Разработка урока по физике для 7 класса по теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»
Урок
Тема: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Цель: Познакомить учащихся с диффузией в газах жидкостях и твёрдых телах.
Задачи:
Образовательная
· дать понятие диффузия;
· научить объяснять явление диффузии;
· выяснить зависимость скорости её протекания от температуры;
Воспитательная
· воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений;
· способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира;
Развивающая
· формировать умения классифицировать и обобщать знания, умения грамотно строить речевое высказывание, элементы критического мышления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Актуализация имеющихся знаний (2-3 мин).
Самостоятельная работа
1. Закончите фразу.
– Молекула – это…
– Молекулы состоят из …
– У одного и того же вещества молекулы…
– У разных веществ молекулы…
2. Выпишите верное утверждение.
– При нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах.
– При нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.
Все пары осуществляют взаимопроверку.
3. Изучение нового материала
3.1. Организация индивидуальной и групповой работы над новой темой.
Вопросы:
· На демонстрационном столе стоит флакон с духами. Что произойдёт, если я открою крышку флакона?
· Почему это произойдёт или не произойдёт?
· Запишите все свои предположения на листочках на листочках и все ваши идеи мы соберём в «Корзину идей».
Приём «Корзина идей».
1 этап (2 мин). Учащиеся выполняют работу индивидуально.
2 этап (2 мин.). Учащиеся обмениваются информацией в группах. Они выделяют совпадающие гипотезы, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап (2-4 мин.). «Сброс идей в корзину». Каждая группа поочерёдно называет одно из выписанных предположений. Учитель фиксирует идеи на доске.
Вывод: Ребята, все ваши идеи сводятся к тому, что после открытия флакона запах распространится по классу вследствие того, что молекулы могут двигаться. Проверим, так ли это. (Открывает флакон). На основании этого сформулируйте тему урока. ( «Движение молекул»).
3.2.Изучение нового материала.
А теперь давайте выясним, все ли ваши идеи верны. Откройте учебник на стр. 20-21 § 9 .
Приём «Инсерт» (10 мин). При работе с текстом используются два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» - уже знал, «+» - новое, «-»-думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. Совсем не обязательно помечать каждую строчку.
Заполнение таблицы «Инсерт» (на доске). Учащиеся зачитывают те фрагменты текста, которые они отметили, учитель фиксирует их в таблицу на доске.
«V» |
«+» |
«-» |
«?» |
3.3.Обсуждение таблицы.
Вопрос: Как можно по-другому сформулировать тему нашего урока? (Диффузия).
Процесс диффузии имеет большое значение в природе. Дыхание животных и растений, проникновение кислорода из крови в ткани – всё это диффузия.
Скорость диффузии зависит от температуры (чем холоднее тело , тем меньше скорость движения молекул и тем медленнее протекает процесс диффузии и наоборот ).
4. Закрепление материала.
Фронтальный опрос:
1. Что такое диффузия?
2. Почему в газах диффузия происходит быстрее, чем в жидкостях и твёрдых телах?
Решение задач
Объясните следующие ситуации на основе связи температуры тела и скорости движения молекул
1.Лужи быстрее высыхают на солнце, чем в тени.
2.Бельё быстрее сохнет на ветру.
3.На поверхности молока, налитого в сосуд, через некоторое время образуются сливки. Это жир, входящий в состав молока, собирается капельками и всплывает на поверхность. Сливки в холодильнике отстаиваются быстрее, чем в тёплом помещении.
4.Запах берёзового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной комнате.
5.Огурцы быстрее просаливаются в горячей воде , чем в холодной.
6.Грибы около плиты высыхают, а забытые в корзине гниют.
Стадия «Рефлексия»
Приём «Синквейн»
6. Домашнее задание (1-2 мин.): §9
власова Наталья Николаевна
Мазурова Александра Алексеевна