12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рябова Галина Леонидовна37
Россия, Пермский край, Березники
5

Реализация системно-деятельностного подхода на примере технологической карты урока

Реализация системно-деятельностного подхода на примере

технологической карты урока

предмет ____русский язык ______

класс ________9_____________

ФИО учителя___Галина Леонидовна Рябова

Место работы ____МАОУ В(С)ОШ город .Березники

Технологическая карта урока русского языка

Тема

Виды сложного предложения

Цель

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов при  вхождении в тему «Сложное предложение»

Задачи

Закрепить умение отличать простое предложение от сложного, углубить, систематизировать полученные ранее учащимися сведения о сложном предложении, ввести новые понятия о видах сложных предложений; совершенствовать языковые и пунктуационные навыки; различать сложносочинённые, сложноподчиненные, бессоюзные предложения, анализировать текст на разных языковых уровнях

Тип урока

урок общеметодологической направленности

Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Классифицируют понятие с точки зрения его основных признаков.

Анализируют текст с точки зрения выделения необходимой информации, умеют вести диалог.

Умеют выполнять самооценку и оценивать работу других, аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

Осознают теоретические понятия.

Умеют работать с информацией, содержащейся в заданиях.

Выявляют  уровень сформированности собственных знаний о понятиях, рассмотренных на уроке.

Личностные:

Способны применить сформированный способ деятельности при выполнении задания
Сформирована мотивация достижения результата и самооценка деятельности.
Осознают необходимость закрепления полученных ранее знаний, потребность в их углублении и расширении.

Учебник

русский язык 9 класс под редакцией  М.М.Разумовской и П.А.Леканта, М «Дрофа» 2018


                                                                  Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2 мин)

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности.

 Приветствие, доброжелательный эмоциональный настрой.

Предвосхищение темы.

Приём декодирования информации текста (предтекстовый этап смыслового чтения)

По каким принципам можно сгруппировать языковые  единицы? (Слайд 1 )

Включаются в учебный процесс.



Учащиеся читают материал со слайда 1, строят предположения, перечисляют единицы языка, определяя их функции и степень изученности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К, Р),

Логические УУД: выдвижение гипотез и их обоснование(П), смысловое чтение(П)

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

 Сформулируйте тему урока. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Приём домысливания.

С помощью слов-помощников

( повторим, узнаем, проверим, прочитаем) сформулируйте цели урока.

Можно ли утверждать, что эти разрозненные языковые единицы могут составить связный текст?

Можно ли понять, о чём будет текст? (роль контекстных антонимов – архитектурных понятий прошлого и настоящего)

Активизация словаря учащихся (слайд 2)

Организация групповой работы. Заполнение рабочих листов.

1 группа – составить рассказ по теме «Что я знаю о простом предложении»

2 группа - составить рассказ по теме «Что я знаю о сложном предложении»

3 группа – (лингвистическая задача)

Об одном и том же можно сказать по-разному. Так, причину каких-нибудь событий можно изложить и простыми, и сложными предложениями. Какое из них уместнее употребить, если надо: 1) написать о них объяснительную записку; 2) подготовить доклад; 3) поговорить с друзьями? Обоснуйте свой выбор, приведите примеры.

Выслушивает ответы. Организует диалог, поощряя задавать вопросы


Предлагает инструменты оценивания

Предполагают, о чём пойдёт речь на уроке. Формулируют тему урока. Записывают её.

 Формулируют индивидуальные цели.

Высказывают предположения, используя слова-помощники.



Участвуют в полилоге. 







Соотносят название с картинкой.

В случае затруднения обращаются к словарю.



Делятся на группы. Вспоминают, что им известно по теме. Готовят теоретическую информацию к выступлению(1минута).Заполняют рабочие листы, обсуждают задание. В случае затруднения обращаются к учебнику.

Осознанно строят речевое высказывание в устной форме, воспроизводят опорные знания по теме.Работая в группе, обсуждают задание, кооперируют усилия по решению учебной задачи, вносят поправки, дополнения






Представляют результат работы группы.

