Статья на тему «Создание психоэмоционального комфорта на уроке у школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Создание психоэмоционального комфорта на уроке у школьников
с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии.
В нашей школе контингент учащихся неоднороден: дети имеют различные диагнозы, степени умственной отсталости, у многих наблюдаются тяжелые и множественные нарушения развития. Они сложно принимают школьные требования, малопродуктивны в работе, слабо критичны к себе в учебе и поведении, многие отличаются высокой импульсивностью или выраженной заторможенностью. Наблюдается повышенная утомляемость, небольшая продуктивность памяти, низкий уровень общего развития.
В связи с этим, перед педагогом ставится цель – создание, для каждого ребенка, условий освоения образовательных программ, формирование жизненно необходимых навыков и умений, для подготовки учащихся к самостоятельной жизнедеятельности и успешной социализации в общество.
Поставленная цель ставит перед педагогом ряд задач:
Создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Создание психологического комфорта для гармоничного развития и обучения учащихся.
Психологический комфорт предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, в которой они чувствуют себя «как дома». Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности.
Источником психологического комфорта является положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя, то есть доброжелательное отношение между учителем и учеником. И ведущая роль, конечно, принадлежит учителю.
Выделим главные факторы, способствующие благоприятному психологическому климату на уроке:
-знание учителем возрастных психологических особенностей учащихся;
-педагогическая наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке;
-умение подойти к детям, установить с ними контакт, уважение к личности ребёнка, чуткое отношение к учащимся;
-уважение к личности ребёнка, чуткое отношение к учащимся, внимание к психическому состоянию;
- подбадривание, одобрение в адрес детей во время совместной работы.
В основе работы с детьми с ОВЗ и создании благоприятных психолого-педагогических условий лежит знание особенностей развития ребенка и реализация следующих принципов: принятие ребенка как ценности, понимание его желаний, чувств, поведения и возможностей, признание личности ребенка, а также мягкость и требовательность. Не повышать голос, делиться радостью, откровенно говорить, что огорчает, выслушивать детей, интересоваться их здоровьем, настроением, делами в семье… Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают её: настойчиво и упорно добиваемся поставленной цели. Упорство, но без фанатизма. Настойчивость, но без насилия. Здесь очень помогают такие качества учителя: такт, сердечность, отзывчивость, отсутствие резкости, раздражения. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе и доверии.
Эффективными приемами и методами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
Игровые технологии;
Артпедагогические технологий;
Здоровье сберегающие технологии;
Игровые технологии.
Хороший эффект для создания атмосферы психологического комфорта даёт использование популярных технологий работы с детьми – это игры. Учебные игры ставят своей целью устранение препятствий в межличностных отношениях, достижение более адекватной адаптации детей. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игры происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми. Учителю необходимо прочувствовать настроение и состояние школьников и использовать ту игру, которая будет соответствовать поставленным целям и задачам. Доброжелательная атмосфера на уроке создаёт ресурсное состояние и добавляет позитивной энергии в процесс обучения и воспитания.
Артпедагогические технологий
На учебных, коррекционно-развивающих занятиях применение технологии: арттерапия (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия) оказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональные состояния учащихся, способствует умственному развитию детей с ОВЗ, а также дает положительный эмоциональный настрой на работу. Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др.
Здоровьесберегающие технологии
Ещё один из общепризнанных приёмов – являются здоровьесберегающие технологии, такие как: физкультминутки, психогимнастика и смена видов деятельности. Физкультминутки бывают традиционные, оздоровительными (гимнастика для глаз, самомассаж) и расслабляющие (с элементами релаксации). При выборе «разрядки» выбираются упражнения, которые не приводят к нарушению дисциплины в классе. Использование физкультминуток позволяет расходовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. Учащиеся становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на процессы здоровьесбережения учащихся и самого учителя.
Очень важным в развития эмоционального благополучия детей является психогимнастика. Особенно она нужна детям с нарушением эмоционально-волевой сферой, чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Также психогимнастический комплекс может использоваться в дни, когда запланирована образовательная деятельность с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
С целью предотвращение наступления утомления, используют разнообразные средства смены видов деятельности: чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности.
Комфортность ребёнка с ОВЗ в школе зависит от мастерства педагога, а именно:
- создания атмосферы принятия таким, какой он есть
- включение ребёнка в продуктивную деятельность
- стимулирование и поощрение в работе
- уважительное отношение в общении, не допуская унижения его
В своей работе не использую слова, которые убивают ребёнка:
Ты никогда ничего не добьешься.
Неужели ты ничего не можешь сделать, как следует?
Когда ты, наконец, начнешь учиться?
С чего ты решил, что ты такой, как все?
Ты лентяй (слабый, неуклюжий и т.д.).
Если ты не можешь сказать ничего хорошего, лучше вообще молчи.
Широко использовать слова, которые помогают и ободряют:
Ты еще и не это можешь.
Я тобой горжусь.
У тебя все получится.
Продолжай и дальше в том же духе.
Ты умница.
Есть вещи, которые у тебя получаются отлично.
Это ничего, что ты учишься на свой лад.
У тебя есть свои сильные стороны и таланты.
Это ничего, что по одним предметам ты учишься лучше, а по другим - не очень хорошо.
Ошибаться - это нормально. Взрослые тоже ошибаются.
Ты успешно работаешь над тем, над чем тебе нужно поработать.
На ошибках можно и нужно учиться.
Я всегда поддержу тебя, если потребуется.
Я уверена, что ты научишься защищать себя.
Ты заслуживаешь уважительного отношения.
Особое значение имеет материнская функция педагога, проявляющаяся в теплом, сердечном и заботливом отношении к каждому ученику. Общаясь с детьми, нужно организовывать контакт с ними «на уровне глаз». Это поможет им чувствовать себя в общении с учителем более уверенными. Так же педагог должен быть веселым, улыбчивым, ласковым, изобретательным и терпеливым – это обязательное условие в успешной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Подводя итоги, можно сказать, что использование данных методов и приемов ведет к эмоционально - психологическому комфорту класса в целом. Критериями психологического комфорта являются следующие факторы: отсутствие усталости у детей и учителя, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание продолжать работу. Тем самым повышается качество обучения и воспитания школьников с ОВЗ. Происходит перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях психоэмоционального комфорта, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
Мне, конечно, еще предстоит совершенствовать свою работу и профессиональное мастерство, но в одном я точно убеждена: создание эмоционального комфорта в классе и эмоциональное развитие детей с ОВЗ будет по-прежнему приоритетным в моей педагогической деятельности.
ПОМНИТЕ: Душа каждого ребёнка - зародыш прекрасного цветка, расцвести который может в руках педагогов от тепла, любви и ласки!
Литература.
1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – М., 1997.
2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2001.
3. Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник. – М., 2004.
4. Барташникова И.А. Учись играя. – Харьков, 1997.
5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
6. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. – СПб.,2000.
7. Инклюзивное образование. Вып, 4. – М., 2010.