Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного метода на уроках обучения грамоте в 1 классе с использованием звуковой модели слова-конструктора»
Мастер – класс по теме
«Реализация системно-деятельностного метода
на уроках обучения грамоте в 1 классе с использованием звуковой модели-конструктора»
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ Игринская СОШ №4 Корепановой Ольги Вениаминовны,
Удмуртская республика, п.Игра
Цель МК - показать использование Звуковой Модели на разных этапах урока.
Научить детей характеризовать звуки при знакомстве с буквами является одной из основных задач Обучения грамоте в 1 классе. В этот период основным методическим приемом включения детей в учебную деятельность должна служить игра, так как игровая деятельность для дошкольников является ведущей. Поэтому включение в работу учебных игр или игровых моментов приближает материал к интересам ребенка, создает положительный эмоциональный фон и помогает лучше запомнить и усвоить понятийный материал урока. Этот методический прием важен и как средство развития речи учащихся так, как именно во время игры ребенок активно выражает свои мысли, учится отстаивать свою точку зрения, сотрудничать, что дает широкие возможности для реализации системно-деятельностного подхода к обучению. Все это влечет за собой обязательное использование демонстрационного и раздаточного материала для учащихся.
Хочу поделиться своим опытом работы по использованию системно-деятельностного подхода с применением наглядного материала, в точности звуковой модели Звуковичок из Букваря Р.Н. Бунеева.
Итак, Звуковичок – это графическое изображение звука (звуковая модель), благодаря которому непонятные для ребенка фонетические единицы языка «оживают» на уроке. Звуковую модель использую на разных этапах урока: например, при знакомстве с новыми буквами, на этапе закрепления и актуализации материала. Во время знакомства с буквами всегда даю понимание, какой же звук обозначает данная буква. А для этого нужно провести небольшое исследование. Рассмотрим на примерах.
Произносим звук - воздух свободно проходит и не встречает во рту преграду! Гласный! (всегда красный Звуковичок).



А над согласным звуком надо понаблюдать! Проводим маленькое исследование по алгоритму, применяя Модель-конструктор:
1.Произносим звук! Рот широко не открывается или совсем не открывается, встречается преграда в виде зубов, языка или губ, произносится с шумом, значит Согласный! Берем белый Звуковичок.
2.Выясняем, что согласный может быть звонким или глухим! Как же запомнить данную информацию? Прикладываем ручку к подбородку или закрываем ушки и произносим звук. Если чувствуем вибрацию, значит согласный Звонкий! Надеваем Звуковичку желтую шляпку - колокольчик! Колокольчик звенит – легко запомнить!
Если вибрации не ощущаем, звук очень тихий или, наоборот, произносится с шумом - значит звук согласный Глухой – надеваем Звуковичку черную шляпку!


3.Следующий момент - надо узнать согласный твердый или мягкий?
Для этого зовем на помощь гласные буквы и по очереди приставляем новую букву сначала к гласным первого ряда – использую ленту букв! Ба, бо, бу, бы, бэ - выясняем, что Б звучит твердо! Значит, Твердый – надеваем синий башмачок! Приставляем букву к гласным второго ряда (би, бе, бе, бю, бя) и выясняем, что при произнесении язычок становится мягким! Также дети уже знают о том, что эти гласные являются показателем мягкости согласного звука! Значит, согласный Мягкий - Надеваем Звуковичку Зеленый башмачок! Если согласный всегда мягкий – оба башмачка – зеленые, если согласный всегда твердый, значит башмачки синие. (В звуковой схеме согласный мягкий обозначается зеленым цветом, а согласный твердый - синим, гласный – красным цветом)


По ходу исследования, дети рисуют звуковичка в своей прописи (использую Чудо-прописи В.А. Илюхиной) На этом этапе нужно обязательно проговорить все, что узнали о новой букве и звуке, который она обозначает! Пусть проговорят друг другу в паре - лучше запомнится информация.
На уроках закрепления материала или на этапе актуализации знаний успешно использую игру «Засели домики». Детям выдаются карточки с буквами, нужно поселить их в домики по звонкости-глухости, твердости – мягкости. Здесь нужно вспомнить характеристику звука и поселить букву в соответствующий домик.





Таким образом, используя системно-деятельностный подход в обучении, дети играючи усваивают очень непростой учебный материал уже в период Обучения грамоте. Благодаря данному материалу, уроки становятся эмоционально насыщенными, интересными, сказочными и запоминающимися. Использовать их можно при любом УМК.