами находится фрагмент крестьянского жилища. Вам надо выполнить обстановку этого помещения. Вы уже знаете, что крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра: материальный и духовный. Для вас было дано домашнее задание: сделать предметы быта для крестьянского дома. Давайте определим, какие предметы мы поставим в материальный центр дома, а какие в духовный. - Какие предметы находились в доме? С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. Часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад. Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер нашего дома.
Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение, и эти традиции мы с вами должны знать и чтить. Не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа. - Какие пословицы и поговорки вы знаете о русской избе и русской печке?
- Давайте полюбуемся красотой русской избы. Поднимемся на резное крыльцо. Пройдя через сени, мы попадаем в мир домашней жизни. (видеоролик) - Ребята, какой материал использовали крестьяне для горницы? (Дерево) - Все здесь, кроме печи – деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, нехитрая домашняя утварь. - А теперь давайте разберемся, что такое красный угол? В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку, - духовный центр дома. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. Красный значит красивый, главный. Красный угол -находился по диагонали от печи. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от слова «христианин». Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и всё. (Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.) Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определённый час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем лавки отличались от скамьи? Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место Что такое «красный угол»? Что находилось в этом месте? Запишите в карточку. Красный значит … Красный угол - это … В этом месте находилось: … | Выдвигает проблему, решение которой будет возможно при работе над новым материалом. Рассказ учителя о вековых традициях русского народа, передаваемые из поколения в поколение. Учитель задает вопросы Рассказ учителя | Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя. (Ответы: в красном углу, на лавку за стол, убранный нарядной скатертью).
Делают обстановку интерьера избы из заранее подготовленного материала. Проектная деятельность. Отвечают на вопрос Слушают учителя Рассказывают пословицы и поговорки об избе и печке. Догадлив крестьянин - на печи избу поставил. Изба красна углами, обед — пирогами. Плотник без топора — что изба без угла. Добра та речь, что в избе есть печь. Не для лета изба рубится — для зимы. К пустой избе замка не надо. Бог не пошлёт калачи, если лежать на печи. Отвечают на вопросы. Ответ детей Дети заполняют карточки . | |
4.Физминутка. Видеоролик | | | | Дети выполняют зарядку | |
План практической деятельности: | | План практической деятельности: | Выдвигает проблему | Слушают задание | |
5.Практическая часть. | Формирование групп. Постановка художественной задачи по выполнению макета интерьера русской избы (лепка). Работа в малых группах над выбранной композицией и её деталями. Подведение итогов и защита работ «Кто в избушке живёт?». | В заранее подготовленной для макета коробке, создайте внутреннюю обстановку русской избы, предметами быта и труда. В конце урока каждая группа должна рассказать, кто живет в этой избушке. (Дед, баба и курочка-ряба; Емеля; Снегурочка; Лиса и заяц; Три медведя; Колобок и т.д.) В интерьер можно поместить принесённые игрушки, которые будут выполнять роль жильцов. | Контроль за выполнением задания. | Формируется группа состоящая из 4-5 человек. Выполняют проектную-исследовательскую работу: создание внутреннего интерьера избы. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выполнение задания. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: самостоятельная работа в микро-группах. |
6.Видеомузыка Музыка для души | | | | | |
7.Подведение итогов урока | Анализ выполненных работ и их оценка. | В конце урока каждая группа рассказывает, кто живёт в этой избушке (Дед, Баба и курочка Ряба; Емеля; три медведя; Снегурочка и т. п.). Защита проекта. | Приглашает каждую группу, по очереди к доске, для защиты работы. |
Дети защищают свою работу. | |
8.Рефлексия содержания учебного материала. | | 1.сегодня я узнал… 2.было интересно… 3.было трудно… 4.я понял, что… 5.теперь я могу… 6.я научился… 7.у меня получилось… … и т.д.) | Слушает ответы детей | Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, взаимооценка. Познавательные: рефлексия; Личностные: осознают многообразие взглядов, свою позицию. |
Прием рефлексии «Выбор» | | | | Ответы детей | |
9.Домашнее задание. | Цель этапа: углубить знания учащихся по изученной теме. Задача учителя: проинформировать учащихся о последовательности выполнения дифференцированного творческого домашнего задания. Задача учащихся: Разобраться, что нужно сделать дома и записать домашнее задание.
| Принести художественные материалы и иллюстрации на тему «Современный интерьер нашего времени». | Выдвигает проблему | Дети записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные выбор познавательной цели. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: смыслообразование. |
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния с применением смайликов на конец урока. | | | Сдайте карточки самооценки учителю. Урок закончен. Спасибо за внимание! | | |
Список использованной литературы:
Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение» 2014
Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991
Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003
Гришова Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс]
Забелин И.Е. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900
Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
Князева О.Л. «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. "Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор», М, 1992.
Леонтович А.В., «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.
Неменский Б.М. Учебная программа «Изобразительное искусство» 5-9 классы. - М.: Просвещение
Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48.
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – Москва, 2003.
Слепокурова В.И. Проектная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства. - [Электронный ресурс].
Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.
Русская изба. Картинки Яндекс. – Режим доступа
http://fishki.net/1317509-vnutrennee-ubranstvo-russkoj-izby.html - Внутреннее убранство русской избы.
http://bigslide.ru/okruzhayuschiy-mir/5823-dekor-russkoy-izbi-klass.html - Декор русской избы.
Приложение 1.
14