Статья «Развитие познавательного интереса на уроках химии»

0
0
Материал опубликован 3 January 2023

Галактионова И. А.

Преподаватель высшей квалификационной категории,

ГАПОУ СО Балашовский техникум механизации сельского хозяйства,

г. Балашов, Российская Федерация



РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

НА УРОКАХ ХИМИИ

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным.

Мозг обучающегося устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным „детонатором", который помогает им проникнуть внутрь, а там „взорваться", превратившись затем в убеждения, является интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли учащихся в работу.

Вопросы активизации познавательной деятельности обучащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся.

 Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности обучающихся. Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

1) привлечение учащихся к целям и задачам урока

2) возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

3) включение учащихся в интересную для них форму работы.

Одним из наглядных методов развития интереса является частично-поисковый. При применении этого метода педагог руководит работой обучающихся, организуя ее таким образом, чтобы часть новых знаний они добыли сами. Например, до объяснения нового материала демонстрируется опыт, а обучающиеся путем наблюдения и обсуждения решают не только проблемный вопрос, но и добывают часть новых знаний. И нужно подчеркнуть, что химический демонстрационный эксперимент является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности.

Адаптируют учебно-познавательной деятельность и лабораторные опыты, практические работы. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки обучающихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению, устанавливать причинно-следственные связи.

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что обучающиеся в процессе обучения могут обмениваться знаниями, обучать друг друга.

В химии очень много уроков, связанных с решением задач. Учащиеся решают задачи по темам «Растворы», «Расчеты по уравнениям химических реакций», «Расчеты по химическим формулам» по алгоритму. Также алгоритмы применяю для составления схем электронного баланса, ионных уравнений, уравнений гидролиза и электролиза и др.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке, развития интереса к обучению можно проводить уроки-соревнования. Процесс обучения становится более разнообразным.  Такие уроки, бесспорно, способствуют повышению успеваемости, состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими сверстниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Для того чтобы у обучающихся была достаточность базовых знаний, без которых он не может продвинуться в обучении, эффективно использовать работу с опорными конспектами. Опорные конспекты позволяют обучающимся составить план изучения химического явления или закона, а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал.

Для соотношения новой информации с системой прежних знаний проводится на уроках рефлексия, позволяющая быстро проанализировать уровень усвоения знаний, выявить «пробелы» еще на начальных этапах усвоения.

Творческие действия обучающихся не возникают произвольно, их нужно целенаправленно развивать в процессе обучения. Творческие способности рождаются в процессе формирования их познавательной активности и самостоятельности. Познавательный интерес к предмету способствует развитию мышления обучающихся, и не может успешно развиваться при отсутствии определенных знаний.

Список использованной литературы

1. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2012. 62 с.

2. Бордовская Н.В. , Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2015. 269 с.

3. Ефстафьева Е.И., Титова И.М. Развитие внутренней мотивации изучения химии // Химия в школе. 2002. №7. С.20.

4. Чернобельская Г.М: Теория и методика обучения химии. М.: Дрофа, 2010. 336 с.

© Галактионова И. А., 2023


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.