РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

0
0
Материал опубликован 9 October

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

методист МБУ ДО «Молодёжный центр» Городецкого муниципального округа  А.М. Волкова


q1728504063.jpg

/data/files/q1728504063.jpg (1920x1200)

Принципиальное отличие новых  требований стандартов: ориентация образования на личностный результат.

Личностные результаты можно рассматривать как:

· готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

· сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

· система значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

· социальные компетенции;

· правосознание;

· способность ставить цели и строить жизненные планы;

· способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Мотивация (от английского «movere» - «двигать») – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для педагога — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит педагог, не прилагают достаточных усилий для выполнения учебных заданий. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. При этом по природе своей мотивация — хрупкое образование, требующее внимания и бережного отношения.

Психолог Тамара Гордеева выделяет «Три кита» учебной мотивации: ощущение самостоятельности процесса поиска знаний, ощущение свободы выбора, ощущение успешности (компетентности).

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным («активным») потребителем (приемником).

Потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Педагог, стремящийся к повышению учебной мотивации детского объединения, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше.

Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Учебная мотивация запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности.

При формировании учебной мотивации необходимо учитывать следующие правила:

• похвала должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен;

• положительная оценка дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала;

• похвала должна быть индивидуально ориентированной, без сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними;

• похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось. Интонации, энтузиазм в голосе, мимике и жестах тут очень важны.

Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения.

Мощным, реально действующим источником мотивации является характер объяснений педагогом успехов и неудач ребенка. Если объяснять успехи ученика его способностями и усилиями, то у него сложится уверенность, что он сможет снова добиться успеха. Важно стараться не давать ученикам повода думать, что успех может быть обусловлен везением, дополнительной помощью или легкостью материала.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации