12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волкова Наталья Васильевна16

РАЗВИТИЕ РАДИАНТНОГО МЫШЛЕНИЯ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

для тех, кто плохо запоминает и быстро забывает, чтобы сохранить тягу к знаниям, чтобы не страдать от скуки и разочарования в учебе, надо понять принципы радиантного мышления и научиться применять интеллект-карты.

Информация в наши дни правит миром. Ее становится все больше и больше, а понимают и запоминают ученики все хуже и хуже.

При традиционной методике обучения подаваемая информация касается различных областей знания, окружающих человека. Этот поток направлен от предмета к человеку: ему просто дают информацию, которую он, как ожидается, должен поглотить, усвоить и запомнить в силу своих способностей.

Наше мышление можно представить себе в виде большой машины, а наш мозг сверхмощным компьютером, в котором мысли, подобно лучам, расходятся от практически бесконечного числа информационных узлов.

Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей (см. рис.1). Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количество ассоциаций, уже использованных нами, можно назвать памятью. Естественная структура нашего мозга и процессы, происходящие в нем, находят отражение в концепции радиантного мышления. Radiant – излучающий свет (англ.).

Практическим приложением концепции радиантного мышления является метод интеллект-карт. Mind Maps – интеллект карты (карты ума, карты памяти) были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 70 годах XX века. Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Мысли можно конспектировать в виде обычного текста, в виде таблиц, графиков, списков, рисунков. Но наиболее приближенным к языку мозга визуальным способом отображения информации являются интеллект-карты. Интеллект-карты позволяют так оформить информацию, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга».

Чем больше новой информации мы усваиваем интегрированным, радиантным, организованным образом, тем легче мы ее усваиваем. И тем сильнее становятся память, мышление и интеллект. Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И тем сильнее становятся память, мышление и интеллект. Карты ума представляют собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического мышления, сквозь латеральное (двухмерное) мышление к радиальному многомерному, неограниченному мышлению.

Интеллект-карты — это промежуточная стадия между размышлениями и переносом мыслей на бумагу. Наведение моста между мышлением и письменным изложением представляет собой решающий фактор успеха в учебной работе. Я узнала об интеллект-картах некоторое время назад, но поверила в них, прочитав книги Тони Бьюзена «Супермышление» и «Научите себя думать». Я давно практикую на своих уроках выделение яркими цветными маркерами новой лексики, важных грамматических явлений и ключевых слов, также как и работу с коллажами. Это значительно улучшает мнемонические способности учащихся. Но единой цельной теорией, почему это важно, я не располагала.

Я поняла, что при работе вручную больше включается творческая часть мозга, и, возможно, для запоминания это эффективнее, хотя это более длительный процесс. Учитель всегда должен составлять свою мыслительную карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в программу, и знать, в каком направлении работать. Однако, мыслительная карта, созданная каждым учеником, наверняка будет отличаться от карты, нарисованной другими учениками или учителем, поскольку у каждого человека могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.

Мыслительные карты на уроках английского языка можно использовать для работы с лексическим материалом: введение новой лексики, закрепление новой лексики, контроль лексики. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. Можно составлять мыслительные карты по грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания. Можно составлять планы пересказов сложных текстов в виде мыслительных карт. Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте. С помощью карт можно создать сотни и более идей, которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные. При проведении дебатов изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме. Наиболее эффективные результаты дает использование интеллект-карт при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

Итак, мы видим, что «Интеллект-карта» точно имеет ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей.

· Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа.

· Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии.

· Распознаваемыми становятся связи между ключевыми понятиями благодаря их близкому расположению по отношению друг к другу и проведенным соединительным линиям.

· В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее.

· Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок

· Неограниченный характер карты (отсутствие у нее краев) позволит головному мозгу легче устанавливать новые связи и подсоединять новые элементы.

Я полагаю, что создание мыслительных карт будет эффективным и интересным методом обучения не только на уроках английского языка, но и на уроках по другим предметам.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.