РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

0
0
Материал опубликован 27 November 2024

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Пономарева Юлия Сергеевна,

студентка 4 курса, специальности «Преподавание в начальных классах», ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»

Солончук Татьяна Александровна,

преподаватель высшей квалификационной категории,

ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»

Аннотация: в данной статье описаны электронные образовательные ресурсы, способствующие развитию универсальных познавательных учебных действий младших школьников.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, универсальные познавательные учебные действия, младшие школьники, развитие.

В современном начальном образовании основная задача заключается не только в накоплении знаний и умений, но и в формировании ключевых образовательных компетенций. Эти компетенции способствуют развитию у младших школьников как учебных навыков, так и познавательных и коммуникативных способностей. Данные требования относятся к универсальным учебным действиям.

Овладение универсальными учебными действиями представляет собой важный аспект, который позволяет учащимся развивать способность к саморазвитию и самосовершенствованию через активное и осознанное усвоение социального опыта. Эти действия открывают перед школьниками возможности для самостоятельного и успешного освоения новых знаний, умений и компетенций, включая навыки организации учебного процесса, что в свою очередь формирует умение учиться. [4, с. 6].

Какие же сегодня есть у учителя современные средства, способствующие более эффективному развитию универсальных познавательных учебных действий у младших школьников?

Мы полагаем, что важным инструментом в этом процессе могут стать электронные образовательные ресурсы. В 2011 году был введен термин «поколение альфа», который охватывает детей, выросших в эпоху интернета, YouTube и мобильных технологий. В их детстве всё большее влияние оказывают умные устройства и социальные сети, что формирует новый подход к обучению и развлечению. Дети этого поколения активно обращаются к образовательным играм и нестандартным проектам, демонстрируя высокую способность к усвоению информации при правильной подаче. Они быстро схватывают суть материала и применяют знания на практике, что делает процесс обучения более эффективным. Поэтому для представителей «поколения альфа» важно интегрировать в учебный процесс не только традиционные методы, но и современные электронные ресурсы.

Используя на уроках мультимедийные презентации, интерактивные тесты и викторины, педагог не воздействует на результаты обучения напрямую, но тем не менее создает современную образовательную среду. Это способствует развитию универсальных познавательных учебных действий у младших школьников.

Универсальные учебные действия представляют собой навыки, позволяющие школьникам не только усваивать определенные знания, но и самостоятельно находить их, а также применять в учебной деятельности и повседневной жизни. Они создают условия для непрерывного образования и самореализации ученика, помогая ему ставить учебные цели, находить пути их достижения и оценивать результаты своего труда [4, с. 7].

Развитие универсальных познавательных учебных действий представляет собой одну из ключевых задач в области педагогики. Этот процесс связан с обучением школьников, где основное внимание уделяется постепенному и обязательному переходу от одной ступени знаний к другой, а также от базовых уровней овладения познавательными и практическими навыками к более сложным.

Овладение универсальными познавательными действиями включает в себя такие элементы, как базовые логические действия, базовые исследовательские действия и работа с информацией. Однако активизация познавательной активности учащихся без стимулирования их интереса к обучению становится не только сложной, но и практически невозможной задачей. Поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес как важный мотив учения.

Для достижения этих целей эффективно использовать электронные образовательные ресурсы, которые позволяют организовать разнообразные формы взаимодействия: индивидуальную, парную и групповую работу. Это способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной учебной деятельности в комфортном для них темпе и режиме. Таким образом, использование современных технологий не только обогащает образовательный процесс, но и создает условия для более глубокого и осознанного усвоения знаний.

Новиков М.А. дает другое определение электронным образовательным ресурсам - форма предоставления образовательной информации посредством информационно-коммуникационных технологий [2, с. 268]. А.В. Осин считает, что «электронные образовательные ресурсы – это ресурсы, целиком состоящие из визуального и звукового фрагмента» [3, с.32].

Электронные образовательные ресурсы обладают рядом возможностей: интерактивность, обеспечение всех компонентов образовательного процесса. Электронный образовательный ресурс может быть в виде: мультимедийного, текстового, программного или аудио-продукта. Благодаря этому использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе будет способствовать развитию познавательных учебных действий.

Рассмотрим примеры некоторых ЭОР, которые, по нашему мнению, способствуют развитию универсальных познавательных учебных действий младшего школьника.

Joyteka – образовательная платформа, на которой представлены ЭОР, позволяющие педагогу создать увлекательный урок при помощи шаблонов (рис.4). Так, например, можно создать интерактивное видео. В процессе просмотра видео, появляются вопросы, на которые следует ответить обучающемуся. Благодаря применению данного ЭОР, педагог создает условия для развития умения у обучающихся: делать выводы на основе просмотренного; ориентироваться в информации видео-ресурса; находить ответы на вопросы. Что предполагает освоение базовых логических и исследовательских действий. Также можно создать образовательный квест (рис.5). Для этого необходимо загрузить свои задания в квест-комнату с уже продуманным игровым сюжетом. Ученики должны выбраться из комнаты: найти и решить все задания квеста [1].

Тем самым, ребенок учится создавать и проверять собственные гипотезы, выстраивать причинно-следственные связи, сравнивать и классифицировать результаты, делать выводы, находить доказательства, тем самым будет происходить развитие универсальных познавательных учебных действий. Использование в образовательном процессе интерактивных видео или квестов, способствует развитию универсальных познавательных учебных действий: базовых логических действий, базовых исследовательских действий и работы с информацией.

LearningApps.org создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (Рис.7). На данном сайте представлены следующие виды ЭОР: упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором, игра «парочки», слова из букв [5]. Педагог может создавать подобные ЭОР сам или воспользоваться уже имеющимися. Обучающийся, выполняя эти действия, развивает универсальные познавательные учебные действия.

Рассмотрим на примере ЭОР «Времена года». Обучающемуся необходимо распределить изображения на соответствующие им группы времен года. Выполняя данное задание, у обучающегося развиваются познавательные логические учебные действия, а именно развивает умение классифицировать, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи (Рис.8,9).

Стоит отметить, что ЭОР в таком формате позволяют в несколько раз улучшить визуальное восприятие, значительно упростить процесс усвоения учебного материала; активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Таким образом, на сегодняшний день существует огромное количество различных ЭОР, которые обладают, в свою очередь, такими свойствами как интерактивность, визуализация информации. Использование ЭОР на уроках позволяет вовлечь учеников в учебную деятельность, повысить познавательную и учебную мотивацию, стимулирует развитие универсальных познавательных учебных действий: самостоятельное нахождение и анализ информации, сравнение, обобщение. Еще великий педагог К.Д. Ушинский отмечал, что наиболее эффективным будет обучение, которое способствует развитию. Разделяя точку зрения автора, отметим, что дети младшего школьного возраста должны обладать умением ориентироваться в потоке учебной информации, добывать, перерабатывать и усваивать новые знания. Вместе с тем осуществляя поиск дополнительной, недостающей информации. В основе всех этих процессов заложено развитие познавательных универсальных учебных действий.

Список литературы

Новиков М. Электронные образовательные ресурсы-URL https://joyteka.com/ru ((дата обращения: 27.11.2024).

Новиков М.А. Педагогика: словарь система основных понятий / М.А. Новиков -Москва: Издательский центр ИЭТ, 2020. –268 с.

Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах / А.В. Осин. —Москва: Агентство «Социальный проект», 2019. – 32 с.

Осмоловская, И.М, Петрова Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов[Текст] / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2021. – № 10. – С. 6- 13.

Электронные образовательные ресурсы-URL https://learningapps.org/ (дата обращения: 27.11.2024).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации