«Развитие речи, мышления у дошкольников по средствам «Кубик Блума», через организацию образовательной и игровой деятельности»

1
0
Материал опубликован 23 October в группе




Самообразование
презентацияPPTX / 38.19 Мб


Тема: «Развитие речи, мышления у дошкольников по средствам

«Кубик Блума», через организацию образовательной и игровой деятельности»



t1729699781aa.gif



































г. Ставрополь, 2024г.



Актуальность

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как развивать в ребёнке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую речь? Ведь мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Речь - это основной способ общения.

Через развитие речи ребенок может:

выразить свои мысли

эмоции

потребности

понять окружающих людей

осваивать знания

учиться читать и писать

позволяет легче усваивать новые материалы и преуспевать в обучении

Нt1729699781ab.jpg есомненно, педагоги дошкольного образования находятся в постоянном поиске эффективных средств для речевого развития своих воспитанников. Я же, в свою очередь, нахожу эффективным в данной области использование приёма «Кубик Блума» разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Он известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" и "Умею".

Нt1729699781ac.png ам понадобиться обычный бумажный куб или сшитый, на гранях которого предлагается шесть алгоритмов:

«Назови»

«Почему»

«Объясни»

«Придумай»

«Поделись»

«Предложи»

Данный приём вносит элемент игры в образовательную деятельность детей, даже элемент соревнования. Приём развития критического мышления «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Результат броска кубика указывает, какого типа вопрос следует задавать или какое задание выполнить. Вопрос должен начинаться со слова, обозначенного на грани кубика.

1. Грань "Назови":

Один из способов проверить знания детей - это использовать грань "назови". В этом блоке детям предлагается назвать предмет, явление, термин или другую информацию, связанную с темой.

2. Грань "Почему":

Благодаря грани "почему", дети могут развивать навык видеть и объяснять причинно-следственные связи, описывая процессы, происходящие с определенным объектом или явлением.

3. Грань "Объясни":

Грань "объясни" помогает развить мышление детей, задавая уточняющие вопросы и помогая им взглянуть на проблему с разных сторон.

4. Грань "Придумай":

Грань "придумай" активизирует мыслительную деятельность детей, позволяя им анализировать и оценивать полученные знания. В этом блоке задаются творческие задания, включающие в себя элементы предположения и вымысла. 

5. Грань "Поделись":

Блок "поделись" развивает эмоциональную сторону личности, позволяя детям выразить свое личное отношение на основе личного опыта. Вопросы этого блока стимулируют высказывать ощущения и чувства, вызванные темой.

6. Грань "Предложи":

Грань "предложи" развивает умение применять полученные знания на практике, позволяя детям предлагать свои идеи и решать различные ситуации.

Для детей, которые не умеют читать, вместе с текстом на «Кубике Блума» размещены пиктограммы, картинки которые помогают запомнить вопрос на грани кубика. Грани кубика перефразированы для детей дошкольного возраста они затрагивают познавательную, креативную и эмоциональную стороны личности.

t1729699781ad.gif













Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:

Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.

На первом этапе педагог бросает фигуру сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.

Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.

Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе.

«Кубик Блума» помогает развивать познавательную, креативную, эмоциональную стороны личности ребенка.

Цель: создание благоприятных условий для развития речи, мышления детей через организацию образовательной и игровой деятельности.

Задачи:

1.Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Пробудить в детях стремление к образованию.

3.Научить детей мыслить, начиная не с ответов на вопросы, а с собственных вопросов и проблем.

4. Воспитать в детях желание конструировать свои знания, которые рождаются в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

5. Формировать умение работать в коллективе.



6.Привлечь семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах познавательного развития детей;

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

- повышение своего теоретического познания по данной теме;

-пополнение новыми шаблонами Кубиков Блума;

-пополнение уголка «Речевое развитие».

Для детей:

-активизация познавательного интереса дошкольников;

-развитие критического мышления;

- смогут самостоятельно составлять вопросы и отвечать на них.

Для родителей:

-систематизирование знаний о развитии критического мышления;

-расширение знаний о педагогическом приёме «кубики Блума».

Объекты в работе по самообразованию:

  - Дети 6-7 лет;

  - Семьи детей, посещающих детский сад;

 - Педагогический персонал детского сада.

Практический выход: Кубики Блума по темам недели и праздничные дни.













Перспективный план для работы с детьми и родителями

на 2024-2026 учебный год

Месяц

Содержание

Задачи

Сентябрь










Изучение и сбор методической литературы по данной проблеме.



Знакомство с Кубиком Блума, обсуждение и рассматривание граней кубика, объяснение правил работы с ним

Создание уголка в группе

«Кубик Блума»

Изучение и просмотр статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»



Сформировать знания детей о Кубике Блума.



Пополнение уголка по плану

В течении

года

Изготовление «Кубика Блума» по темам воспитательно-образовательного процесса

Пополнение уголка дидактическим материалом «Кубик Блума»

В течении

года

Изготовление «Кубика Блума» по праздничным темам

Пополнение уголка дидактическим материалом «Кубик Блума»

Сентябрь

Кубик Блума по теме «История Ставрополя/Наш многонациональный край»

Развивать речевые способности детей. Строить логически правильные высказывания. Расширять знания по данной теме.

Кубик Блума по теме «Осень/Труд людей/Откуда хлеб пришёл»

Развивать речевые способности детей. Строить логически правильные высказывания. Расширять знания по данной теме.

Кубик Блума по теме «Детский сад и я в нём/Профессии сотрудников детского сада»

Сформировать знания детей о профессиях.

Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума

Развивать умение ставить цель, задавать вопросы и отвечать на них.

Октябрь

Кубик Блума по теме «Что нам осень принесла?» (фрукты, овощи)

Развивать связную речь детей; развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний.

Кубик Блума по теме «Лес и его значение в жизни человека/Поведение в природе/ОБЖ»

Просмотр развивающего мультфильма «ОБЖ»

Развивать связную речь детей; развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний.

Кубик Блума по теме «Домашние животные и домашние птицы»

Продолжить развивать связную речь и умение выражать свое мнение.

Кубик Блума по теме «Дикие животные России/Красная книга Ставрополя»

Развивать умение ставить цель, задавать вопросы и отвечать на них.

Кубик Блума по теме «Ягоды/Грибы»

Сформировать знания детей о ягодах, съедобных и ядовитых грибах

Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума

Развивать умение ставить цель, задавать вопросы и отвечать на них. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний

Ноябрь


«Загадки на сообразительность и развитие воображения»

Продолжить развивать мышление и речь

Кубик Блума по теме «Животный и растительный мир жарких континентов»

Развивать связную речь детей; развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний.

Кубик Блума по теме «Перелётные птицы»

Продолжить развивать речевые способности детей. Строить логически правильные высказывания. Расширять знания по данной теме.

Кубик Блума по теме «Глаза материнские нас согревают/Моя родословная/Семья»

Расширять представление о семье, уточнить понятие семья, родственники, учить детей кратко рассказывать о своих близких. Развивать критическое мышление.

Кубик Блума по теме «Все профессии важны/Профессии будущего»

Развивать связную речь детей; развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний.

Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума

Развивать умение ставить цель, задавать вопросы и отвечать на них. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний

Декабрь

Кубик Блума по теме «Пришла зима холодная/Сезонные изменения»

Развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний.

Кубик Блума на тему «Одежда, обувь, головные уборы/Материалы из которых делают одежду»

Продолжить развитие умственных и речевых способностей детей. Строить логически правильные высказывания

Кубик Блума на тему «Зимующие птицы»

Развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний.

Кубик Блума на тему «Новый год в разных странах мира»

Продолжать развивать речевые способности детей. Строить логически правильные высказывания. Расширять знания по данной теме.

Январь

Кубик Блума на тему «Народные традиции»

(Рождество, коляда)

Развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Кубик Блума на тему «Животный и растительный мир тайги и крайнего севера»

Развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Кубик Блума на тему «Посуда, продукты питания/Национальная кухня, блюда характерные для региона»

Развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний.

Кубик Блума на тему «Дом, строительные сооружения/Мебель/История мебели»

Продолжать развивать речевые способности детей. Строить логически правильные высказывания. Расширять знания по данной теме.

Февраль

Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Запомни-повтори»

Продолжить развивать внимание и логическое мышление детей.

Кубик Блума на тему «Бытовые и электрические приборы, инструменты/Уроки безопасности»

Просмотр развивающего мультика «Уроки безопасности»

Развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Кубик Блума на тему «История транспорта/ПДД»

Просмотр развивающего мультфильма «ПДД»

Продолжить развивать связную речь и умение высказывать свое мнение.

Кубик Блума на тему «Российская армия/Защитники родины»

Продолжить развивать связную речь, выражать свое мнение.

Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума

Развивать умение ставить цель, задавать вопросы и отвечать на них. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний

Март

Игры на развитие познавательных интересов: «Запоминайка», «Толстые и тонкие вопросы.»

Продолжить развивать память, мышление и речь детей.

Кубик Блума на тему «Весна идёт/Праздники весны/Женский день 8 марта»

Сформировать знания времени года «Весна». Развивать связную речь.

Кубик Блума на тему «Вода в природе и в жизни человека/Живые организмы водоёмов»

Продолжить развивать связную речь, выражать свое мнение.

Кубик Блума на тему «Русская народная игрушка/Народные промыслы, фольклор»

Развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний. Развитие умения

Кубик Блума на тему «Финансовая грамотность дошкольников»

Продолжить развивать связную речь, выражать свое мнение.

Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума

Развивать умение ставить цель, задавать вопросы и отвечать на них. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний

Апрель




Кубик Блума на тему «История развития человека/Человек/Части тела/Огонь-друг или враг?»

Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, любознательности, стремления к поиску нестандартных решений и задач

Кубик Блума на тему «Покорители космоса»

Развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Кубик Блума на тему «Летние виды спорта/ОБЖ»

Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, любознательности,  стремления к поиску нестандартных решений и задач

Кубик Блума на тему «Комнатные растения/Мир цветов/Красная книга»

Продолжать развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Май

Кубик Блума на тебу «Школа/Школьные принадлежности»

Продолжить развивать связную речь, выражать свое мнение.

Кубик Блума на тебу «9 мая – День Победы!»

Продолжать развивать умение поддерживать беседу и строить цепочку высказываний. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Кубик Блума на тему «Легенды Ставропольского края/Насекомые»

Продолжить развивать связную речь, выражать свое мнение.


























Список использованной литературы

1.Аствацатуров Г.О. Кубик Блума как приём педагогической техники http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/

2. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

3.Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист»-2010. №5. –с.47

4.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. -2008 №2- с.29-31









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.