12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Сергачева Анна Анатольевна1403
Педагогический стаж - 23 года. 13 лет работаю учителем-дефектологом и учителем-логопедом в общеобразовательной школе. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Калининградская обл., Калининград
Материал размещён в группе «Логопед и Я»

Всероссийский конкурс для воспитателей и педагогов дошкольного образования

«Развивающие карточки для детей»


Развивающие логопедические карточки для автоматизации звука Р

«В мире профессий»


Автор: учитель-логопед Сергачёва Анна Анатольевна

t1594018264aa.jpg


Дисциплина: Логопедия

Цель: автоматизация звука Р в словах и предложениях.

Задачи:

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

расширение знаний детей о многообразии мира профессий;

обогащение и уточнение словаря по теме «Профессии»;

развитие связной речи;

развитие высших психических функций;

развитие коммуникативных навыков.

Возрастная аудитория: дети 5-9 лет, имеющие недостатки произношения звука Р.

Развивающие карточки «В мире профессий» могут быть использованы при работе с детьми с общим недоразвитием речи. Этот материал могут применять в своей работе психологи и дефектологи. Карточки помогут родителям организовать занятия с детьми в домашних условиях.

Развивающие карточки «В мире профессий» позволяют организовать работу с детьми как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой. Для поддержания речевой активности следует ограничивать количество детей до 2-3.

Ожидаемые результаты

В результате работы с карточками «В мире профессий» дети расширят представления о многообразии профессий, а также научатся

правильно произносить звук Р в разных позициях в словах - названиях профессий;

строить предложения, используя слова – названия профессий;

взаимодействовать друг с другом в процессе игры.


Карточка 1. Игра-бродилка «В мире профессий»

Задачи:

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

уточнение и расширение знаний детей о профессиях;

развитие связной речи;

развитие коммуникативных способностей.


t1594018264ab.jpg


Для поддержания речевой активности детей следует ограничивать количество игроков до 2-3.

Инструкция для работы с карточкой

Для игры необходим игральный кубик, фишки.

Дети ставят фишки на клетку с буквой Р и договариваются с помощью считалки, кто первым будет делать ход.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы с тобой играть.

Все профессии я знаю,

Без труда их называю:

Фермер, продавец, швея...

Ты остался, вышел я. (Сергачёва А.А.)

Затем игроки поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями передвигают фишки на определённое количество клеток, четко проговаривая звук Р в названиях профессий: «Парикмахер-р – один, кассир-р – два, кр-рановщик – три». Остановившись в нужной клетке, ребёнок объясняет, чем занимается представитель данной профессии: «Крановщик работает на стройке, с помощью подъёмного крана поднимает тяжелые грузы». Если игрок затрудняется рассказать о профессии, следующий игрок может помочь, это даёт ему право передвинуть свою фишку на одну клетку вперёд.


Набор карточек 2. Игра «Фирма по трудоустройству».

Задачи:

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

актуализация и расширение знаний детей о профессиях;

развитие мыслительных действий.


t1594018264ac.jpg


Количество детей от 1 до 6.

Описание карточек

В набор входят 6 больших карточек (размер А5) с изображением стройки, ресторана (кафе), цирка, театра, больницы и гипермаркета. А также 18 маленьких карточек с изображением представителей различных профессий: трубач, барабанщик, дирижёр, арфист, артист, композитор, дрессировщик, акробат, жонглёр, повар, кондитер, кассир, строитель, медсестра, маляр, врач, крановщик, продавец.

Инструкция для работы с карточками

Логопед: «Чтобы найти работу, люди обращаются в специальные фирмы по трудоустройству. Слово трудоустройство состоит из двух слов: «труд», т.е. «работа» и «устройство». Представьте, что вы работаете в такой фирме. В поисках работы к вам обратились люди разных профессий. Назовите эти профессии .... (Дети перебирают маленькие карточки и называют профессии, четко проговаривая звук Р).

Директора стройки, цирка, театра, гипермаркета, ресторана, заведующий больницей тоже обратились в вашу фирму: им нужны работники. Подумайте, какие профессии нужны на стройке, какие в больнице, в театре, в цирке, кто может работать в ресторане, а кто в гипермаркете. Разложите карточки соответствующим образом. (Дети группируют профессии по месту работы). А теперь расскажите, кого куда вы направили на работу, не забывайте чётко проговаривать звук Р».

Ответы детей: «Я направил на работу трубача, барабанщика, дирижёра, арфиста, композитора, артиста в театр». «Я направил на работу акробата, дрессировщика, жонглёра в цирк». «Я направил на работу повара и кондитера в ресторан». «Я направил на работу врача и медсестру в больницу». «Я направил кассира и продавца в гипермаркет»


Карточки 3-4 «Отгадай и посчитай».

Задачи:

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

актуализация и расширение знаний детей о профессиях;

развитие грамматического строя речи: умения согласовывать числительные с существительными;

развитие зрительного внимания.

Количество детей 1-2.

t1594018264ad.jpg

Инструкция для работы с карточками

Логопед: «Отгадай, о какой профессии говорится:

Доктор, но не для детей,

А для птиц и для зверей.

У него особый дар.

Это врач ...(ветеринар)

Посчитай всех ветеринаров на карточке».

Ребёнок, пальцем показывая на каждую картинку, считает: «Один ветеринар-р, два ветеринар-ра, три ветеринар-ра, четыре ветеринар-ра, пять ветеринар-ров».

Аналогично работа проводится с остальными картинками.

На работе день деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (крановщик)


Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр,

Мебель делает ... (столяр).


Тонкой палочкой взмахнёт –

Хор на сцене запоёт.

Не волшебник, не жонглёр.

Кто же это? (дирижёр)


t1594018264ae.jpg


Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит ...(шофёр)


Тёмной ночью, ясным днём

Он сражается с огнём.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит ...(пожарный)


Кирпичи кладёт он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтёр и не водитель,

Дом нам выстроит ... (строитель)


Карточки 5-6 «Кем мечтают стать ребята?»

Задачи:

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

актуализация и расширение знаний детей о профессиях;

развитие зрительно-моторной координации.


t1594018264af.jpg

Инструкция для работы с карточками

Логопед: «Друзья Рома, Рая, Ира и Артём мечтают о том, кем они будут, когда вырастут. Чтобы узнать, кем мечтает стать Рома, проследи глазами по линии. (Если ребёнок пытается водить по линии пальцем, логопед просит ребёнка спрятать руки за спину)

Логопед: Кем же мечтает стать Рома?

Ребёнок: Рома мечтает стать пожарным.

Логопед: Что делает пожарный?

Ребёнок: Пожарный тушит пожары.

Примерные ответы ребёнка: «Рая мечтает стать парикмахером, она будет делать людям стрижки и красивые причёски. Ира мечтает стать архитектором, она будет конструировать удобные и красивые здания. Артём мечтает стать инженером, он будет изобретать, собирать и испытывать разные механизмы»


t1594018264ag.jpg


Примерные ответы детей: «Артур мечтает стать тренером, он будет тренировать спортсменов. Кира мечтает стать кондитером, она будет печь вкусные торты и пирожные. Родион хочет стать пограничником, он будет ловить нарушителей границы. Тамара мечтает стать ветеринаром, она будет лечить животных».


Карточка 7 «Четвёртый лишний»

Задачи:

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

актуализация и расширение знаний детей о профессиях;

развитие мыслительных действий, умения производить обобщения на основе существенных признаков предметов.


t1594018264ah.jpg

Инструкция для работы с карточкой 

Работа по данной карточке может быть как индивидуальной, так и групповой.

Логопед: «Рассмотри внимательно все картинки. Назови их одним словом. (Профессии). Назови профессии в верхнем ряду, правильно произноси звук Р. Три профессии чем-то похожи, а четвёртая лишняя. Что лишнее? (Экскурсовод). Почему? (Жонглёр, акробат, дрессировщик работают в цирке, а экскурсовод нет).

Примерные ответы детей:

«Архитектор, строитель, маляр, крановщик. Лишний архитектор, потому что строитель, маляр и крановщик работают на стройке, а архитектор нет».

«Барабанщик, композитор, арфист, трубач. Лишний композитор, потому что барабанщик, арфист и трубач исполняют музыкальные произведения, а композитор сочиняет».

«Медсестра, ветеринар, парикмахер, врач. Лишний парикмахер, потому что врач, ветеринар, медсестра лечат больных людей и животных, а парикмахер не лечит».


Карточка 8 «Кому что нужно для профессии?»

Задачи:

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

актуализация и расширение знаний детей о профессиях;

развитие мыслительных действий.

t1594018264ai.jpg


Инструкция для работы с карточкой

Работа по карточке может быть и индивидуальной и групповой.

Логопед: «Назови одним словом то, что находится за кругом (Профессии). Какие профессии здесь представлены? Называя, не забывай правильно произносить звук Р... Назови предметы, которые находятся внутри круга. (Градусник, барабаны, подъёмный кран, трактор, фотоаппарат, рубанок, мастерок, микрофон) Подбери для каждого представителя профессии подходящий предмет, без которого он не сможет работать».


Карточки 9-10 «Аналогии»

Задачи:

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

актуализация и расширение знаний детей о профессиях;

развитие умения устанавливать ассоциативные связи между предметами.

t1594018264aj.jpg


Инструкция для работы с карточками

Логопед: «Назови все предметы. (Продавец, гипермаркет, артист, театр, сцена, микрофон, фрак) Два предмета продавец и гипермаркет объединили в пару. Подумай, как они связаны? (Продавец работает в гипермаркете). Составь такую же пару со следующей картинкой. (Театр. Продавец работает в гипермаркете, а артист работает в театре).


t1594018264ak.jpg


Логопед: «Назови все картинки. (Фермер, трактор, врач, больница, медсестра, больной, лекарства) Два предмета фермер и трактор объединили в пару. Подумай, как они связаны? (Фермеру для работы нужен трактор.). Составь такую же пару со следующей картинкой. (Лекарства. Фермеру для работы нужен трактор, а врачу – лекарства).

Информационные ресурсы

Для составления карточек использованы картинки из интернета.

Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (5)

Горбачёва Марина Юрьевна, 06.07.20 в 10:02 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу! Воспользуюсь идеями!
Сергачева Анна Анатольевна, 06.07.20 в 23:15 3 Ответить Пожаловаться
Благодарю, Марина Юрьевна за отзыв!
Ковалева Галина Валентиновна, 06.07.20 в 10:25 5 Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественную разработку!
Галина Владимировна, 06.07.20 в 11:44 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо за творческий подход!
Сергачева Анна Анатольевна, 06.07.20 в 23:18 3 Ответить Пожаловаться
Благодарю, Галина Владимировна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.