Статья «Из опыта работы над проектами исследовательского характера»
Трифанова А. В.
Из опыта работы…
Начиная работу в 1 классе, я заинтересовалась работами, исследовательского характера. Конечно, ребенок не может сам в начальных классах выбрать себе тему работы. Поэтому начинала выбор тем для исследования я сама.
Участвуя в исследовательских работах, учащиеся получают опыт «первых публичных выступлений». Привыкают слушать и слышать, свободно владеть информацией, держать себя перед определенной аудиторией слушателей. Это расширяет кругозор учащихся, повышает интерес к учебе, новым знаниям.
Прежде всего, я начала разбираться, какие бывают работы?
У нас получались творческие работы и учебно-исследовательские. Первой творческой работой была работа по окончанию 1 класса, общая, в которой дети вместе с родителями изображали время, проведенное на уроках, переменах. Тема этой работы «Впечатления по окончанию 1 класса».
Исследовательская работа содержит элемент выработки новых знаний. Учебно-исследовательские работы выполняются под постоянным контролем со стороны руководителя, с использование простых методик сбора и обработки данных. Результаты, которые могут получиться в процессе выполнения таких работ, известны руководителям заранее.
Это работы являются как бы упражнением на заданную тему. Полученные умения и навыки потом дети могут использовать для самостоятельного исследования.
Настоящие исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность учащихся: сами выбирают тему, методики сбора и обработки материала. Результаты таких работ неизвестны даже руководителям.
Исследование – это процесс, направленный на достижение цели, четко сформулированных задач; процесс, направленный на поиск нового, на открытие неизвестного, на новое освещение вопросов.
Структура исследования:
Выбор темы, актуальность, проблема
Постановка цели, задач
Выбор методов и методики исследования
Описание процесса исследования
Результаты
Выводы и оценка полученных результатов.
Как я выбирала темы?
Во втором классе я случайно узнала об увлечении бабушки Ивана Б, Т. С. Б. И получилась работа «Увлечение бабушки куклами», творческая работа. При написании этой работы мы пользовались статьями газет, в которых была описана выставка кукол Татьяны Самуиловны, пытались выяснить, откуда такое увлечение взялось, кто дарит и приносит куклы.
Поводом для выбора следующих тем послужила викторина, которую проводит ШТНК Вологды. Одним из вопросов викторины был: народная кухня местности. Информацию нужно было получать у жителей поселка. При беседах с информантами, много мы узнали нового о том, чем питались во время ВОВ. Так возникла следующая работа «Кухня времен ВОВ». Почти одновременно пришли темы «Игры послевоенных лет» и «Забытые частушки».
Еще одна творческая работа «У истоков семьи» появилась, благодаря сбору информации о своих бабушках, дедушках, участниках ВОВ. Посвященная 65-летию победы в ВОВ.
Остальные работы пока в процессе.
Но я для себя сделала вывод, что, прежде всего, нужно изучить семьи самих учеников. Возможно, темы найдутся быстрей и интереснее, потому что часто звучат работы, исследовавшие свои семьи. Например, традиции особенные, занятия, профессии.
При подготовке работ большую роль играют и родители. Если заинтересованы, помогают, проверяют знания у детей, готовят к выступлению.
Но есть и трудности. Какие?
Трудно найти тему для исследования, которая была бы интересна окружающим, редко находит озарение. Это видят и сами учащиеся, когда слушают выступления детей из других школ. Одни темы им интересны, слушают с увлечением, а о других даже не высказывают своих мнений.
Трудно поставить цель из названия работы и задачи.
Трудность и в том, что набирать работы приходится самой, а не родителями с детьми, т.к у большинства нет принтеров.
Ну и трудно потому, что самой приходиться учиться, могут помочь только книги, интернет, нет консультанта.
Хотя мне, например, помогают знания, которые я получила при написании диплома в ВГПУ. Это такое же исследование. Точно также ставится цель, а уже из нее вытекают задачи. Часто пользуюсь методическим пособием для учителей-краеведов «Исследовательская работа школьников».
Как же найти проблему, цель, задачи?
Тема должна звучать четко и отражать содержание работы. С проблемой связан объект и предмет исследования. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Предмет определяет тему исследования, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
Например: В работе «Кухня времен ВОВ» объект-это ВОВ, а предмет –кухня . Понятие «предмет» уже и конкретнее объекта.
Цель работы выражает смысл проблемы и предмета исследования. Это общая формулировка конечного результата, который планируется получить при выполнении работы.
Например: составить список блюд ВОВ.
В соответствии с предметом и целью определяются задачи. Задача исследования- это последовательные шаги, направленные на достижение цели. Единых требований для постановки задач нет. Но есть ориентиры.
Например: выяснить.., установить.., изучить.., составить..
Методы и методики.
Метод-это путь исследования, способ достижения цели. Частными методами пользуются конкретные науки, общие методы используются в различных науках.
Эмпирические методы- наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение документов. Этот метод состоит 2 ступеней: 1- добывание информации, 2- обработка.
Теоретические методы – анализ, синтез… они используются при определении проблемы.
В своих работах я использовала больше эмпирические методы.
Методика – это алгоритм действий исследователя. В ней описывается когда, где, кем, как проводились наблюдения и исследования, какие способы обработки использовались.
Выводы и заключение.
Заключение содержит ответы на вопросы, поставленные в задачах – итоговые выводы и наблюдения автора.
Выводы-это краткое повторение результатов исследования.
Мастер-класс (работа в группах).
Я предлагаю мастер-класс по постановке цели и задач исследования, поиск объекта и предмета исследования, по данным темам.
Газированные напитки для детей.
Роль школьной формы.
Один день школьной жизни.
Рукоделие в нашей семье.
Домашние животные учеников 3 класса.
2012 год
Шахова Любовь Николаевна