12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Владимировна Трифанова300
Россия, Вологодская обл., Вологда
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
3

Из опыта работы.... над проектами исследовательского характера.

Трифанова А. В.

Из опыта работы…

Начиная работу в 1 классе, я заинтересовалась работами, исследовательского характера. Конечно, ребенок не может сам в начальных классах выбрать себе тему работы. Поэтому начинала выбор тем для исследования я сама.

Участвуя в исследовательских работах, учащиеся получают опыт «первых публичных выступлений». Привыкают слушать и слышать, свободно владеть информацией, держать себя перед определенной аудиторией слушателей. Это расширяет кругозор учащихся, повышает интерес к учебе, новым знаниям.

Прежде всего, я начала разбираться, какие бывают работы?

У нас получались творческие работы и учебно-исследовательские. Первой творческой работой была работа по окончанию 1 класса, общая, в которой дети вместе с родителями изображали время, проведенное на уроках, переменах. Тема этой работы «Впечатления по окончанию 1 класса».

Исследовательская работа содержит элемент выработки новых знаний. Учебно-исследовательские работы выполняются под постоянным контролем со стороны руководителя, с использование простых методик сбора и обработки данных. Результаты, которые могут получиться в процессе выполнения таких работ, известны руководителям заранее.

Это работы являются как бы упражнением на заданную тему. Полученные умения и навыки потом дети могут использовать для самостоятельного исследования.

Настоящие исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность учащихся: сами выбирают тему, методики сбора и обработки материала. Результаты таких работ неизвестны даже руководителям.

Исследование – это процесс, направленный на достижение цели, четко сформулированных задач; процесс, направленный на поиск нового, на открытие неизвестного, на новое освещение вопросов.

Структура исследования:

Выбор темы, актуальность, проблема

Постановка цели, задач

Выбор методов и методики исследования

Описание процесса исследования

Результаты

Выводы и оценка полученных результатов.


 

Как я выбирала темы?

Во втором классе я случайно узнала об увлечении бабушки Ивана Б, Т. С. Б. И получилась работа «Увлечение бабушки куклами», творческая работа. При написании этой работы мы пользовались статьями газет, в которых была описана выставка кукол Татьяны Самуиловны, пытались выяснить, откуда такое увлечение взялось, кто дарит и приносит куклы.

Поводом для выбора следующих тем послужила викторина, которую проводит ШТНК Вологды. Одним из вопросов викторины был: народная кухня местности. Информацию нужно было получать у жителей поселка. При беседах с информантами, много мы узнали нового о том, чем питались во время ВОВ. Так возникла следующая работа «Кухня времен ВОВ». Почти одновременно пришли темы «Игры послевоенных лет» и «Забытые частушки».

Еще одна творческая работа «У истоков семьи» появилась, благодаря сбору информации о своих бабушках, дедушках, участниках ВОВ. Посвященная 65-летию победы в ВОВ.

Остальные работы пока в процессе.

Но я для себя сделала вывод, что, прежде всего, нужно изучить семьи самих учеников. Возможно, темы найдутся быстрей и интереснее, потому что часто звучат работы, исследовавшие свои семьи. Например, традиции особенные, занятия, профессии.

При подготовке работ большую роль играют и родители. Если заинтересованы, помогают, проверяют знания у детей, готовят к выступлению.

Но есть и трудности. Какие?

Трудно найти тему для исследования, которая была бы интересна окружающим, редко находит озарение. Это видят и сами учащиеся, когда слушают выступления детей из других школ. Одни темы им интересны, слушают с увлечением, а о других даже не высказывают своих мнений.

Трудно поставить цель из названия работы и задачи.

Трудность и в том, что набирать работы приходится самой, а не родителями с детьми, т.к у большинства нет принтеров.

Ну и трудно потому, что самой приходиться учиться, могут помочь только книги, интернет, нет консультанта.

Хотя мне, например, помогают знания, которые я получила при написании диплома в ВГПУ. Это такое же исследование. Точно также ставится цель, а уже из нее вытекают задачи. Часто пользуюсь методическим пособием для учителей-краеведов «Исследовательская работа школьников».

Как же найти проблему, цель, задачи?

Тема должна звучать четко и отражать содержание работы. С проблемой связан объект и предмет исследования. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Предмет определяет тему исследования, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Например: В работе «Кухня времен ВОВ» объект-это ВОВ, а предмет –кухня . Понятие «предмет» уже и конкретнее объекта.

Цель работы выражает смысл проблемы и предмета исследования. Это общая формулировка конечного результата, который планируется получить при выполнении работы.

Например: составить список блюд ВОВ.

В соответствии с предметом и целью определяются задачи. Задача исследования- это последовательные шаги, направленные на достижение цели. Единых требований для постановки задач нет. Но есть ориентиры.

Например: выяснить.., установить.., изучить.., составить..

Методы и методики.

Метод-это путь исследования, способ достижения цели. Частными методами пользуются конкретные науки, общие методы используются в различных науках.

Эмпирические методы- наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение документов. Этот метод состоит 2 ступеней: 1- добывание информации, 2- обработка.

Теоретические методы – анализ, синтез… они используются при определении проблемы.

В своих работах я использовала больше эмпирические методы.

Методика – это алгоритм действий исследователя. В ней описывается когда, где, кем, как проводились наблюдения и исследования, какие способы обработки использовались.

Выводы и заключение.

Заключение содержит ответы на вопросы, поставленные в задачах – итоговые выводы и наблюдения автора.

Выводы-это краткое повторение результатов исследования.

Мастер-класс (работа в группах).

Я предлагаю мастер-класс по постановке цели и задач исследования, поиск объекта и предмета исследования, по данным темам.

Газированные напитки для детей.

Роль школьной формы.

Один день школьной жизни.

Рукоделие в нашей семье.

Домашние животные учеников 3 класса.

2012 год

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (1)

Шахова Любовь Николаевна, 25.03.16 в 20:02 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Анастасия Владимировна, обязательно воспользуюсь вашим опытом. Очень интересно. Я тоже работаю над проектами.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.