Технологическая карта урока биологии 5 класс «Общая характеристика царства Грибы. Многообразие и значение грибов»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Год обучения: первый | Класс: 5 | | |||||||||
Название предмета: Биология | Фамилия, имя, отчество учителя: Фунтова Ирина Геннадьевна | | |||||||||
Тема урока: Общая характеристика царства Грибы. Многообразие и значение грибов. | | ||||||||||
Количество часов на изучение: 1 час | Тип урока: урок усвоения новых знаний Форма урока: комбинированный урок | | |||||||||
Цель: формирование у учащихся представления об особенностях строения и образа жизни представителей царства Грибы, многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека | | ||||||||||
Задачи: Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении клетки грибов, грибницы, способе размножения, питания, познакомить с отдельными представителями царства Грибы. Развивающая: научить выделять существенные черты сходства и различия между представителями царства Грибы и других царств живой природы. Воспитательная: показать важность грибов в жизни человека, продолжить повышать культуру общения учащихся. | | ||||||||||
Основные понятия: грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты, симбиоз, микориза | | ||||||||||
Междисциплинарные связи: литература (фрагмент текста Л. Кэррола из «Алисы в стране чудес»). | | ||||||||||
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
| |||||||||
| Принципы обучения | Реализация системно-деятельностного подхода | |||||||||
| Место проведения | Кабинет 334 | |||||||||
| Формы организации образовательной деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||
| Средства обучения | компьютер, проектор, презентация к уроку, инструктивные карточки, учебник | |||||||||
| Технологии, методы, приемы обучения | здоровьесберегающая технология, технология развивающего обучения, проблемного обучения | |||||||||
| Используемые методические разработки и дидактические материалы | Инструктивные карточки к уроку (см. приложение 1) | |||||||||
| Методы и механизмы оценки результативности | Взаимопроверка работ учащимися у доски, за партой, самопроверка, рефлексия учащихся, оценки учителя наиболее активно работающим учащимся на уроке, | |||||||||
| Список литературы | Учебник «Биология» 5класс (Сухова Т. С., Строганов В.И. Биология. 5 класс. Живая природа. - М: Вентана-Граф, 2011. – с. 144 Учебник входит в УМК «Живая природа» |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (продолжение)
Этапы урока | Содержание учебного материала | Время | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |||
I. Организационный | -приветствие, фиксация отсутствующих; -проверка готовности классного помещения к уроку; | 2 | 1. Создает положительную эмоциональную и целевую установки у обучающихся; «Добрый день, друзья! Сегодня нам предстоит изучить новую тему, надеюсь этот процесс окажется для нас интересным и запоминающимся. Хороших Вам оценок и глубоких знаний»; 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Подготовка учебных принадлежностей | |
II. Проверка степени усвоения содержания учебного материала | 1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися. 2. Выявить пробелы в знаниях уч-ся. 3. Устранить в ходе проверки пробелы | 5 | Предлагает задание на повторение пройденного материала по вариантам, (по рядам): выполните тестовое задание (инструктивная карта задание 1-3).
| Выполняют тестовое задание; По одному человеку с ряда озвучивают свои ответы; Все учащиеся выполняют взаимопроверку результатов работы (соседи по парте или доски, ключ на слайде). | Л3, Пр2, Р4 |
III. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала | 1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока | 5 | Дает учащимся задание самостоятельно определить тему урока, дополнив текст фрагмента произведения (инструктивная карта задание 4).; Уточняет тему урока. Напоминает, какая наука изучает грибы | Слушают высказывания, зачитываемые учителем или одноклассников, предлагают свои варианты; Предлагают свои варианты темы урока. Записывают тему урока | Л3, Пр2 |
IV. Постановка познавательной задачи | Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | 3 | Предлагает учащимся составить план работы на уроке, задачи. «Метод целесообразных задач»; Исходя из ответов учащихся, уточняет, определяет задачи урока. | Предлагают свои варианты целей и плана урока; Определяют каких знаний им не хватает для того чтоб понимать особенности строения, жизнедеятельности и систематики представителей царства Грибы; Формулируют задачи урока (фронтально); Оценивают ответы одноклассников, выбирают лучшие. | П1, К2, К3 |
