Речеведческий анализ текста (по Е. П. Новикову)
I. Общая характеристика текста
Жанр - рассказ на основе услышанного.
Тема - повествование об известном в городе человеке.
Тип речевого действия - сообщение информации.
Тип речи - информирующий.
Стиль - художественный.
Коммуникативная задача - поделиться информацией об Е. А. Субботине; указать, какой жизненный момент стал определяющим в становлении его личности.
Партнеры по коммуникативной ситуации - аудитория (читательская).
Проблематика: проблема взросления; проблема влияние учителя на формирование личности ученика; проблема сострадания; проблема выбора жизненного пути; проблема благодарности.
Позиция автора: сострадание способно «отогреть» даже самое «закоченевшее сердце»; от человеческого участия (или безучастия) коренным образом может измениться судьба любого человека.
Особенности композиции текста
А) Вступление вводит слушателей в сущность дальнейшего содержания, психологически готовит их к восприятию изложения. В нем сообщается тема текста, указываться причина встречи автора с собеседником и оценка его личности.
Б) Основная часть текста.
Метод изложения материала - дедуктивный (от общего к частному: от
главного тезиса к доказательствам).
Логические формы изложения - синтез, обобщение.
В изложении можно выделить 6 микротем.
В) Авторское заключение отсутствует, дается лишь мнение собеседника (Е. А. Суботина) о значимости участия классной руководительницы в его судьбе.
Развернутый план статьи
- Вступление. Мне поручили написать статью об известном учителе.
- Основная часть. Встреча с Е. А. Субботиным - «солнечным человеком с отзывчивым, горячим сердцем».
1. Стал задавать специально приготовленные вопросы.
2. Все могло бы сложиться совсем иначе:
а) « Я жил тем, что воровал и выпрашивал…»
б) «Однажды я попался».
в) Суд.
г) «Не надо сажать его в тюрьму! Пожалуйста!»
д) «Это была какая-то безудержная радость, заполнившая всю мою
душу».
III. «Я не могу забыть тех слез, которые отогрели мое закоченевшее
сердце»
- Правильность речи. Способы создания выразительности
Речь автора правильна, доступна для понимания, так как автор тщательно отбирает языковой материал, заботится о ясности и простоте, выразительности речи. Однако эта кажущаяся простота подчинена одной цели - решению коммуникативной задачи.
Для создания образности, эмоциональной окрашенности речи автор использует следующие тропы и стилистические фигуры:
- Эпитеты, в том числе оценочные (талантливый конструктор, великолепный мастер, солнечный человек с отзывчивым, горячим сердцем, безудержная радость и др.);
- Сравнение (рос волчонком);
- Слова в переносном значении (закоченевшее сердце);
- Метафору (я смотрел на низ из глухого леса, где всегда было сыро и темно; не могу забыть слез, которые отогрели мое закоченевшее сердце; солнце светит и для меня);
- Лексические повторы (Это что значит? Это значит, что я ей чем-то дорог, это значит, что я ей нужен. Выходит, что я не посторонний… Выходит, что солнце светит и для меня... Значит, если меня не будет…, значит, кому-то надо, чтобы я был. Выходит, что солнце светит и для меня, и трава на лугах - это тоже моё, и в жизни есть какое-то мое место), цель которых - показать удивление, восторг рассказчика от сознания того, что он не одинок в жизни.
- Ряды однородных членов (не было отца, не было матери; приходили то участковый, то инспектор; отсидел, вернулся и начал новую жизнь и др.);
- Вопросительное предложение (Что это значит?)
- Риторическое восклицание (Выходит, что я не посторонний, не чужой!)
- Инверсию (И, наверное, совсем другой бы была моя жизнь, если бы не один случай. Подаянием кормил двух маленьких сестренок);
- Анафору (Выходит, что я не посторонний… Выходит, что солнце светит и для меня…);
- Многосоюзие (Выходит, что солнце светит и для меня, и трава на лугах - это тоже моё, и в жизни есть какое-то мое место);
- Введение чужой речи («Не надо сажать его в тюрьму! Пожалуйста!»).
Такое множество изобразительно-выразительных средств делает текст ярким, интересным, живым; помогает в раскрытии основной мысли - демонстрации примера того, как важно бывает живое участие и роль педагога в становлении характера человека. Цель многих тропов и фигур - неоднократно подчеркнуть, повторить какую-то мысль, слово, фразу, чтобы наглядно увидеть (услышать), насколько необходима была эта встреча с учителем в суде для нравственного взросления героя.
С точки зрения синтаксиса можно отметить наличие сложных
предложений, в том числе с несколькими придаточными; наличие вводных слов, предложений с однородными членами и прямой речью.
- Аргументация
Основной тезис формулируется в конце главной части: «Чужой человек плачет по тебе. Это значит, что я ей чем-то дорог, это значит, что я ей нужен. Выходит, что я не посторонний, не чужой! ... значит, кому-то надо, чтобы я был».
Тип логической аргументации - аргументы к существу дела - факты, которые устанавливаются путем наблюдения, примеров из жизненного опыта.
Тип психологической аргументации - аргумент к публике (аудитории) - ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей;) использование вопросительных предложений для активизации внимания собеседника.
- Интонационная структура речи
Речь рассказчика (Субботина Е. А.), как и автора текста Новикова Е.) эмоционально и содержательно насыщена. Она предполагает богатое интонационное оформление, доказательством чего служат изобразительно-выразительные средства, эмоциональная окраска и построение предложений.
Автор создает атмосферу непринужденного разговора, подчеркивая актуальность звучания проблемы.
Л.Ю. Суслопарова, КОГОАУ "Гимназия г. Уржума"
Анализ текста
DOC / 39.5 Кб
Текст Е. Новикова
DOC / 27.5 Кбhttps://saharina.ru/metod/ege/text/?name=text111
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Кирилл Александрович Ш.
Суслопарова Людмила Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна