12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Анна Сергеевна20
1

Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами интерактивной доски

Актуальность развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством использования интерактивной доски обусловлена тем, что интерактивная доска – это современное средство обучения, работа с ее помощью для обучающихся становится красочной, интересной и привлекательной.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы.

Согласно Федеральному государственному образовательному государственному стандарту начального общего образования, познавательные универсальные учебные действия включают логические, исследовательские и работу с информацией [5].

Интерактивные доски – это комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Они способствуют повышению — эффективности образовательного процесса за счет предъявления учебных задач в привлекательной для обучающихся визуальной и аудиальной форме, за счет интерактивности заданий, занимательности представленного учебного материала, новизны [2].

В образовательном процессе использование интерактивной доски должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). В соответствии с требованиями санитарных правил СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, безопасная длительность применения интерактивных средств на уроках в 1-3-х классах составляет не более 20 минут, а начиная с 4-го класса – не более 30 минут [3].

Преимущества использования интерактивной доски:

  • более эффективное обучение: качественный визуальный материал лучше усваивается и делает учебный процесс интереснее;
  • экономия времени на подготовку материалов для занятий: педагогу не нужно искать бумажные карты или тратить время на распечатку заданий. Всё можно продемонстрировать на доске прямо с компьютера;
  • высокое качество изображения: картинка транслируется на доску без искажений, поэтому на уроках можно смотреть фильмы и обучающие видео в отличном качестве;
  • ускоренный темп занятий: учителю не нужно тратить время, чтобы написать задание на доске. Можно вывести его на экран и сразу приступить к выполнению;
  • совместная работа: благодаря интерактивной доске ученикам и учителям проще работать над проектами. Все участники видят изменения в документе на доске и могут предложить свои варианты [4].

Интерактивная доска Smart Board основана на возможности обрабатывать одновременно 20 касаний к экрану. Функционал позволяет настроить индивидуальное распознавание прикосновений определенного человека. Программное обеспечение дает возможность определить область соприкосновения. Специальное металлическое, прочное покрытие поверхности экрана отлично адаптировано к применению различных видов проекторов и использованию маркеров на водной основе. Использование данной модели показало замечательные результаты в образовательной сфере школьников и детей дошкольных учреждений [3].

Инструменты интерактивной доски Smart Board [1]:

  • инструмент перо и выделение. Данный инструмент может использоваться для создания произвольной линии и рукописного текста.
  • инструмент художественно перо. Данный инструмент может использоваться для создания произвольной линии определенного вида.
  • инструмент фигуры. Данный инструмент может использоваться для создания определенных фигур.
  • инструмент линии. Данный инструмент может использоваться для рисования самых разнообразных прямых линий и стрелок, а также создания сложных фигур
  • инструмент захват экрана. Панель инструментов захвата экрана используется для создания снимка части или всего экрана. При работе с данным инструментом можно выбрать определенную область на экране для ее съемки.
  • инструмент шторка. Шторка представляет собой прямоугольную область, за которой не видно содержимого страницы. При этом она может быть частично открыта с любой стороны.
  • инструмент средство записи. С помощью инструмента Средство записи можно записывать видеосюжеты разных планов, происходит запись всех действий на интерактивной доске и звукового сопровождения. Впоследствии это видео может быть просмотрено как обычный видеоролик [1].

Использование интерактивной доски на занятиях в начальной школе позволяет повысить уровень качества начального образования, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми новых знаний, умений и навыков, повышает мотивацию обучения и эффективность занятий, обеспечивает реализацию принципов развивающего обучения, совершенствует формы и методы организации процесса обучения, которые позволяют развивать познавательные универсальные учебные действия у младших школьников.

Нами были спроектированы задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с использованием интерактивной доски SmartBoard.

Задание 1 (рис. 1). Данное задание предназначено для обучающихся 2 класса при изучении учебного предмета «Окружающий мир». В данном задании обучающимся необходимо рассмотреть изображения и разделить их по признакам «живое» и «неживое» и перенести изображения в нужный столбик таблицы.

Рис. 1. Задание 1

С помощью данного задания у младших школьников развиваются познавательные универсальные учебные действия - логические (устанавливать основания для обобщения и сравнения; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать умозаключения по аналогии); исследовательские действия (самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам выполненного задания); работа с информацией (анализировать и систематизировать информацию различных форм представления).

Задание 2 (рис. 2). Данное задание предназначено для обучающихся 2 класса при изучении учебного предмета «Изобразительное искусство». В данном задании обучающимся необходимо подумать, какой цвет нужно добавить, чтобы получился каждый из составных цветов, и перенести квадрат нужного цвета в нужную строку.

Рис. 2. Задание 2

С помощью данного задания у младших школьников развиваются познавательные универсальные учебные действия - логические (устанавливать основания для обобщения и сравнения; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий); исследовательские действия (формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам выполненного задания); работа с информацией (применять различные методы, инструменты при отборе информации с учетом предложенной учебной задачи).

Библиографический список:

  1. Горюнова, М.А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе / М.А. Горюнова, Т.В. Семенова, М.Н. Солоневичева. - Санкт-Петербург : БХБ-Петербург, 2010. - 336 с.
  2. Маликов, Т. Ф. Особенности применения технических средств при организации процесса обучения / Т. Ф. Маликов. // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. — Уфа, 2013. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4452/ 
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» – URL https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html 
  4. Преимущества и недостатки интерактивных досок - URL https://interactive.su/news/preimuschestva-ispolzovaniya-interaktivnyh-dosok-v-shkole#i-2 
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.09.2022 г. № 286 ; с измен. и дополн. от 31.05.2021. – Москва : Ажур, - 2021.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.