Выступление «Развитие пространственного мышления через реализацию курса черчения в общеобразовательной школе. Проблемы и перспективы введения в образовательный процесс предмета "Черчение"»
Мы живем в сложное для нашего образования время. Практически каждый учебный год министерство образования вводит разнообразные нововведения. Так только за последние годы чиновники от образования внедряли в школу шахматы, возвращали астрономию, второй иностранный язык, родной русский язык. С введением обновленных ФГОС вышеперечисленные нововведения были отменены и канули в лету.
Отчасти неудачи в реформировании современного образования связаны с отсутствием ясного представления, о том как выстроить логичную и, основанную на принципах педагогики, систему образования.
Совсем иной была советская школа. Она ставила своей целью формирование всесторонне развитой личности и направляла усилия на развитие у школьников разных видов мышления. За формирование логического, абстрактного мышления отвечали занятия математикой и предметами естественно-научного цикла, за развитие наглядно-образного мышления литература, русский язык, за развитие творческого и пространственного мышления отвечали изобразительное искусство, технология и черчение.
За последнее время мировой уклад и положение России стремительно меняется. Наша страна испытывает сложности в экономике в связи с введением санкций, проведение специальной военной ситуации диктует новые вызовы, в рамках которых в стране должны появиться квалифицированные конструкторы и инженеры, обеспечивающие импортозамещение и наличие разработок в военной области.Подобные специалисты характеризуются наличием развитого пространственного мышления, основы которого должны закладываться в основной школе.
Что же такое пространственное мышление и какими знаниями, умениями и навыками обладают люди с этим развитым видом мышления?
Пространственное мышление — это сложный процесс, включающий в себя логические операции, в процессе реализации которых человек может опознавать объекты, которые представлены реально или изображены с помощью различных графических средств, создавать адекватные образы на этой основе и оперировать ими по представлению. На уровне общеобразовательной школы данный курс позволяет обучающимся развивать:
Умение пользоваться чертежными инструментами, а, следовательно, развивать мелкую моторику рук.
Развить пространственное восприятие объектов, что помогает ориентироваться как в двумерном, так и трехмерном пространстве.
Развить инженерное мышление, умение чтения чертежей, воссоздание образов предметов, их формы и конструкции, создание чертежей, эскизов, схем и прочих графических изображений.
Развить наблюдательность и конструкторские способности ребенка.
Конец 90-тых и начало 2000-ных годов характеризовалось развалом образования, поэтому неудивительно, что в результате реформ важная и нужная дисциплина- черчение исчезла из школьной программы. В 2019 году в большинстве базисных школьных планов черчение полностью отсутствовало. Неудивительно, что преподаватели большинства ВУЗов и СУЗов технической направленности стали заявлять о проблемах с пространственным мышлением у студентов. Вот что говорят вузовские эксперты: «Сейчас многие школьники, попадая в вузы, испытывают большие трудности из-за отсутствия представления о пространственном мышлении. Они не могут отобразить в проекциях даже спичечный коробок, а мы в университете уже начинаем преподавать им сразу более серьёзные знания. Без черчения нельзя воспитать инженера, это его язык».
На уровне общеобразовательных школ у учеников появляются проблемы с решением различных задач на уроках геометрии, физики, им сложно выполнить ряд мыслительных операций.
В феврале 2023 года члены профильного комитета Госдумы обратились в Минпросвещения с просьбой вернуть предмет «Черчение» в школьную программу. Вот о чем говорил губернатор Тульской области А. Г. Дюмин: «Химия, металлургия, оборонка, инженеры, конструкторы, технологи, даже педагоги технических вузов – все просят вернуть в школу черчение. Это начало основ по инженерным знаниям»
Данная проблема была вынесена на уровень правительства РФ. И в утвержденном перечне поручений по итогам заседания президиума Верховного Совета появился пункт, связанный с возвращением черчения в общеобразовательные школы. Поскольку это основной документ, на который можно ссылаться при внесении изменений в базисный план школы, давайте внимательно прочитаем текст этого поручения.
«Обеспечить начиная с 2024/25 учебного года освоение основ черчения лицами, обучающимися по образовательным программам основного общего образования, а также изучение учебного курса «Черчение» на уровне среднего общего образования лицами, обучающимися по технологическому (инженерному) профилю».
Из данного поручения ясно видно, что освоение курса черчения должно начинаться на уровне основного общего образования, т. е. в 5-9 классах, и школьники, завершающие образование на этой ступени и уходящие в колледжи и училища, должны обладать хотя бы минимальным набором знаний в области данной дисциплины. Более глубокое изучение черчения может быть реализовано в специально созданных инженерных классах.
Но как обычно бывает с важными инициативами в нашем государстве, все застопорилось на этапе внесения дисциплины в перечень обязательных предметов в рамках базисного плана основной образовательной программы. Согласно пояснениям, которые дал глава министерства просвещения РФ Сергей Кравцов, черчение исключено из перечня отдельных дисциплин и будет реализовано через модуль в рамках предмета технология.
Таким образом, мы можем констатировать факт: черчение как отдельная дисциплина не возвращается.
Как же может быть реализовано поручение Президента о возвращении черчения? Может быть три формы реализации:
Черчение преподается как отдельный модуль технологии, начиная с 5 по 9 класс, согласно ФОП по труду;
Школа выделяет дополнительные часы из школьного компонента базисного плана на ведение отдельного предмета черчение.
На уровне среднего общего образования могут быть открыты классы с инженерным профилем.
Какова же реальная картина с реализацией курса черчения в Курской области? К великому счастью, наше образование достаточно консервативно, и многие представители администрации курских школ, понимая важность курса черчения для развития школьников, оставляли этот предмет, пользуясь школьным компонентом. Поэтому черчение, как отдельный предмет или как факультативный курс реализовывается в школах города Курска и на данный момент количество школ увеличивается.
Статистика - В 2017 году в муниципальном этапе областной олимпиады школьников принимало участие более 80 человек. В связи с отменой предмета черчение в 2019 году количество участников значительно упало. В 2021 году в олимпиаде участвовало чуть больше 30 человек. Но последние 2 года количество участников стало заметно расти и составило 40-50 человек.
Результаты преподавания этого курса наиболее ярко можно проследить на примере Всероссийской олимпиады школьников, которые продолжают проводится в нашем городе и области. Вот некоторые результаты этих интеллектуальных состязаний.
Хочется верить, что черчение вернется в школы в полном объеме в образовательную школу, ликвидировав тем самым, образовательные дефициты. И к этому есть все предпосылки. Так как, есть желающие на создание инженерных классов на базе общеобразовательных школ.
Недавно был разработан новый учебник по черчению для 9 классов, проанализировав содержание старого и нового учебника по черчению и учебника по технологии, можно сделать вывод: разделы, изучаемые детьми, сохраняются, но в новый учебник добавляется раздел «Введение в компьютерную графику», что изучается модулем черчения в предмете «Труд (технология)». Данный раздел подразумевает знакомство и работу в системе «Компас», на уроках технологии дети начинают знакомиться с этой системой с 7-го класса.
КОМПАС-3D широко используется для проектирования изделий основного и вспомогательного производств в таких отраслях промышленности, как машиностроение приборостроение, авиастроение, судостроение, станкостроение, вагоностроение, металлургия, промышленное и гражданское строительство, товары народного потребления и т. д.
Об инженерных классах хотелось бы поговорить отдельно, тем более что опыт внедрения подобных классов есть в Москве и Московской области с 2023 года. Что же такое инженерный класс?
Инженерный класс в школе – это специализированная образовательная программа, направленная на получение инженерных знаний и применения их на практике. Это важный шаг на пути к формированию интереса и профессиональной ориентации молодежи в области точных наук и технологий.
Как правило, эти классы имеют свой особенный учебный план, который включает наряду с углубленным изучением математики и физике следующие дисциплины:
компьютерное черчение,
коллоидная химия и основы нанотехнологии,
альтернативная электроэнергетика,
программирование
3D-моделирование
От обычных физико- математических классов эти классы отличает:
Практическая направленность
Инженерный класс уделяет больше внимания практическому применению теоретических знаний. Ученики занимаются проектированием, конструированием, и реализацией научно-технических проектов, в то время как физико-математический класс сфокусирован больше на изучении теории.
Профессиональная ориентация
Инженерные классы часто ориентированы на конкретные инженерные профессии, такие как машиностроение, электроника или робототехника.
Оборудование и материалы
Для инженерных классов требуется специализированное оборудование, такое как 3D-принтеры, инструменты для работы с электроникой и наборы для робототехники.
Интеграция с промышленностью
Ученики инженерного класса часто участвуют в экскурсиях на производственные предприятия и в проектах, связанных с реальными инженерными задачами.
Исследовательский компонент
Инженерный класс включает в себя сильный исследовательский компонент, где учащиеся ведут свои проекты под руководством опытных наставников.
Интересно, что для того, чтобы попасть в инженерные классы в Москве школьникам необходимо пройти предварительные испытания, чтобы подтвердить уровень знаний по математике и предметам естественно- научного цикла.
Проанализировав методические рекомендации по созданию инженерных классов и тематическое планирование 5- 11 классов можно сказать, что черчение не уходило, предмет остается, как школьный компонент.
На уроках технологии, я объясняю детям, что для изготовления изделий необходимо научиться выполнять и читать эскиз, технический рисунок, чертеж.
Во время выполнения проектной деятельности у детей старших классов, которые выбирают технологию, явно прослеживаются затруднения с выполнением чертежей, т.к. проходит большой промежуток времени, дети забывают, то что изучали ранее, поэтому мне, как учителю, необходимо сначала напомнить все правила и особенности оформления чертежей. Иногда, даже если ребёнок помнит модуль черчения из технологии, ему не хватает знаний, чтобы воплотить свою задумку в жизнь.
Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что предмет черчение просто необходим в школе. Помимо очевидных причин: при выполнении чертежей на уроках у детей активно развиваются оба полушария головного мозга. Так же это вклад в наше будущее, благодаря которому больше обучающихся смогут поступить в учебные вузы, где одним из основных направлений будет именно черчение.
Черчение далеко не новый предмет, хотя подойти к преподаванию данного предмета всё же стоит по-новому. Но для начала его следует ввести в образовательную программу школы. Свое выступление хотела бы закончить, крылатым выражением «Всё новое — это хорошо забытое старое». Благодарю за внимание!