12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бадыкова Алсу Гилемхановна2242
Педагог-психолог высшей категории, специалист школы приемных родителей, учитель английского языка.15 лет работаю в общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Россия, Кировская обл., Сосновка

Конспект занятия

 «ТРОПИНКА К СВОЕМУ «Я»

Целевая аудитория: учащиеся 5 класса (при усложнении заданий занятие может проводиться и на старшеклассниках).

Временные рамки: 45-50 минут

Количество участников: 10-12 человек

Цель занятия: создать условия для стимулирования интереса учащихся к самопознанию.

Задачи:     

1. Воспитательная: актуализация ценностных ориентиров учащихся, связанных уникальностью и неповторимостью каждого человека.

2. Развивающая - формирование способности к организации своей деятельности: умения принимать и сохранять цели, следовать им, осуществлять контроль и оценку своих действий,  взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

3. Образовательная – актуализация и расширение представлений учащихся о содержании понятия «Я».

Особенности занятия: занятие проводится в форме игры-путешествия. Для его проведения необходимы карта страны собственного «Я» и шаблоны для выполнения заданий (они представлены в приложении).

 

Структура и содержание занятия

 

«ТРОПИНКА К СВОЕМУ «Я»

Этапы занятия

Содержание занятия

Время выполнения

Оборудование

Упражнения

Описание упражнений

Организационно-мотивационный

1. Просмотр отрывка из мультфильма

Цель: формирование интереса и положительного настроя на работу участников группы

 

 

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычное занятие. И для того, чтобы узнать, чем мы будем сегодня заниматься давайте посмотрим небольшой сюжет (кусочек мультфильма «Чебурашка»)………..

- Итак, ребята как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

- Ответы детей…………….………………………………………..

- Знаете ребята, каждый из Вас по-своему прав. Этот мультфильм про  необычное животное - Чебурашку: он не знал кто он, как его зовут, что он может делать и от этого был очень несчастлив.

Тоже же самое происходит и в нашей жизни: человек, который не знает кто он, на что способен, где и как может себя проявить, вряд ли (чего-то добьется) будет счастливым и успешным.

Я очень надеюсь, что в ходе нашего занятия, которое называется  «Тропинка к своему Я», каждый из Вас сможет узнать о себе что-то новое и интересное.

Мы поговорим об уникальности и неповторимости каждого из Вас и для этого  мы отправимся в путешествие по стране вашего «Я».

- А теперь ребята, посмотрите, пожалуйста, на карту, по которой мы будем путешествовать, и скажите из чего же состоит страна нашего «Я», где мы с вами сможем побывать?

- Дети по очереди называют остановки……………………………

Ну что же, ребята? Отправимся в путешествие?!  Ответы детей – «да»! Только сначала давайте к нему подготовимся…

4 мин

ноутбук, кусочек мультфильма «Чебурашка», презентация с изображением карты

Основной этап

Упражнение 1.

«Мой волшебный чемодан»

Цель: формирование позитивного отношения к собственной внешности

- Скажите, пожалуйста, что делают люди, перед тем, как отправиться в дальнюю дорогу? – собирают чемоданы, сумки, рюкзаки. Давайте и мы с вами этим займемся. Путешествие у нас необычное, поэтому и чемоданы и у нас будут – волшебными. В них мы будем складывать не вещи, а особенности своей внешности. - Сразу хочу отметить, что это должны быть самые «лучшие» Ваши черты. Для того, чтобы Вам было легче, Вы можете представить, что Вы самый красивый человек на Земле! Описывая свои особенности, вы должны гордиться собой: Я возьму с собой не просто глаза - а самые зеленые на свете глаза, не просто уши - а самые замечательные на свете ушки, не просто улыбка - а сногшибательная улыбка и т.д.!!! Все понятно? На сборы у вас всего пара минут.- Звучит веселая музыка. Дети «собирают чемоданы» (упражнение выполняется письменно)……………………………………………………………..- Молодцы – умеете быстро собираться в дорогу!А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось.-. После этого каждый участник по очереди озвучивает то, что у него получилось. Начать можно словами: «С собой в дорогу я возьму… (прекрасные голубые глаза, шикарные светлые волосы, красивую фигуру…)» - Ответы участников. (Выслушиваются 5-6 человек).- Ребята, а как вы думаете, в других чемоданах лежит то же самое? - Ответы детей – нет. - После этого можно попросить детей, которые еще не отвечали, назвать свои уникальные черты, которых не было в других чемоданах (если желающих нет, можно продолжить работу).- А как вы думаете, почему у нас в чемоданах оказались такие разные черты? – Ответы детей.………………………………………………....- Мы не похожи друг на друга, и это здорово! Если бы люди были одинаковыми, на свете было бы скучно и неинтересно жить.Молодцы, ребята! К путешествию мы подготовились. А теперь давайте подведем небольшой итог. Я попрошу поднять руки тех, кому легко было выполнять это задание. (несколько ребят можно попросить объяснить почему задание показалось им легким).А теперь поднимите руки те, кому было тяжело собирать чемодан. Почему? (Для того, чтобы дети не чувствовали себя дискомфортно можно подбодрить их сказать, что очень часто людям бывает сложно говорить о себе что-то хорошее, в этом нет ничего страшного. Просто вы должны понимать, что каждый из вас уникален и неповторим, и этим надо гордиться, а не стесняться этого.)А теперь поднимите руку, кто хочет продолжить путешествие и узнать о себе еще много нового и интересного?

