Статья на тему «Комплексное развитие музыкальности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
Cтатья : «Комплексное развитие музыкальности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
Составитель: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Богатова Татьяна Владимировна МБДОУ детский сад № 301 г.о. Самара.
Старший дошкольный возраст – самый благоприятный период для организации работы по комплексному развитию музыкальности у старших дошкольников с ОВЗ. Развитие музыкальности в целом, оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие старших дошкольников с ОВЗ: формируются основы музыкальной культуры, совершенствуются эмоциональная сфера и мышление, обогащаются музыкальные впечатления, исчезает скованность и напряжённость во время образовательного процесса, идёт приобщение к музыкальному искусству, пробуждается более устойчивый интерес к музыке. Музыкальность – это многоуровневая система специальных музыкальных способностей, необходимых для восприятия и создания музыкальных художественных образов, которые формируются и развиваются в процессе музыкальной деятельности, во всех ее видах. В основе музыкальности лежит способность различать звуки по высоте, тембру, громкости и длительности: от чувствительности слуха к высоте и тембру зависит восприятие мелодии и гармонии, а также всех возможных вариаций музыкальной высоты.
Комплексное развитие музыкальности у старших дошкольников с ОВЗ – это целенаправленный педагогический процесс расширения спектра музыкальных впечатлений и эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование вокально - хоровых, музыкально– ритмических навыков, овладение навыками игры на детских музыкальных инструментах, развитие ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма, умение выразительно и ритмично выполнять музыкально – ритмические и танцевальные движения, развитие музыкального творчества. Основными направлениями развития музыкальности у старших дошкольников с ОВЗ являются: преодоление скованности и напряжённости в музыкальной деятельности, развитие ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, развитие чувства ритма, развитие музыкального творчества, формирование социально – коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и сотворчества. К психолого – педагогическим средствам развития музыкальности у старших дошкольников с ОВЗ относятся: музыкально – дидактические игры, игра на детских музыкальных и шумовых инструментах, слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, театрализованная деятельность, упражнения для координации и пластики, музыкально - творческая деятельность, презентации, мультимедийные музыкальные игры, озвучивание сказок. Развитие музыкальности в тесной связи с коррекционной педагогикой дает возможность создать особые предпосылки для успешного обучения, воспитания и адаптации в социуме каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная ситуация показывает, что данный процесс по развитию музыкальности у старших дошкольников с ОВЗ часто осуществляется стихийно и бессистемно. Вот почему необходимо вести планомерную и систематическую работу по развитию музыкальности, учитывать специфику развития музыкальности у старших дошкольников с ОВЗ, создавать ситуацию успеха, а также исследовать и развивать эмоциональную отзывчивость на музыку старших дошкольников с ОВЗ. Разработанный мною комплекс музыкальных занятий, не только помог в развитии музыкальности, но и комплексно воздействовал на познавательную деятельность, речь, моторику, эмоционально – волевую сферу и личностное развитие старших дошкольников с ОВЗ. Комплексное развитие музыкальности помогает старшим дошкольникам с ОВЗ понять и прочувствовать музыку, даёт возможность жить в музыке, чувствовать её, двигаться под музыку, сочинять музыку, вселяет веру в свои силы и возможности, повышает самооценку и помогает обрести радость жизни через музыкальное творчество. А самое главное, дети с ограниченными возможностями здоровья могут почувствовать себя полноценной личностью и ощутить свою значимость в социуме.
Комплекс музыкальных занятий направленных на комплексное развитие музыкальности у старших дошкольников с ОВЗ.
Конспект образовательной деятельности № 1
Интеграция Образовательных областей |
Виды музыкально – игровой деятельности |
Музыкальный репертуар |
Цели и задачи |
Методы и приёмы |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие |
Приветствие |
Коммуникативная игра «Здравствуйте» М.Картушиной |
Развитие активности, самостоятельности |
Словесный: беседа, объяснение |
Физическое развитие , художественно - эстетическое развитие |
Музыкально – ритмические движения |
«Спортивный марш» В. Золотарёва, упражнение «Галоп» |
Развитие чувства ритма, учить выполнять движения в колонне по одному, змейкой ритмично, согласовывать их с характером музыки |
Словесный: беседа, объяснение, указание. Практический : показ педагога
|
Физическое развитие, Речевое развитие |
Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика |
«Осень, осень» Упражнение «Цветочек» |
Развивать мелкую моторику, учить чётко выполнять движения, учить правильно брать дыхание |
Словесный: указание, практический: показ педагога |
Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие |
Игра на музыкальных инструментах |
Попевка «У кота – воркота» |
Развитие чувства ритма, музыкально – слуховых представлений, формирование навыков игры на металлофоне |
Словесный: объяснение, практический: показ педагога |
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое |
Слушание, восприятие музыки |
«Клоуны» Д. Кабалевский |
Развитие ладового чувства, эмоциональной отзывчивости на музыку, учить внимательно слушать музыку, определять характер. |
Словесный: беседа, наглядный: иллюстрация, портрет композитора |
Художественно – эстетическое развитие |
Распевание, пение |
«Лиса по лесу ходила», «Песенка друзей» Герчик, «Листопад» Попатенко |
Формирование вокально – хоровых навыков, работа над артикулляцией, дикцией. |
Наглядный: показ иллюстраций, Практический: показ педагога, словесный: объяснение |
Физическое развитие, художественно – эстетическое развитие |
Танцы, игры, хороводы |
Игра «Узнай по голосу», хоровод «Мы на луг ходили» |
Развитие тембрового слуха, учить выполнять ритмические движения выразительно, в соответствии с текстом под муз.сопровожд. |
Словесный: объяснение |
Конспект образовательной деятельности № 2
Интеграция Образовательных областей |
Виды музыкально – игровой деятельности |
Музыкальный репертуар |
Цели и задачи |
Методы и приёмы |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие |
Приветствие |
Импровизация «Здравствуйте» |
Развивать ладовое чувство, создание благоприятной атмосферы. |
Словесный: объяснение, учить детей легко и непринуждённо общаться друг с другом |
Физическое развитие , художественно - эстетическое развитие |
Музыкально – ритмические движения |
«Марш» Ф. Надененко, упражнение для рук «Ветер - ветерок» Бетховен |
Учить детей свободно ориентироваться в пространстве, ритмично ходить в колонне по одному и врассыпную, реагировать на смену частей музыки.развивать плавность и пластичность рук, развивать умение произвольно расслаблять мышцы плечевого пояса. |
Словесный: объяснение, указание. Практический : показ педагога
|
Физическое развитие, Речевое развитие |
Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика |
«Птицы» Упражнение «Воробушки» |
Развивать мелкую моторику, учить чётковыполнять движения, учить правильному выдоху и вдоху. |
Словесный: указание, практический: показ педагога |
Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие |
Игра на музыкальных инструментах |
Попевка «Лесенка» |
Развитие чувства ритма, музыкально – слуховых представлений, формирование навыков игры на ксилофоне |
Словесный: объяснение, практический: показ педагога, наглядный: показ иллюстрации, показ рукой движение мелодии вверх-вниз. |
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое |
Слушание, восприятие музыки |
«Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского |
Развитие ладового чувства, эмоциональной отзывчивости на музыку, учить внимательно слушать музыку, определять характер, жанр. |
Словесный: беседа, Наглядный: иллюстрация, портрет композитора |
Художественно – эстетическое развитие |
Распевание, пение |
«Качели» Тиличеевой, «Урожай собирай» Филиппенко, «Ах, какая осень» З.Роот |
Формирование вокально – хоровых навыков, работа над артикулляцией, дикцией, показ рукой высоты звуков. |
Наглядный: показ иллюстраций, Практический: показ педагога, словесный: объяснение |
Физическое развитие, художественно – эстетическое развитие |
Танцы, игры, хороводы |
Игра «Пугало», Танец с листочками «Осень золотая»Т.Морозовой |
Учить детей во время бега не сталкиваться с другими, выполнять движения с листьями плавно, перестраиваться в круг, змейкой. |
Словесный: объяснение, указание, поощрение. практический :показ педагога. |
Конспект образовательной деятельности № 3
