Развивающие занятия с детьми по программе Т.Д. Пашкевич: Социально-эмоциональное развитие в средней группе

2
0
Материал опубликован 3 October 2021

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Принято: Утверждаю:

на педагогическом совете Заведующий МДОУ д/с «Сказка»

протокол № __« ____» _________ 2020 г. ______________Сироткина Н. В.

Приказ № ____ « ___» ________ 2021 г.












Развивающие занятия с детьми

по программе Т.Д. Пашкевич: Социально-эмоциональное развитие в средней группе













Составила педагог-психолог

МДОУ «Сказка»

Матвеева Юлия Владимировна









Г. Малоярославец 2020

Содержание

Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Ожидаемые результаты

Особенности психического развития детей 4-5 лет (критерии развития)

Структура занятий и этапы реализации

Календарно-тематическое планирование программы

Литература



















































Пояснительная записка

Данная программа педагога-психолога в старшей группе МДОУ «Сказка» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

No1155). Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей данного возрастного периода.

Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

Конституция Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Конвенция о правах ребенка (от 20.11.1989 г.).

с документами Министерства образования и науки РФ

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.

Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16.

Инструктивно–методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, определяющее требования к нагрузке детей, планировании учебной нагрузке в течение недели.

Письмом Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 апреля 1999 года № 70/23-16 «О практики проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения».

с документами Федеральных служб

постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ детский сад «Сказка», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Также в основу программы легли идеи поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).

В основе планирования психолого-педагогических занятий лежит программа Т.Д. Пашкевич: Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет.





Цель и задачи программы

Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями государственного стандарта.

Основная цель программы состоит в развитии социально-эмоциональной сфер, повышении социальной компетентности, развитии коммуникативных навыков.

Задачи:

-Формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности поведения ребенка

-Развивать высшие психические функции и познавательные процессы

-Формировать коммуникативные навыки в межличностном общении со сверстниками и взрослыми

-Развивать эмоциональную сферу ребенка

3. Ожидаемые результаты

Предполагается, что данная система занятий, с учётом индивидуальных особенностей детей, развивают социальную и эмоциональную сферы. Данные занятия направленны на снижение психофизического напряжения, на развитие общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных, коммуникативных качеств ребенка, стимулируют речевую активность, способствуют положительному самовосприятию, повышению самооценки.  

     Ожидаемыми результатами могут быть раскрытие творческих способностей детей, совершенствование речи, внимания, памяти, воображения.

В качестве диагностического инструментария используется наблюдение и беседа с дошкольниками, а также взаимодействие с воспитателями группы.



4. Особенности психического развития детей 4-5 лет (критерии развития)

Доминантным психическим процессом на данном возрастном этапе является память, которая активно продолжает развиваться. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляется эпизодически.

Продолжает развиваться речь, которая носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становиться вне ситуативной. Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком. Взрослый становиться для ребенка эрудитом, который способен объяснить все и рассказать обо всем, что носит познавательный характер.

Использование речи, как кругозора ребенка, открытие им новых граней окружающего мира. Ребенка интересует не просто какое либо явление само по себе, но и причины и следствия его возникновения.

Ребенок развивается физически и становится более вынослив. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается.

Продолжает развиваться фантазирование. Ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел.

В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

Связь мышления и действия сохраняется, но становиться не такой посредственной как раньше. Развивается способность выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной деятельности.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм.  В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.



5. Структура занятий и этапы реализации

В течение октября психолог собирает диагностические сведе­ния о детях, ведет наблюдение за дошкольниками в процессе иг­ровой, трудовой и учебной деятельности и составляет план коррекционно-развивающих занятий, исходя из полученных результатов психодиагностики детей и основных положений программы учеб­но-воспитательного процесса в средней группе детского сада.

Результаты психодиагностики обрабатываются, затем со­ставляются протокол. Данные психодиагности­ческого обследования передаются руководителю детского образо­вательного учреждения.

Коррекционно-развивающие занятия начинаются в ноябре. Они проводятся один раз в неделю в кабинете психолога. Они посещают 9 занятий продолжительностью 20 минут. Оптимальное количество детей в подгруппе – 6 человек. Занятия проходят со всеми дошкольниками посещающие младшую группу.



Тематическое планирования развивающих занятий

Тема занятия

Цель

Содержание занятия

1

«Кто я такой?»

Развивать у детей положительные представления о себе. Учить обращать внимание на самих себя, свою внешность и на сходство и различия с другими. Формировать у детей представление о принадлежности людей к различным группам и об отведенной каждому роли в них.

Рассматривание себя в зеркало, беседа о внешности; Игра «говорящее зеркало»; игра «узнай о ком расскажу»; Игра «нарисуй себя»; Рассматривание автопортретов; Дидактическая игра «узнай себя лучше»; Игра «мое настроение»; Игра «мое тело».

2

«Я и моя семья»

Расширять представления детей о своей семье и об их роли в ней. Способствовать формированию заботливого, внимательного отношения друг к другу, к чувствам, эмоциям, желаниям других.

Рисование «Моя семья»; Чтение «Что бы сказала мама» (Воронкова Л.); Беседа «Моя семья»; Проигрывание и обсуждение ситуаций «Мама заболела», «Бабушка приехала в гости», «День рождения» и т.д. ; Обсуждение ситуации.

3

«Кто и что тебе нравится?»

Определить вместе с детьми их предпочтения: в еде, в игрушках, по отношению к животным, растениям, сказкам. Сравнить свои вкусы и предпочтения со вкусами и предпочтениями других. Расширять представления детей об органах чувств и ощущениях.

Чтение с последующим обсуждением «Что лучше?», «Пусть будет и соловей, и жук» ( В. Сухомлинский); Беседы: «Твоя любимая еда», «Твое любимое занятие»; Игра «что мне нравится не скажу, а покажу»; Дидактическая игра « Угадай на ощупь»; Игра – занятие «Моя любимая игрушка»; Рисование: «Вкусное – не вкусное».

4

«Страшно»

Помочь детям научится справляться со своими страхами, предоставляя возможность рассказать о том, чего они боятся. Помочь понять причины возникновения страхов и осознать то, что страх – это иногда полезное чувство. Расширить представление об опасных ситуациях и способах поведения в них.

Чтение с последующим обсуждением: « Про мальчика, который рычал на тигров» (Д. Биссет); «Когда никого нет дома» (С. Черный); «У страха глаза велики» (сказка); Игра «жмурки», «качели», «художники и натуралисты»; Беседа «страх – иногда полезное чувство»; Рисование «Нарисуй то, чего боишься».

5

«Грустно»

Продолжать знакомить с внешними выражениями различных эмоциональных состояний. Помочь детям научится различать состояния грусти и плохого настроения. Формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению.

Чтение: «Тарканище», «Бармалей» (К. Чуковский); Обсуждение реальных и смоделированных ситуаций; Беседа на тему «грустно»; Игра: «грустный, счастливый»; Игра «вернисаж»; Игра: «волшебные слова»; Игра «Угадай настроение»;

6

«Дружба»

Развивать представления детей о дружбе, о радости общения; учить позитивным приемам, поддерживающим общение со сверстниками и приносящим радость другим. Способствовать освоению правил этикета.

Чтение: «Что такое хорошо, что такое плохо» (В. Маяковский); «Усатый-полосатый» (С. Маршак); Беседа «Каак вести себя за столом?», «Что надеть в гости» и т.д.; Игра «Подружись»; Игра «волшебный цветок»; Сочинение историй про себя и своих друзей; Игра «Угадай кто мой друг».

7

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Развивать представления детей об уникальности человека, о том, что каждый имеет свои характерные особенности, о зависимости людей друг от друга. Учить высказываться , о своих чувствах, желаниях, предпочтениях

Чтение с последующим осуждением: «Вот такой рассеянный…» (С. Маршак); «А что у вас?», «дядя Степа» (С. Михалков»; Рассматривание картин, иллюстраций на которых отражены хорошие и плохие поступки; Обсуждение реальных и смоделированных ситуаций; Составление рассказов о добрых поступках.

8

«Ссора»

Развивать коммуникативные умения, показать, как легко возникает спор. Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека.

Чтение с последующим обсуждением: «Мешок яблок» (Сутеев В.); Беседа о ссоре; Обсуждение реальных и смоделированных ситуаций; Рассматривание иллюстраций с последующим обсуждением; придумывание историй про спор; Игра «Парашют», игра «Обжималки».

9

«Измени себя»

Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты характера. Побуждать сочинять несложные стихотворения и истории. Поддерживать интерес к событиям из своего детства, к своему будущему и настоящему, способствовать повышению уверенности в себе.

Чтение с последующим обсуждением «Пугало» (Г. Цыферов); «Такое дерево» (С. Козлов); Дидактическая игра « Что сначала, что потом»; Использование этюдов, пантомим, упражнений; Игра «Дизайнеры»; Игра «Жмурки»; Рисование своего силуэта в полный рост; Сочинение историй ( стихов) про себя и своих друзей





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей