Статья «Развитие старинного опыта»

7
0
Материал опубликован 12 May 2017 в группе
РАЗВИТИЕ СТАРИННОГО ОПЫТА

Интересно бывает полистать какую-нибудь книжечку об иллюзиях зрения, посмотреть, полюбоваться, получить удовольствие от картинок, создающих разнообразные неожиданные эффекты. А вот читать сопровождающий текст, замечаю я за собой, как-то не очень хочется. И это притом, что вырос я в то время, когда люди любили читать и читали много.

Но недавно вдруг в глаза бросилось описание удивительного эксперимента, придуманного в 1666 году знаменитым французом Эдмом Мариоттом, да-да, тем самым, который «Бойль-Мариотт»! Вот как он его провёл: «Я прикрепил на тёмном фоне, приблизительно на уровне глаз, маленький кружочек белой бумаги и в то же время просил другой кружочек удерживать сбоку от первого, вправо на расстоянии около двух футов, но несколько пониже так, чтобы изображение его упало на оптический нерв моего правого глаза, тогда как левый я зажмурю. Я стал против первого кружка и постепенно удалялся, не спуская с него правого глаза. Когда я был в расстоянии 9 футов, второй кружок, имевший величину около 4 дюймов, совсем исчез из поля зрения. Я не мог приписать это его боковому положению, ибо различал другие предметы, находящиеся ещё более сбоку, чем он; я подумал бы, что его сняли, если бы не находил его вновь при малейшем передвижении глаз».

Мариотт приобрёл признание и уважение английского короля и придворных, которым он продемонстрировал это чудо, а они быстро научились видеть друг друга …без головы.

Здесь уместно пояснить, что белые бумажные кружочки у Мариотта имели размер в ладошку ребёнка, поскольку дюйм – почти ровно два с половиной сантиметра. Смотрел же он на него примерно с трёх метров (фут – около 30 см). пояснение это необходимо, потому что сегодняшние дети довольно нелюбопытны – несколько лет назад журнал «Юный техник» в одном из конкурсов спросил читателей: «Почему винтовка в русской дореволюционной армии называлась трёхлинейкой?» и не получил ни одного верного ответа. Более того, сама редакция, отвечая на этот лёгкий для мальчишек моего поколения вопрос, не смогла правильно написать английское слово “inch”, что значит “дюйм”!

Написав эти слова, признался себе в том, что и я не очень любопытен – давно зная об этом эффекте, и показывая его много лет на лекции, когда дохожу до оптики, особенно, читая физику биологам, никогда не повторил его по описанию Мариотта. Тут встаю из-за компьютера, подхожу к полке с книгами, где стоит фотография дочери за стеклом, закрываю правый глаз и медленно приближаюсь к стеллажу. Удерживая взгляд на корешке шестой от фотографии книги, на некотором расстоянии вдруг, в самом деле, теряю портрет. На его месте нечто серое, бессмысленное. Подвигаюсь ещё чуточку вперёд, и снова боковым зрением фотографию. Конечно, видна она совсем не так чётко, как при прямом взгляде, но исчезновение картинки очень впечатляет.

Повторяю эксперимент с другим глазом, и получаю аналогичный результат. И всё-таки наблюдение на расстоянии наилучшего зрения более эффектно, как только Мариотт до этого не додумался. Достаточно на прямоугольнике хорошей белой бумаги нарисовать ярким фломастером две небольшие картинки – кружок и крестик, например, на расстоянии примерно 6-7 сантиметров друг от друга (это близко к расстоянию между центрами зрачков глаз). Держа в левой руке листок, а другой рукой прикрыв правый глаз, смотрю левым на один рисуночек, стараясь не отвлекаться, не двигая глаз. Легко найти такое положение листа, когда вся левая часть его становится совершенно белой, как будто там никакого рисунка никогда и не было!

Можно вообще ничего не рисовать, а использовать подходящие предметы, например, кнопки на лицевой стороне компьютера, особенно удобно, если одна из них отличается по цвету.

А вот два совсем новых варианта этого опыта у меня не получаются, и я склонен неудачу связать с некими психологическими закономерностями. На обложке тетради крупная фотография девушки, глядящей на меня в упор, а я никак не могу подобрать расстояние от её левого глаза до моего тоже левого, глаза, чтобы у неё исчез – для меня, да и то временно, - правый глаз. Всё время вижу, хотя и не очень хорошо, но всё же…

Точно так же не удаётся удалить из поля зрения светящийся светодиод, глядя на другой, мигающий. Ни левым глазом, ни правым фокус не получается.

В заключение позволю себе обратить внимание читателей на то место в письме Мариотта, где он определяет место для одного из белых кружков – немного ниже другого. Для моих глаз самое удобное положение двух рисунков на листе бумаги совершенно горизонтальное. Может быть положение слепого пятна за эти годы несколько переменилось?

Некоторые авторы датируют опыт Мариотта иначе, например, 1668-м годом, но для истории физики это вполне привычно.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.