Интеграция Образовательных областей |
Виды музыкально – игровой деятельности |
Музыкальный репертуар |
Цели и задачи |
Методы и приёмы |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие |
Приветствие |
Коммуникативная игра «Утром рано мы проснулись» |
Формирование коммуникативных навыков |
Словесный: объяснение |
Физическое развитие , художественно - эстетическое развитие |
Музыкально – ритмические движения |
«Марш» Богословского, упражнение «Поскоки» Т. Ломовой |
Развитие чувства ритма, учить выполнять движения в парах, по одному, ритмично и легко выполнять поскоки, выразительно передавать характер музыки |
Словесный: объяснение, указание.практический: показ педагога
|
Физическое развитие, Речевое развитие |
Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика |
«Осьминог» Упражнение «Нюхаем цветочек» |
Развивать мелкую моторику, учить чётко выполнять движения, учить правильно делать вдох и выдох. |
Словесный: указание, практический: показ педагога
|
Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие |
Игра на музыкальных инструментах |
Мультимедийная игра «Весёлые музыканты» |
Развитие чувства ритма, тебмрового, музыкального слуха, музыкально – слуховых представлений, формирование навыков игры на шумовых и музыкальных инструментах |
Словесный: объяснение, практический: показ педагога, наглядный: ИКТ |
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое |
Слушание, восприятие музыки |
«Болезнь куклы», «Новая кукла» П. Чайковского |
Развитие ладового чувства, эмоциональной отзывчивости на музыку, учить внимательно слушать музыку, описывать словами характер музыкальных произведений. |
словесный: беседа, наглядный: иллюстраций портрет композитора |
Художественно – эстетическое развитие |
Артикуляционная гимнастика Распевание, пение |
«Дудочка», «Пароход» «Василёк» «Падают листья» Красева «Жук» В. Карасёвой
|
Формирование вокально – хоровых навыков, работа над артикулляцией, дикцией. |
наглядный: показ иллюстраций, практический: показ педагога, словесный: объяснение |
Физическое развитие, художественно – эстетическое развитие |
Танцы, игры, хороводы |
Игра «Грибы и грибники», «Танец друзей» |
учить свободно ориентироваться в пространстве, бегать не наталкиваясь, выполнять приставной шаг, кружение в парах, взмахи руками чётко и выразительно |
словесный: объяснение, практический: показ педагога, показ детей |
Конспект образовательной деятельности № 4
Интеграция Образовательных областей |
Виды музыкально – игровой деятельности |
Музыкальный репертуар |
Цели и задачи |
Методы и приёмы |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие |
Приветствие |
Коммуникативная игра «Мы друг другу рады» |
Формирование коммуникативных навыков |
Словесный: объяснение |
Физическое развитие, художественно - эстетическое развитие |
Музыкально – ритмические движения |
«Марш» М. Роббера, упражнение «Всадники» В. Витлина |
Развитие чувства ритма, учить ритмично ходить под музыку, чётко выполнять прямой и боковой галоп, следить за координацией движений, создавать выразительный музыкальный образ всадников. |
Словесный: объяснение, указание. практический: показ педагога
|
Физическое развитие, Речевое развитие |
Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика |
«Цветок» Упражнение « Пароход» |
Развивать мелкую моторику, учить чётко выполнять движения, учить правильно делать вдох и выдох. |
Словесный: указание, практический: показ педагога |
Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие |
Игра на музыкальных инструментах |
Мультимедийная игра «Кузнечик» |
Развитие чувства ритма, тебмрового, музыкального слуха, музыкально – слуховых представлений, формирование навыков игры на шумовых и музыкальных инструментах |
Словесный: объяснение, практический: показ педагога, наглядный: ИКТ |
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое |
Слушание, восприятие музыки |
«Вальс» П. Чайковского |
Развитие ладового чувства, эмоциональной отзывчивости на музыку, учить внимательно слушать музыку, определять характер и жанр произведения. |
словесный: беседа, наглядный: иллюстраций портрет композитора |
Художественно – эстетическое развитие |
Артикуляционная гимнастика Распевание, пение |
«Дудочка», «Улыбочка» «Детский сад» Т. Волгиной «Бай качи»
|
Формирование вокально – хоровых навыков, работа над артикулляцией, дикцией. |
наглядный: показ иллюстраций, практический: показ педагога, словесный: объяснение |
Физическое развитие, художественно – эстетическое развитие |
Танцы, игры, хороводы |
Музыкально – дидактическая игра «Найди свой цветочек» Танец «У меня, у тебя» |
Развитие внимания, муз.сенсорспособностей, умение движения танца выполнять с текстом |
словесный: объяснение, практический: показ педагога, показ детей |
Шубина Марина Валерьевна