12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Елена Александровна82
Россия, Ростовская обл., Таганрог
0

Развитие способностей воспитанников группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» как условие успешной подготовки к школьному обучени

.


Развитие способностей воспитанников группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» как условие успешной подготовки к школьному обучению


Успешность ребенка дошкольного возраста и детского коллектива в целом на этапе подготовки воспитанников к школе - приоритетная задача, стоящая перед педагогами современных дошкольных учреждений. В соответствии с ФГОС ДО необходимо создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка [1,п.п 4п.1.6].

Дошкольники с ОВЗ — это дети, имеющие всевозможные отличия психологического или же физиологического характера. Проблемы особых детей, как правило, становятся заметными для родителей и педагогов уже в дошкольном возрасте. Вот почему в современном дошкольном образовательном обществе организация инклюзивного образования через создание ситуации успешности становится все более распространенной. По систематизации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к одной из категорий особенных (аномальных) детей относятся дети с нарушением речи (логопаты). За недостаточным развитием языка следует низкий уровень общения. Это способствует появлению поведенческих особенностей (изоляция, беспокойство, незащищенность, застенчивость, смущение, тревожность); создает особые характеристики речевого поведения (ограниченный контакт, задержка вовлечения в историю общения, невозможность поддерживать разговор, слышать звучащий язык), приводит к снижению энергии общения (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.).

С.Н. Шаховская, основываясь на данные экспериментальных исследований, утверждает, что дошкольники с общим недоразвитием речи по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Вышеперечисленные выводы стимулировали решать еще одну задачу, поставленную перед педагогами в образовательном стандарте: обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) [1, п.п 4 п.1.3].

В нашем дошкольном учреждении функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с речевыми патологиями. Педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности, имеют высшую квалификационную категорию, достаточный опыт работы; транслируют собственный опыт на семинарах, вебинарах, конференциях.

Особое место занимает методическая работа в ДОУ: показ открытых занятий, выступление на педсоветах, накопление практического опыта через самообразование педагогов, обобщение передового педагогического опыта. Педагоги в работе с детьми используют методы сотрудничества и личностно-ориентированный подход, а также развивающие игры и задания, принимают во внимание возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, учитывают зону актуального и ближайшего развития. Умение педагогов найти эмоциональное взаимодействие с воспитанниками, предложить детям реализовать себя в разных образовательных областях, вызвать мотивацию благополучия и уверенности в себе позволяет раскрывать скрытый потенциал ребенка, вызывая чувство успешности. Педагоги создают дружескую атмосферу в группах, что является условием для позитивного отношения и готовности посещать детский сад у детей с нарушениями речи. Ребенок должен видеть в педагоге доброго человека, всегда готового прийти на помощь и интересного партнера по игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождающихся улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы о каждом ребенке.

Для создания ситуации успеха воспитатели опираются на психологическую и педагогическую точки зрения. Психологи рассматривают ситуацию успеха как душевный порыв, чувство удовлетворения от результата, полученного в процессе деятельности. Педагогическая составляющая ситуации успеха – это адресное, систематизированное  сочетание условий и стратегии группы педагогов,  при которых  для детей дошкольного возраста создаются условия достичь более значимых, чем запланированные результаты в деятельности.

Организация работы в группе компенсирующей направленности строится по формуле от ребенка к педагогическому процессу. Первым этапом которой становится сбор данных, диагностические исследования, рекомендации специалистов. На следующем этапе происходит выявление проблемы, осмысление, постановка задач и планирование работы с каждым ребенком индивидуально или в подгруппах детей с общими проблемами. Практическим этапом - работа во всех образовательных областях по выявлению и развитию способностей воспитанников.

Отправной точкой раскрытия социально-коммуникативных возможностей детей с речевыми нарушениями стала сказкотерапия, помогающая поддерживать общение, проявлять инициативу, снять зажатость и развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, ощущения, фантазии). В последнее время сказкотерапия представлена как терапевтический элемент практической психологии (Н. А. Сакович , Л.П.Стрелковой, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева , О.В. Хухлаевой и др.), нам интересна научно-исследовательская работа с классической сказкой, которая синтезирует речевые игры и упражнения, задатки актерского мастерства (интонацию, высоту голоса, темп речи и т.д.).

В процессе работы по данной теме детьми изучены настольные и дидактические игры сказочной тематики, общая цель которых: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать интонационность и эмоциональность речи детей. Особое место в работе со сказками занимает психогимнастика, пантомимические упражнения и игры-этюды. Основная их цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения (это способствует психоэмоциональной устойчивости, созданию возможностей для самовыражения.) В системе работы со сказкой представлены сюжетные игровые ситуации (сюжетно-ролевая игра +элементы драматизации), театрализованная деятельность (во всех ее видах и формах), которую предвосхищает создание атрибутов, костюмов, продумывание характера героя, изготовление афиши, пригласительных билетов и т.д.

Развитие творческого потенциала воспитанников позволило развивать способности к рисованию. Опираясь на программу Лыковой «Цветные ладошки», в свободной и непрерывной образовательной деятельности планируются задания, которые развивают художественно-творческие способности воспитанников через образную выразительность. Использование нетрадиционных техник, игровых упражнений, квестов, экспериментирования с художественным материалом, погружение в художественный мир русской живописи позволило воспитанникам проявить себя участием в выставках и конкурсах на городском, региональном и Всероссийском уровнях. Дошкольники – постоянные участники индивидуальных выставок. Интерес к живописи вызвал желание посещать художественные студии города у 4 воспитанников группы, их работы представлены на выставках ДОУ «Юные художники».

Воспитатель, владеющий современными образовательными технологиями, организовывает работу воспитанников в микрогруппах, где ребята самостоятельно учат друг друга рисовать, обсуждать, видеть мир в своих красках, додумывать сюжет картины, создавать собственный художественный мир.

Одно из направлений реализации адаптированной образовательной программы - развитие познавательных способностей воспитанников. Полноценное развитие высших психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти воображения проходит через дидактическую игру. Дошкольники с удовольствием играют в игры “Найди пару”, “Найди отличия”, “Геометрическое лото”,“Посмотри и запомни”,“Чего не стало?”, “Что изменилось?”, “Создай такой же узор”, “Цифры в ряд”, “Сложи по образцу”, “Внимание”, “Хлопни, если услышишь” и т.д. Особый интерес вызывают у детей игры занимательного характера: ребусы, головоломки, пазлы, строительство из геометрических фигур, рисование по клеточкам. Задания подбираются воспитателем индивидуально, по уровню сложности и этапности.

В детском саду проводится работа по знакомству детей с шахматами. Дошкольники, играющие в шахматы, умеют логически мыслить, концентрируют внимание, планируют свои действия на несколько шагов вперед, более выдержаны и усидчивы. Дети группы компенсирующей направленности владеют элементарными основами шахматной игры. Интерес воспитанников к игре, где можно командовать шахматным войском, а результат войны зависит от собственных знаний и стратегии, позволил им участвовать в Международном дне шахмат, проводимом на базе нашего дошкольного учреждения.

Педагоги нашей группы используют игровую технологию «Ожившая картина». Восприятие детьми информационного материала происходит на разных уровнях и имеет разную основу: речеслуховую, зрительную или тактильную, поэтому используется методика, представляющая в игровой форме чередование разнообразных по характеру и активности заданий. Работа строится по сюжетным картинам, с подобранным звуковым материалом (звуки природы, города, голоса животных и птиц, детские песни и классическая музыка), с заданиями по экологии, математике, ОБЖ и ЗОЖ, с подборкой игрового материала (развивающие игры), предложены игры-этюды и упражнения на эмоционально-волевую сферу ребенка. Создана тематическая картотека пословиц, поговорок, чистоговорок и пальчиковых игр, позволяющих разнообразить работу с картиной.

Значимость системы работы по развитию познавательных способностей доказывают результаты диагностики будущих первоклассников по тесту Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе и получения результатов (уровень развития выше среднего и средний).

Инструктор по физической культуре ДОУ также реализует в работе с детьми группы компенсирующей направленности адаптированную образовательную программу. Отставание в физическом развитии у детей с общим недоразвитием речи приводит, как правило, к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. Опыт работы детского сада показывает, что ребенок, регулярно посещающий детский сад, усваивает программу, достигая определенных хороших результатов. Доказательством этого стал прием нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО среди воспитанников (I- ступень). Все воспитанники, достигшие 6-летнего возраста, справились с нормативами. Комитетом по физической культуре и спорту г. Таганрога ежегодно проводится конкурс «Веселые старты» среди дошкольных образовательных учреждений, наше дошкольное учреждение традиционно входит в тройку победителей, команду представляют и воспитанники группы компенсирующей направленности.

Педагогический эффект образовательной деятельности с детьми зависит от активного взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей, достижения целевых ориентиров, обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие и способствует проявлению творческого потенциала будущих первоклассников. Таким образом, дошкольное образование – первая ступень выявления одаренных детей, выстраиваемый мостик по преемственности между детским садом и школой.

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.

Шаховская, С.Н Логопатопсихология. [Текст] /С.Н. Шаховская/– М.: Просвещение, 2010. – 269с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.