Формулируют вопросы.

Отвечают на вопросы

Самооценивание, взаимооценивание

Оценивают ответ по критериям

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно (Р),

Смыслообразование (Л),

Сравнение, классификация объектов по выделенным признакам(П), умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации(К)




Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации(К)

Подведение под понятие, выведение следствий(П)

Предвосхищение уровня усвоения(Р)


Осознанное построение речевого высказывания(П)


Умение слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, умение формулировать вопросы(К)

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения(Р)

3. Этап закрепления с оцениванием по образцу(15 мин)

Цель этапа: закрепление способов действий

Организация индивидуальной работы: 1)Заполните «слепую» схему. Составьте схемы предложений к каждой ячейке.

Индивидуальное оценивание по образцу.


2)Выполните тест.



Взаимооценивание по ключу



Индивидуально заполняют «слепую» схему. Дополняют каждую ячейку схемой предложения.

Комментируют результат, вносят коррективы


Выполняют тест, соотнося  предложение со схемой

Осуществляют взаимооценивание по ключу


Преобразование модели(П)

Владение монологической формой речи(К)

Контроль в форме сличения способа деятельности и его результата с заданным эталоном(Р)

Потребность в самовыражении и самореализации

(Л)


4. Этап включения изученного в систему знаний с проговариванием во внешней речи (15 мин)

Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

 Комплексный анализ текста по уровням: тематический, лексический, синтаксический.


Организация групповой работы по тексту Ю.Бондарева

1 группа –Сформулируйте тематику текста, поместив ответы в таблицу.

2 группа – Какие тропы и фигуры речи использует автор для эмоциональной окраскитекста ?

3 группа –В чём вы видите особенность синтаксического построения текста ?

( роль бессоюзных предложений, предложений с ОЧ, вопросительных предложений, многоточий)

Самооценивание группы

 Читают текст, используя изучающее (аналитическое чтение)




Участвуют в обсуждении, высказывают вслух разные точки зрения перед окончательным выбором правильного ответа.

Представляют результат работы группы.











Осуществляют самооценивание работы группы по ключу

Анализ, синтез, классификация по выделенным признакам(П)

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, контроль, коррекция, оценка высказываний партнёров(К)

Действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания(Л)

5. Этап рефлексии учебной деятельности. Домашнее задание (3 мин)

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Запишите сложным предложением впечатления от урока.


Предлагает оценить работу на уроке.


Даёт инструкцию по выполнению  домашнего задания.

Домашнее задание:

1)Рефлексивное задание по тексту, представляющее собой ролевую игру.

Измените ситуацию в описании событий текста Ю.Бондарева, когда люди ведут себя в ней иначе. Используйте разнообразные синтаксические конструкции. При этом сохраните авторский стиль и  логику.

Или:

2)Подготовьте текстовой и иллюстративный материал о судьбе Лёнвинской церкви по рассказу березниковского краеведа В.Цыпуштанова (по Интернет-источникам). Выскажите своё отношение к описанным событиям

Подводят итоги урока, записывают сложным предложением впечатления от урока.

Переводят баллы, полученные на уроке в оценку.Формулируют конечный результат своей работы на уроке


Получают домашнее задание.

Умение находить смысл в учебной деятельности(Л)

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий(Р)

Поиск необходимой информации, преобразование информации(П)

Использование адекватных речевых средств для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей(К)


 Приложение 1

Текст для комплексного анализа

(1)Мотор сотрясал ревом воздух, гудел за пятиэтажным домом, тупые удары доносились равномерно. (2) Васильев, не вытерпев, дошел до угла переулка с желанием посмотреть, что строили там.

