Разработка урока по физике для 7 класса по теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

6
2
Материал опубликован 5 May 2016 в группе

Урок

Тема: Диффузия  в  газах,  жидкостях  и  твердых  телах.

Цель: Познакомить учащихся с диффузией в газах жидкостях и твёрдых телах.

Задачи:

Образовательная

·      дать понятие диффузия;

·      научить объяснять явление диффузии;

·      выяснить зависимость скорости её протекания от температуры;

Воспитательная

·      воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений;

·       способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира;

Развивающая

·      формировать умения классифицировать и обобщать знания, умения грамотно строить речевое высказывание, элементы критического мышления.    

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Актуализация имеющихся знаний (2-3 мин).

Самостоятельная  работа

1. Закончите фразу.

– Молекула – это…

– Молекулы состоят из …

– У одного и того же вещества молекулы…

– У разных веществ молекулы…

2. Выпишите верное утверждение.

– При нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах.

– При нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.

Все пары осуществляют взаимопроверку.

3. Изучение  нового  материала

3.1. Организация индивидуальной и групповой работы над новой темой.

Вопросы:

·        На демонстрационном столе стоит флакон с духами. Что произойдёт, если я открою крышку флакона?

·        Почему это произойдёт или не произойдёт?

·        Запишите все свои предположения на листочках  на листочках и все ваши идеи мы соберём в «Корзину идей».

Приём «Корзина идей».

 1 этап (2 мин). Учащиеся выполняют работу индивидуально.

2 этап (2 мин.). Учащиеся обмениваются информацией в группах. Они выделяют совпадающие гипотезы, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

3 этап (2-4 мин.).  «Сброс идей в корзину». Каждая группа поочерёдно называет одно из выписанных предположений. Учитель фиксирует идеи на доске.

Вывод:  Ребята, все ваши идеи сводятся к тому, что после открытия флакона запах распространится по классу вследствие того, что молекулы могут двигаться. Проверим, так ли это. (Открывает флакон). На основании этого сформулируйте тему урока.  ( «Движение молекул»).

3.2.Изучение нового материала.

А теперь давайте выясним, все ли ваши идеи верны.  Откройте учебник на стр. 20-21 § 9 .

Приём «Инсерт» (10 мин). При работе с текстом используются два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» - уже знал, «+» - новое, «-»-думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. Совсем не обязательно помечать каждую строчку.

Заполнение таблицы «Инсерт» (на доске). Учащиеся зачитывают те фрагменты текста, которые они отметили, учитель фиксирует их в таблицу на доске.

«V»

«+»

«-»

«?»

 

       

3.3.Обсуждение таблицы.

Вопрос: Как можно по-другому сформулировать тему нашего урока? (Диффузия).

Процесс диффузии имеет большое значение в природе. Дыхание животных и растений, проникновение кислорода из крови в ткани – всё это диффузия.

Скорость диффузии зависит от температуры (чем холоднее тело , тем меньше скорость движения молекул и тем медленнее протекает процесс диффузии и наоборот ).

4. Закрепление материала.

Фронтальный опрос:

1.   Что такое диффузия?

2.   Почему в газах диффузия происходит быстрее, чем в жидкостях и твёрдых телах?

Решение  задач

Объясните следующие ситуации на основе связи температуры тела и скорости движения молекул

1.Лужи быстрее высыхают на солнце, чем в тени.

2.Бельё быстрее сохнет на ветру.

3.На поверхности молока, налитого в сосуд, через некоторое время образуются сливки. Это жир, входящий в состав молока, собирается капельками и всплывает на поверхность. Сливки в холодильнике отстаиваются быстрее, чем в тёплом помещении.

4.Запах берёзового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной комнате.

5.Огурцы быстрее просаливаются в горячей воде , чем в холодной.

6.Грибы около плиты высыхают, а забытые в корзине гниют.

Стадия «Рефлексия» 

Приём «Синквейн»

6. Домашнее задание (1-2 мин.): §9

Комментарии

Александра Алексеевна, я верно поняла задумку: в пункте 4 задачи подобраны так, что не все относятся к теме "Диффузия" и ученики должны выбрать? Мне кажется, что часть следует отнести к испарению и его закономерностям. И неплохо бы проблемный вопрос. И еще поделюсь секретом опыта по диффузии медного купороса в воде. В раствор медного купороса добавляю синьку (порошок, не жидкую), цвет получается яркий. В высокую мензурку наливаю воду. Длинную стеклянную трубку прикрепляю к шприцу на 20 мл или медицинской груше. Осторожно у дна выпускаю р-р медного купороса. Получается четкая граница. Если смесь постоит несколько минут, то синька начнет оседать и граница раствора размываться.

11 May 2016

Спасибо за секрет опыта.

12 May 2016