V. Усвоение новых знаний и способов действий | 1.Обеспечить восприятие, осмысление уч-ся изучаемого материала: существенных признаков понятий; 2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые приведут к определенному выводу (обобщению) 3.Создать условия усвоения уч-ся изучаемого материала. | 2 | Предлагает вспомнить все, что учащиеся уже знают о грибах, используя полученные ранее знания и материал учебника и текст задания №5 карточки; Слушает варианты ответа учеников, корректирует при необходимости; Предлагает законспектировать в тетрадь полученные предложения (сокращенно) для тех кто не помнит изученное ранее. | Описывают особенности представителей царства Грибы; Озвучивают свои варианты заполнения пробелов в предложениях, корректируют ответы одноклассников, дополняют их; Записывают в тетрадях ответ в соответствии с рекомендациями учителя и одноклассников. | Р1, Р4, Пр1 |
VI. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала | 1.Установить правильность и осознанность изученного материала 2.Выявить пробелы первичного осмысления материала. 3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала | 5 | Предлагает ответить на вопрос, почему грибы ранее относились к царству Растения, а теперь выделены в отдельное царство?; Слушает ответы учеников, корректирует при необходимости; Предлагает верный ответ. Предлагает учащимся назвать черты сходства грибов с растениями; с животными; | Определяют, почему грибы относились ранее к растениям какие особенности грибов сближают их с растениями и в чем отличия; Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, корректируют ответы при необходимости; Слушают информацию, предложенную учителем, задают уточняющие вопросы, 4. Называют черты сходства грибов с растениями; с животными; | Пр3, П1, Р4 |
VII. Физкультминутка | Снятие статического напряжения в мышцах, активизация кровоснабжения головного мозга | 2 | Предлагает выполнить гимнастику для кисти. | Выполняют задания, повторяют упражнения. | |
VIII. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний | 1.Обеспечить закрепление знаний и способов действий необходимых для самостоятельной работы уч-ся по новому материалу 2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания. | 7 | Знакомит обучающихся с особенностями грибов, используя материал презентации; Предлагает нарисовать шляпочный гриб в тетради, записать определения терминов «микориза», «гифы»; Предлагает дополнить схему микоризы, зарисовать в тетрадь; Рассказывает об особенностях питания, размножения грибов. Предлагает по картинкам описать значение грибов в природе и жизни человека | Знакомятся с особенностями грибов, используя материал презентации, составляют схему в тетради; Зарисовывают гриб в тетради, записывают определения терминов; Предлагают варианты дополнения схемы, записывают схему в тетрадь; Слушают лекцию учителя; Записывают предложенные схемы в тетрадь. Устно, по желанию, описывают значение грибов в природе и жизни человека | П1, П2, К1, К2, К3, Л2 Р2, Р3, Пр1, Пр3 |
IX. Обобщение и систематизация знаний | 1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся 2.Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний 3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий 4.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий 5.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся | 8 | Предлагает проверить усвоение материала, дополнив предложения (1 ряд-нечетные номера, 2 вариант – четные); Предлагает озвучить ответы, слушает учеников; Для тех кто выполнил задание быстрее остальных, предлагает задание 12). | Отвечают на вопросы учителя, работают с заданием 13 карточки; Выполняют тестовое задание согласно инструкции учителя; Предлагают свои ответы; Первые выполнившие задание, приступают к выполнению задания номер 12 | Л1, Л2, Л3, Пр1, Пр3, Пр4, Пр5 |
Х. Рефлексия | 1.Инициировать рефлексию уч-ся своего эмоционального состояния, мотивации деятельности, взаимодействия во время урока 2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции, сотрудничества | 2 | Предлагает определить достигнута ли цель урока, какие этапы урока удались или не удались, что мешало получить больше информации на уроке, кто работал наиболее активно, кто мешал работе. Определить удался ли урок в целом. | Дают оценку проведенному уроку, работе себя и одноклассников устно в целом | Р4 |
XI. Подведение итогов | 1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся | 2 | Сообщение учителя. Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты. | Анализируют итоги работы на уроке. | К2, К3, Р4 |
XII. Домашнее задание | 1.Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | 2 | Объявляет домашнее задание Задание на «3» - читать конспект, выучите термины, понятия; Задание на «4» - то же, плюс зарисовать указанные в задании грибы; Задание на «5» - то же, плюс Устно характеризовать грибы: тип питания, роста, размножения, строение клетки | Используя информационные ресурсы (учебник, интернет-ресурсы, материалы библиотеки) выполняют задания. | Пр1, Пр2, Пр3, Л1, Л3, Р2 |
Приложение 1
Задание 1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что сфагнум не является покрытосеменным растением?