(3)За дощатой изгородью по навалу битых кирпичей рывками двигалась гусеничная машина, напоминавшая подъемный кран. (4) На ее крюке нацеленно, грозно размахивался, неуклонно ударял в изуродованную грудь стены стальной шар. (5) Коричневая пыль висела в воздухе, сыпалась штукатурка, обрушивался, стучал разбитый красный кирпич, обваливались балки толстых перекрытий. (6)Стена пока стояла, чудом сохраняя фронтон особняка, украшенный лепными фигурами. (7)Внизу сквозили бреши изломанных окон, проем широкого балкона с витой чугунной решеткой, переплетенной черными лепестками распустившихся лилий, а атланты под решеткой, запыленные, полуразрушенные, из последних сил еще поддерживали напрягшимися плечами балкон, подрагивающий при каждом ударе неумолимого стального шара гулко звенящим металлом. (8)Был это остаток фасада двухэтажного особняка, кажется, бывшего владельца кондитерской фабрики, где до войны помещалась детская библиотека. (9)И от того, что необъяснимо и непонятно было, зачем сносили этот старый особняк, всегда красовавшийся посреди разросшихся вековых лип своими балконами, фигурными бойницами, поющими над башенками флюгерами, своим подъездом в виде высокого портала - и от вибрирующего танкового рева мотора, гибельных размахов и ударов шара у Васильева заболело в висках. (10)Он с отвращением глядел на тупо и грузно раскачивающийся перед исковерканной стеной шар и думал о несуществующем дворе, о тщете человеческих усилий сохранить себя во времени.

(11)"Я готов согласиться, что тоже виноват во всем этом. (12)Но откуда эта разрушительная дьявольщина? (13)Неужели прошлое не останется и никто ничего не будет помнить? (14)И никого из нас? (15)Разрушат старый дом, построят новый, панельный, а другие следом за нами разрушат панельные и построят более безобразные... (16)И, может быть, все наше прошлое рассеется, как пылинки во вселенной. (17)Только память немногих...(18) Только, может быть, искусство что-то немногое сохранит..." (Ю.В.Бондарев)


(3)Этап закрепления с оцениванием по образцу


Приложение 2

  «Слепая» схема

image-20210302002356-1.png

Критерий достижения планируемого результата:

Ячейки заполнены правильно – 1 балл

К каждой ячейке прилагается схема – 1 балл (максимально за задание 2)

  Приложение 3

Выполните тест. Соотнесите предложение со схемой

  1. Если архитектура застывшая музыка, то наши здания — собачий вальс.
    Геннадий Малкин


  1. Архитектор-градостроитель призван создавать наилучшие условия для жизни не только современников, но и будущих поколений.
    Иван Владиславович Жолтовский


  1. Произведения строительного искусства неколебимо стоят на берегу исторического потока жизни, но увлекаемы им.
    Ханс Георг Гадамер


  1. Слушайте сердце, прежде чем что-либо сносить.

НорманФостер


  1. Архитектура распределяет массы и объемы; вдохновение превращает инертный камень в драму.   

ЛеКорбюзуе


  1. Красота — не прихоть полубога,
    А хищный глазомер простого столяра.

         Осип Эмильевич Мандельштам


  1. Архитектурный облик здания, который вызывает у нас чувство, соответствующее его назначению, это и есть стиль. 

Стендаль.

А. [ ], но [ ].



Б. (Если), [то ].




В. [ не только О, но и О ].



Г. [ ], а [ ].



Д. [ ], ( прежде чем).



Е. [    , (который),     ].



Ж. [ ]; [ ].


1

2

3

4

5

6

7








Критерий достижения планируемого результата:

За каждое верно указанное соответствие– 1 балл (максимально за задание7)

 (4) Этап включения изученного в систему знаний с проговариванием во внешней речи. Уровни анализа текста

 Приложение 4

Группа 1. (тематический уровень) Сформулируйте тематику текста Ю.В. Бондарева, поместив ответы в таблицу

? тема

Рассуждения автора

Тематические группы слов


«Только, может быть, искусство что-то немногое сохранит…»

Фронтон…,украшенный лепными фигурами, с витой чугунной решёткой, переплетённой чёрными лепестками распустившихся лилий, красовавшийся…своими балконами, фигурными бойницами, поющими над башенками флюгерами…, своим подъездом в виде в виде высокого портала


«Но откуда эта разрушительная дьявольщина?»

Мотор сотрясал рёвом воздух, гудел…, тупые удары доносились равномерно; рывками двигалась гусеничная машина; грозно размахивался, неуклонно ударял; при каждом ударе неумолимого стального шара; от вибрирующего танкового рёва мотора, гибельных размахов и ударов шара


«Неужели прошлое не останется и никто ничего не будет помнить?»

Бывшего владельца кондитерской фабрики, где до войны помещалась детская библиотека; сохранить себя во времени

Образцы «ключей»

Тема 1

Тема старинного особняка как произведения искусства

2 балла

Тема 2

Тема машины, предназначенной для уничтожения

2 балла

Тема 3

Тема сохранения прошлого в настоящем

2 балла

Критерий достижения планируемого результата:

Сформулирован один ответ -2 балла

Сформулировано 2 ответа – 4 балла

Все ответы даны в целом правильно – 6 баллов

Группа 2.(лексический уровень) Какие тропы и фигуры речи использует автор для эмоциональной окраски текста?

пример

вид тропа/ фигура речи

атланты…из последних сил ещё поддерживали напрягшимися плечами балкон


…наше прошлое рассеется, как пылинки во вселенной


изуродованную грудь стены


гибельные удары


Коричневая пыль висела в воздухе – всё наше прошлое рассеется, как пылинки во вселенной


Только память немногих...Только, может быть, искусство что-то немногое сохранит..


Образцы «ключей»

Олицетворение                       1балл

Сравнение                               1балл

Метафора                                1балл

Эпитет                                     1балл

Параллелизм                          1балл

Эллипсис                                1балл

Критерий достижения планируемого результата:

Базовый уровень: набрано 1-4 балла

Повышенный уровень: набрано 5-6 баллов

Группа 3.(синтаксический уровень) В чём вы видите особенность синтаксического построения текста?

примеры

Вид предложения

функция

Коричневая пыль висела в воздухе, сыпалась штукатурка, обрушивался, стучал разбитый красный кирпич, обваливались балки толстых перекрытий.


Изображают…

этот старый особняк, всегда красовавшийся посреди разросшихся вековых лип своими балконами, фигурными бойницами, поющими над башенками флюгерами, своим подъездом в виде высокого портала 


Передают…

Но откуда эта разрушительная дьявольщина? (13)Неужели прошлое не останется и никто ничего не будет помнить? И никого из нас? Разрушат старый дом, построят новый, панельный, а другие следом за нами разрушат панельные и построят более безобразныеИ, может быть, все наше прошлое рассеется, как пылинки во вселеннойТолько память немногих...Только, может быть, искусство что-то немногое сохранит..


Делают рассуждение(какими?)…

Образцы «ключей»

Бессоюзное предложение

1 балл

Изображает следующие друг за другом события, в результате чего создаётся сложная зрительная картина

1 балл

Предложение с однородными членами

1 балл

Передают конкретно-чувственное изображение событий

1 балл

Вопросительные предложения и многоточия

1 балл

Делают рассуждения героя взволнованными и эмоциональными

1 балл

Критерий достижения планируемого результата:

Базовый уровень: набрано 1-3 балла

Повышенный уровень: набрано 4-6 баллов

Перевод баллов в оценку за урок:

критерий

Возможные баллы

Мои баллы

Результат работы группы над теоретическим вопросом

полнота, отсутствие или наличие лишней или недостающей информации, подкрепление утверждений примерами, ответы на вопросы

0-1-2-3 балла


Заполнение «слепой» схемы

0-1-2 балла


Соотнесение предложения со схемой

0-1-2-3-4-5-6-7 баллов


Умение анализировать текст на заданном уровне

0-1-2 -3-4-5-6 баллов



Результат урока:

«5» - 16 - 18 баллов;

«4» - 12 – 15 баллов;

«3» - 8 - 11 баллов

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.