РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
методист МБУ ДО «Молодёжный центр» Городецкого муниципального округа А.М. Волкова
/data/files/q1728504063.jpg (1920x1200)
Принципиальное отличие новых требований стандартов: ориентация образования на личностный результат.
Личностные результаты можно рассматривать как:
· готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
· сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
· система значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
· социальные компетенции;
· правосознание;
· способность ставить цели и строить жизненные планы;
· способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Мотивация (от английского «movere» - «двигать») – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для педагога — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит педагог, не прилагают достаточных усилий для выполнения учебных заданий. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. При этом по природе своей мотивация — хрупкое образование, требующее внимания и бережного отношения.
Психолог Тамара Гордеева выделяет «Три кита» учебной мотивации: ощущение самостоятельности процесса поиска знаний, ощущение свободы выбора, ощущение успешности (компетентности).
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным («активным») потребителем (приемником).
Потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Педагог, стремящийся к повышению учебной мотивации детского объединения, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше.
Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Учебная мотивация запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности.
При формировании учебной мотивации необходимо учитывать следующие правила:
• похвала должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен;
• положительная оценка дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала;
• похвала должна быть индивидуально ориентированной, без сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними;
• похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось. Интонации, энтузиазм в голосе, мимике и жестах тут очень важны.
Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения.
Мощным, реально действующим источником мотивации является характер объяснений педагогом успехов и неудач ребенка. Если объяснять успехи ученика его способностями и усилиями, то у него сложится уверенность, что он сможет снова добиться успеха. Важно стараться не давать ученикам повода думать, что успех может быть обусловлен везением, дополнительной помощью или легкостью материала.