12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Истомина Герда Евгеньевна24
4

Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет с нарушением зрения посредством игр, выполненных из нетрадиционных материалов.

Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет с нарушением зрения посредством игр, выполненных из нетрадиционных материалов.

Истомина Герда Евгеньевна

студентка 4 курса специальности

44.02.04 Специальное дошкольное образование


Тишинова Юлия Андреевна

научный руководитель, преподаватель,

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический

колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар


Аннотация:

Проблема развития ребенка на этапе дошкольного образования и его подготовка к школьному обучению – одна из актуальных проблем родителей и педагогов. В педагогической теории и практике предложены различные методы, приемы и методики для решения указанных задач.

Все больше детей которые неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Существует разнообразие игр и упражнений, развивающих мелкую моторику, для изготовления которых, наряду с традиционными материалами педагогами используются и нетрадиционные.

Цель исследования: выявить эффективность развития мелкой моторики у детей 4-5 лет с нарушением зрения посредством игр, выполненных из нетрадиционных материалов.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы развития мелкой моторики детей 4-5 лет с нарушением зрения

2. Определить значение игр, выполненных из нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики рук детей с нарушением зрения.

3. Определить уровень сформированности мелкой моторики детей 4-5 лет с нарушением зрения.

4. Подобрать игры, способствующие развитию мелкой моторики, выполненные из нетрадиционных материалов и апробировать их на практике.

5. Выявить эффективность проведенной работы.

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей 4-5 лет с нарушением зрения.

Предмет исследования: игры, выполненные из нетрадиционных материалов как средство развития мелкой моторики у детей 4-5 лет с нарушением зрения.

Гипотеза исследования развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет с нарушением зрения будет осуществляться, если при следующих условиях:

1) для изготовления игр будет подобран доступный материал (природный бросовый);

2) в ходе проведения игр будут учитываться индивидуальные особенности детей (характер зрительного нарушения, особенности мелкой моторики рук);

3) будет проведена работа с родителями (законными представителями) и воспитателями группы по вопросам развития мелкой моторики у детей 4-5 лет с нарушением зрения.

Целью констатирующего этапа исследования является изучение уровня сформированности мелкой моторики у детей 4-5 лет с нарушением зрения.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара. Исходя из цели, были сформированы следующие задачи констатирующего этапа исследования:

1. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития мелкой моторики.

2. Разработать беседу о выявлении представлений детей с нарушением зрения о нетрадиционных материалах.

3. Выявить уровень развития мелкой моторики и представлений о нетрадиционных материалах у детей с нарушением зрения .

4. Осуществить качественную и количественную обработку результатов, сделать выводы.

I) Методика Т.И. Гризик

Статические упражнения.

«Кольцо»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела)

Инструкция: Рома, соедини большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы подними вверх. А теперь давай вместе посчитаем до 10. Кольцо должно быть ровным, круглым. Упражнение выполняется 3 раза.

«Коза»

Цель: проверить напряжение пальцев(указательный и мизинец)

Инструкция: Рома, вытяни вперед указательный палец и мизинец, а средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Давай еще раз посчитаем до 10. А ну ка покажи, какая у тебя получилась коза. Пальцы ровные, рожки длинные. Упражнение выполняется 3 раза.

«Три богатыря».

Цель: выявить напряжение пальцев рук (указательный, средний, безымянный)

Инструкция: Следующее упражнение называется «Три богатыря». Посмотрим, какие богатыри у тебя получатся. Подними вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе, а большой палец удерживает мизинец на ладони. Покажи богатырей и считай вместе со мной до 10. Пальцы ровные, это ведь богатыри. Какие у тебя сильные пальцы.

«Заяц»

Цель: выявить напряжение пальцев рук, умение удерживать в вертикальном положение.

Инструкция: Рома, а следующее упражнение покажи мне ты, оно называется «Заяц». Покажи уши у зайца. Вытяни вверх средний и указательный пальцы, а мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Уши у зайца длинные, ровные. А теперь посчитаем до 10.

«Солдатики» (упражнение для пяти пальцев).

Цель: выявить напряжение пяти пальцев.

Инструкция: Следующее упражнение называется «Солдатики». Каждый твой палец-это солдатик. Вытяни каждый палец вверх и держи. Солдаты сильные, ловкие. Ну ка, покажи мне солдатиков. Посчитай до 10. Упражнение выполняется ребенком 2 раза.

Критерии оценки:

1 балл – ребенок не справился с заданием;

2 балла – ребенок справился с заданием частично, с трудом напрягал пальцы рук, сбивался со счета;

3 балла – все упражнения выполнил без затруднения.

Динамические упражнения

1.Вырезание ножницами.

Инструкция: Рома, посмотри на стол и скажи, что видишь? (геометрическая фигура). Назови геометрическую фигуру. Тебе необходимо ее вырезать. Давай вспомним технику безопасности. Ребенок вырезает круг.

Критерии оценки:

1 балл – ребенок не смог вырезать круг/ответил(а) «не умею»;

2 балла – ребенок справился с заданием частично, вырезал не по линии, обрывисто;

3 балла – ребенок вырезал аккуратно, по линии.

2.Обрывание листа бумаги.

Инструкция: Рома, назови эту геометрическую фигуру.(Прямоугольник). А как можно вырезать его без ножниц? Каким способом? Тебе необходимо оборвать по контуру прямоугольник. Ребенок выполняет задание способом обрывания по контуру.

Критерии оценки:

1 балл – ребенок не смог выполнить задание/ ответил(а) «не получается»;

2 балла – ребенок справился с помощью взрослого, обрывал(а) выходя за контур;

3 балла – ребенок справился с заданием самостоятельно, обрывал(а) по контуру.

Сила тонуса

1.Сжатие рук взрослого двумя руками.

Цель: исследовать силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.

Инструкция: Рома, а теперь проверим какие у тебя сильные руки. Сожми мои ладони так крепко, как только ты можешь. Ничего себе, какие сильные руки.

Критерии оценки:

1 балл – ребенок не смог сжать руки взрослого;

2 балла – ребенок слабо сжимал руки взрослого, прерывисто, быстро уставал;

3 балла – ребенок справился с заданием, смог сжать руки крепко на долгий период времени.

Сжатие руки взрослого одной рукой («Рукопожатие»).

Цель: проверить уровень развития хватательной функции и силу рук.

Инструкция: Рома, покажи мне, как ты умеешь здороваться. Давай мы с тобой обменяемся сильным дружеским рукопожатием.

Критерии оценки:

1 балл – ребенок не справился с заданием/ ответил(а) «не умею»;

2 балла – ребенок слабо сжимал руку, прерывисто;

3 балла – ребенок справился с заданием, смог сжать руку крепко.

Координация движений

«Ладонь – ребро – кулак».

Цель: выявить уровень развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

Инструкция: Рома, сейчас выполним интересное упражнение, которое называется «Ладонь – ребро – кулак». Покажи ладонь, ребро, кулак. А теперь будем показывать, и приговаривать вслух: «Ладонь – ребро – кулак».

Критерии оценки:

1 балл – ребенок не справился с упражнением, сбивался в последовательности;

2 балла – ребенок выполнял упражнение в медленном темпе, сбивался в последовательности, выполнял(а) хаотично;

3 балла – ребенок справился с заданием, запомнил последовательность, показывал в быстром темпе.

Катание шарика.

Цель: выявить уровень развития щепоти руки.

Инструкция: Рома, что ты видишь на столе? (шарик). Какой он? Возьми шарик тремя пальцами и покатай его по тарелочке. Время проведения упражнения – 1 минута.

Критерии оценки:

1 балл – ребенок не справился с упражнением/ ответил(а) «не умею»

2 балла – ребенок с трудом взял мяч тремя пальцами, катал шарик прерывисто, отрывая от тарелки;

3 балла – ребенок справился с заданием, взял(а) мяч щепотью, быстро катал(а) шарик по тарелки.

Группа «А».

Данная группа оценивается в 16 – 15 баллов. Мелкая моторика у

обучающиеся, набравших данное количество баллов, характеризуются как

хорошо развитая. Во время произвольных и вращательных движений пальцы

сгибаются и разгибаются легко и свободно.

Группа «Б».

Данная группа оценивается в 14 – 11 баллов. Развитие мелкой

моторики у этой категории детей является недостаточно развитой.

Группа «В».

Данная группа оценивается от 11 и менее баллов. Мелкая

моторика находится в стадии формирования. Эти обучающиеся отстают от

возрастной нормы. Пальцы двигаются неловко, движения низко

дифференцированные, не синхронные движения пальцами выполнить не

могут. Амплитуду движений можно оценить как неполную. Обучающиеся

быстро утомляемы, отмечается гипотонус или гипертонус мышц.

Для изучения осведомленности детей о нетрадиционных материалах была разработана диагностическая беседа.

В силу сложности определения «нетрадиционный» оно было заменено на «необычный» .

II Диагностическая беседа «Что такое необычный материал?».

Цель: выявить уровень сформированности представлений о нетрадиционных материалах.

Вопросы:

1. Какие материалы можно назвать необычными?

Критерии оценки:

1. балл – не смог(ла) назвать;

2. балла – назвал(а) 2-3;

3. балла – назвал(а) более трех.

2. Что такое бросовый материал?

Критерии оценки:

1. балл – не смог(ла) ответить на вопрос / ответил(а) «не знаю»;

2. балла – назвал(а) функциональное назначение;

3. балла – ответил(а) полным предложением и привел(а) пример «это отходы, которые выбрасываем».

3. Что такое природный материал?

Критерии оценки:

1. балл – не смог ответить на вопрос / ответил «не знаю»;

2. балла – назвал 2-3 вида;

3. балла — более 3.

4. Посмотри и выбери необычный материал.

Критерии оценки:

1. балл – ребенок не смог выбрать нужные картинки;

2. балла – ребенок выбрал как нетрадиционный материал, так и природный;

3. балла – ребенок отобрал все картинки с нетрадиционным материалом.

5. Где можно найти необычный материал для изготовления чего-либо?

Критерии оценки:

1. балл – ребенок не смог ответить на вопрос/ ответил(а) «не знаю»;

2. балла – ребенок ответил(а) с помощью взрослого;

3. балла – ребенок ответил самостоятельно, полным предложением и знает, где найти нетрадиционный материал.

6. С каким необычным материалом вы работали в детском саду?

Критерии оценки:

1. балл – ребенок затрудняется ответить/ ответил(а) «не помню»;

2. балла – ребенок отвечает частично, с помощью взрослого;

3. балла – ребенок перечисляет нетрадиционный материал, с которым работали в детском саду, а так же приводит пример.

Характеристика уровней:

Высокий (2,4-3)- ребенок имеет представление о том, что такое нетрадиционный материал, называет материал, относящийся к бросовому и природному.

Средний (1,7-2,3)- ребенок отвечает на вопросы частично, с помощью взрослого. Не всегда может отличить бросовый материал от природного. Развитие мелкой у этой категории детей является недостаточно развитой.

Низкий (1-1,6)- ребенок не имеет представление о нетрадиционном материале. На многие вопросы воспитателя отвечает («не знаю/не умею») На картинке не может отличить природный материал от бросового. Мелкая моторика находится в стадии формирования. Пальцы двигаются неловко, движения низко дифференцированные, не синхронные движения пальцами выполнить не могут.

Выводы. Таким образом, мелкая моторика ребёнка формируется в онтогенезе постепенно. Ее развитие представляет собой довольно сложный физиологический, психологический и педагогический процесс. У детей дошкольного возраста с нарушением зрения отмечаются следующие особенности развития мелкой моторики: замедленность переключения движений; несинхронность, нечеткость движений; недостаточная ловкость; неуверенность в движениях.



Ключевые слова: нетрадиционный материал, мелкая моторика

Список литературы (2-3 источника):

Белова, Е. А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка / Е. А. Белова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 274-277.

Визель,Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384, (16)с. – (Высшая школа),С. 18

Ильинова, Л. Д. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / Л. Д. Ильинова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 72-74.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.