8 мин.

- листы-шаблоны для выполнения упражнения

(2 минуты на выполнение, 6 минут – на обсуждение);

- музыка из кинофильма «Усатый нянь» для фона

Дополнительное упражнение 

«Я такой, какой есть» (проводиться, если в группе много ребят, которым было трудно выполнят задание)

Цель: формирование позитивного отношения к себе и к жизни

 

По данным зарубежных ученых 96% людей в мире недовольны своей внешностью. Многие из них всю жизнь пытаются исправить свои недостатки. Кто-то сидит на диете, кто-то делает пластические операции, кто меняет цвет волос, имидж и т.п…

Зачем столько усилий?! Нужно просто любить себя и быть благодарными судьбе за то, что у Вас есть. Я предлагаю Вам очень простое упражнение, которое повысит Вашу уверенность в себе.

Участники вместе с ведущим проговаривают слова и выполняют действия.

Я такой, какой есть (большой палец направлен на себя),

И я очень счастлив здесь (обеими руками показываем пространство вокруг себя).

Я могу быть маленьким (приседаем),

Могу быть большим (подтягиваемся на носочках и тянем руки вверх),

Могу быть худым (руки прижимаем к телу),

Могу быть полным (руки разводим в стороны),

Но мне это неважно (показываем указательными пальцами):

Я такой, какой есть (большой палец направлен на себя),

И Я ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВ ЗДЕСЬ! (обеими руками показываем пространство вокруг себя).

(проговаривается 2-3 раза)

2 мин.

-

Упражнение 3. 

«Мой сказочный герой»

Цель: стимулирование самопознания и развитие самоанализа

Мы движемся по тропинке к вашему «Я» и приближаемся к внутренним качествам человека. Все Вы знаете пословицу «По одежке встречают, по уму провожают». Скажите, а что она означает? Ответы детей.

Конечно, внешность очень важна для человека, но внутренние качества выполняют более важные функции. Они позволяют человеку ставить цели, добиваться их, строить отношения с другими людьми, любить, дружить, создавать семью, растить детей и многое другое.

Сейчас мы поговорим о вашем характере. Обычно человеку очень сложно рассказывать о себе и своих особенностях. Мы этого и не будем делать. Узнать Вас получше нам помогут герои известного мультфильма «Винни-пух».

Ваша задача внимательно посмотреть на героев и подумать кто из них Вам ближе всего (или кто больше на вас похож).

Каждый участник выбирает для себя сказочного персонажа и озвучивает его характеристику.  

Затем участникам задается вопрос, похоже ли описание этих героев на их характер. Если есть значительные расхождения, участнику предлагается написать свои черты характера. Можно использовать дополнительное упражнение «Бабочки».

10 мин.

- листы-шаблоны для выполнения упражнения

Дополнительное упражнение 

«Бабочки»

Цель: развитие умения  анализировать свои психологические характеристики

 

 

Итак, ребята, вместе со сказочными персонажами мы продолжаем путешествовать по стране вашего «Я».

Мы идем по тропинке, а вокруг нас летают прекрасные и совершенно непохожие друг на друга бабочки. Каждая из них обозначают какую-то черту характера. Выберите для себя те черты, которых не достает вашему сказочному герою.

Участники выбирают несколько бабочек и озвучивают, что у них получилось. (Бабочки прикрепляются к листу-шаблону для выполнения заданий)

Молодцы ребята, пойдем дальше…

3 мин.

- бабочки-шаблоны с чертами характера

 

Упражнение 4.

«Дракон моих недостатков»

Цель: развитие умения выделять свои сильные и слабые стороны; формирование позитивного самоотношения

 

Посмотрим на карту. Мы приближаемся к «Человеческим недостаткам».

Люди обладают не только положительные качествами. У каждого из нас есть «свой Дракон» - это наши недостатки, которые мешают нам добиваться успеха. Сначала он появляется в образе маленького безобидного Дракоши, но если вовремя его не победить, он будет мешать не только нам, но и окружающим людям.

Если вы хотите жить в согласии с самим собой, я предлагаю Вам побороть своего Дракона.

Для этого Вам нужно сначала написать свои самые главные недостатки (хотя бы три).  Участники выполняют задание…

Теперь Вы должны подумать, как  с ними справиться. Вы можете описать какие-то ваши положительные черты,  способности или действия, которые могут Вам в этом помочь (можно написать, кто и чем может помочь).

  После выполнения задания участники озвучивают то, что у них получилось (дети отвечают по желанию).

Затем задаются вопросы: «Кому было легко выполнять упражнение. Почему?», «Кому было сложно выполнять упражнение? Почему? (все обсуждается вместе с детьми)

Молодцы, и с этим заданием справились. Пойдем дальше…

10 мин.

- листы-шаблоны для выполнения упражнения

(если детям сложно найти способы исправления своих «недостатков», можно поработать группой

 

Упражнение 5.

«Кораблик моего будущего»

Цель: развитие временной перспективы, умения строить планы на будущее, выделять главные цели

 

Следующая наша остановка «Река времени». Это место, где события прошлого и настоящего перемешиваются и направляются в ваше будущее. Никто не знает, что ждет нас там. Но у человека всегда есть выбор: подчиниться судьбе и плыть по течению или быть хозяином своей жизни, ставить себе цели и добиваться их, преодолевая все препятствия.

Какой выбор сделаете Вы? Ответы детей…

Если Вы хотите добиться успеха в жизни, вы должны знать чего хотите, уметь ставить цели. Давайте мы с вами в этом и потренируемся.

Подумайте, чего вы хотите добиться в жизни, о чем мечтаете. Напишите об этом. Для этого можно использовать фразы:

- Я мечтаю поехать …

- Я мечтаю стать …

- Я мечтаю сделать …

- Я хочу добиться …и др. 

Молодцы ребята, а теперь «отпустите свой кораблик в дальнее плавание», только не забывайте о том, что написали.

5 мин.

- листы-шаблоны для выполнения упражнения;

- можно использовать трафареты корабликов, на которых дети напишут о своих целях, затем их можно прикрепить к экрану, на котором изображена карта магнитами.

 

Закрепление позитивного настроя и формирование установки на дальнейшую  работу над собой

Итак, ребята мы с Вами подошли к последней остановке на тропинке к Вашему «Я». За время путешествия мы собрали особенности Вашей внешности и личностные качества, победили дракона человеческих недостатков и немножко помечтали о Вашем будущем. А теперь - пора узнать для чего нам все это было нужно.

Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, кто хочет добиться успеха в жизни… 

«Ключ» к Вашему счастью и успеху – это знание и принятие себя со всеми достоинствами и недостатками, это умение ставить цели и достигать их, несмотря ни на какие препятствия. Любите себя, верьте в себя, и вы сможете многого добиться в своей жизни.

Можно провести упражнение "Я - это Я" (в приложении 2) или упражнение  «Я такой, какой есть», если оно не проводилось после сбора чемоданов. 

2 мин.

 

Заключительный

(Рефлексия)

 

Подведение итогов занятия

Цель: формирование установки на дальнейшее самопознание и саморазвитие

Ребята, Я Вас поздравляю! Вы закончили большое путешествие по стране Вашего «Я».  Вы много узнали о себе. И теперь только от Вас зависит, как Вы этими знаниями распорядитесь: будете хозяином своей жизни и своей маленькой страны или поплывете по течению по реке времени навстречу своему будущему.

 

1 мин.

 

Получение обратной связи

Цель: эмоциональная и смысловая оценка занятия

 Понравилось ли вам занятие? Какое упражнение понравилось больше всего? Почему?

Что нового Вы для себя узнали, поняли, чему научились?

Подведение итогов. Я желаю Вам удачи!  Помните, что никто не сделает Вас счастливым, кроме Вас самих! Любите себя, развивайтесь и добивайтесь поставленных целей! (На память о занятии дети оставляют себе карту своего «Я» и листы с заданиями.)

 

 

5 мин.

-

Аплодисменты

Цель: создание ощущения успешности и удовлетворения от проделанной работы

- все аплодируют друг другу и благодарят за работу

1 мин.

-

ИТОГО: 44 мин. – основные упражнения и 5 минут дополнительные.

* Дополнительные упражнения необходимы для закрепления эффекта основных упражнений. Они применяются по усмотрению ведущего (в зависимости от особенностей и  результатов работы группы).


музыка для фона "Усатый нянь"
MP3 / 377.25 Кб


отрывок мутфильма про Чебурашку
AVI / 38.3 Мб


Карта путешествия
GIF / 281.08 Кб


приложение 1 для выполнения заданий
GIF / 67.13 Кб


приложение 2 для выполнения заданий
GIF / 37.17 Кб

 

Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (5)

Бадыкова Алсу Гилемхановна, 01.02.18 в 01:05 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Валериевна)))
Катерина, 12.02.18 в 18:24 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой, Коллега! ☺
Бадыкова Алсу Гилемхановна, 13.02.18 в 00:18 0Ответить Пожаловаться
Всем спасибо огромное за поздравления!)))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.