(1) Сфагновый или торфяной мох — мох, растущий обычно на торфяных болотах. (2) Стебель его обильно ветвится, образуя веточки трёх типов: одни отходят в стороны, другие свисают, прилегая к стеблю, третьи на верхушке побега образуют подобие головки. (3) Цветков у сфагнума нет. (4) Листья у сфагнума состоят из живых зелёных клеток и мёртвых прозрачных. (5) Корни у сфагнума отсутствуют. (6) На верхушке побегов образуются коробочки со спорами. (7) Сложное строение даёт сфагнуму возможность впитывать много воды.
Задание 2. В каких предложениях текста описываются физиологические признаки картофеля?
(1)Картофель — многолетнее клубненосное травянистое сельскохозяйственное растение. (2)Лист картофеля тёмно-зелёный, рассечённый. (3)Цветки белые, розовые или фиолетовые. (4)Картофель — самоопыляемое растение: опыление происходит внутри цветка, ещё до того как он раскроется. (5)В зелёных частях растения содержится ядовитый алкалоид соланин, который служит для защиты растения от поражения бактериями и насекомыми (однако картофель уязвим для грибка фитофторы и колорадского жука). (6)Основными сорными растениями, заселяющими возделанные картофельные поля, являются мокрица, осот и лебеда.
Задание 3. В каких предложениях текста описываются экологические признаки джейрана?
(1)Джейран — парнокопытное млекопитающее, длина тела которого составляет 90–120 см. (2)У самцов рога чёрного цвета, длиной около 30 см, с поперечными кольцами. (3)Джейран встречается на территориях Ирана, Армении, Афганистана, Пакистана, Монголии и Китая, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении. (4)Историческая территория обитания джейрана — юг российского Дагестана. (5)Самыми питательными для джейранов являются злаки, различные травы, кустарники. (6)Основные враги джейранов — волки, а также беркуты и лисицы.
Задание 4. Определите тему урока, дополнив текст:
«…С минуту Алиса задумчиво смотрела на …….., пытаясь определить, где у него одна сторона, а где – другая; ….. был круглый, и это совсем сбило ее с толку. Наконец, она решилась: обхватила ….. руками и отломила с каждой стороны по кусочку. – Интересно, какой из них какой? – подумала она и откусила немножко от того, который держала в правой руке…» Алиса в стране чудес.
Задание 5. Охарактеризуйте грибы. Что вы уже можете о них сказать? Какие характеристики грибов вам известны. Дополните устно характеристики.
Грибы – это ……….(клеточные/неклеточные) организмы.
В клетке грибов ….. (имеется/отсутствует) ядро, поэтому их называют ……………
Рост как у растений - ……. (ограниченный/неограниченный)
В клетке как у растений - …….
Тип питания как у животных - …….
Запасное вещество как у животных - ……….
К ак вы думаете, почему грибы ранее относились к царству Растения, а теперь выделены в отдельное царство?
Задание 6. Какие черты грибов сходны с характеристиками растений?
Задание 7. Какие черты грибов сходны с характеристиками животных?
Задание 8. Составьте в тетради схему «Типы грибов» (по строению, количеству клеток)
Задание 9. Зарисуйте шляпочный гриб в тетрадь, расставьте указательные стрелки и подпишите части гриба на рисунке.
Задание 10. Запишите в тетрадь определения терминов «микориза (грибокорень)», «гифы».
Задание 11. Дополните схему, иллюстрирующую взаимосвязь гриба и растения в микоризе и перечертите в тетрадь:
Задание 12. Вставьте пропущенные буквы в слова:
Мик…риза
Гриб…кор...нь
С…пр…троф
Пар…зит
Задание 13. Вставьте пропущенные слова:
Симбиоз гриба и растения носит название - ……………………
По типу питания все грибы являются ………………….
Дрожжи размножаются путем ……………………..
Специализированная клетка для бесполого размножения грибов - ……………
Надземная часть шляпочных грибов - …………………….
Гриб в составе микоризы снабжает растение ………………………..
Дерево в составе микоризы снабжает гриб …………………………..
Наука о грибах - ………………………………..
Список использованных источников:
Учебник «Биология» 5класс (Сухова Т. С., Строганов В.И. Биология. 5 класс. Живая природа. - М: Вентана-Граф, 2011
СДАМ ГИА: Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Биология для 5 класса https://bio5-vpr.sdamgia.ru/
Рисунок гриба - https://gribysobiraem.info/gify-griba-osnova-osnov-gribnogo-organizma/
Евгений Алексеевич