Статья «Использование ЛЕГО в развитии речевой функциональной системы в естественной деятельности ребёнка»
Использование ЛЕГО в работе логопеда.
Мне сказочно повезло! Мне предоставилась возможность работать в кабинете Леготеки.
Не долго думая решила с помощью ЛЕГО развивать все стороны речевой функциональной системы в естественной деятельности ребёнка (игра, конструирование).
В логопедической работе использование лего оказалось эффективным, так как оно обеспечивает интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, двигательное развитие) в процессе коррекционно-логопедической работы;
Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, способствует целенаправленному формированию навыков общения, сотворчества, коммуникативно-речевых умений.
При использовании Лего - конструктора у ребёнка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него конструктивных навыков , что обеспечивает психологическое состояние успеха.
Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребёнку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
Применение LEGO на логопедических занятиях способствует:
- Развитию лексико-грамматических строя речи в рамках определённой лексической темы;
- Развитию связной речи;
- Развитию фонематического слуха;
- Автоматизации звуков в ходе игры;
- Овладению звуко-буквенного анализа слов и синтеза;
- Развитию сенсорных представлений;
- Подготовке к обучению грамоте;
- Формированию пространственных ориентаций, использованию предлогов;
- Тренировке моторики пальцев и кистей рук.
- Развитию правильного дыхания.
Для развития лексико – грамматического строя речи применяю игры с использованием фигурок и построек из наборов ЛЕГО. Дети создают модели животных и птиц, зданий и сооружений, разных видов транспорта, мебели и т.д. Это позволяет более точно закрепить в сознании ребёнка наглядный образ и сюжет, помогает сформировать более устойчивые знания и навыки, активизирует фразовую речь.
В ходе игры отрабатываю навык согласования числительных с существительными в роде, числе и падеже, образования сложных слов, обобщение.
Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.
Используем ЛЕГО в работе по развитию связной речи. Для лучшего осознания сюжета детям предлагаю пересказ рассказа по объёмному образу декораций из конструктора, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.
На подгрупповых занятиях создаём персонажей, например роботов-помошников, после чего дети рассказывают о своих постройках, придумывают истории. На занятиях оцениваем ту или иную конструктивную ситуацию, общаемся, и таким образом развиваем диалогическую и монологическую речь, инициативу и творческие способности ребят.
Для развития фонематического слуха и восприятия предлагаю выбрать фигурки или картинки с определённым звуком, определить место звука в названии фигурки.
Наглядно и интересно проводим работу по дифференциации звуков: расселяем фигурки с дифференцируемыми звуками в построенные домики (в синий домик - с твёрдым звуком, в зелёный - с мягким звуком; в красный домик - фигурки, названия которых начинаются на гласные звуки, в синий – на согласные и т.д.).
Интересно и увлекательно автоматизируем поставленные звуки с лесенкой из конструктора: спуская и поднимая по лесенке пальчики или персонажа, отрабатываем звук в слогах с повышением или понижением голоса, называем фигуры, постройки, свои действия, составляем словосочетания и предложения с автоматизируемым звуком и т. д.
Предлагаю ребятам построить автомобиль, обговорить условие, что заводится каждая деталь [р]. Аналогичные упражнения с самолетом [л], пчелкой [ж] и т.д.
Для совершенствования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза на строительной плате дети выкладывают звуковые схемы слов, обозначая гласные звуки – красным кубиком, согласные твёрдые звуки – синим кубиком, согласные мягкие звуки – зелёным кубиком.
Таким образом закрепляем понятия: звук, буква, слово.
Для подготовки к обучению грамоте манипулируем деталями конструктора. Ребенок превращает их то в одну, то в другую букву, запоминая графический образ буквы.
Буквы выкладываем как плоские, так и объёмные.
Конструируя буквы из элементов синего или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.
Также формирую кинестетические ощущения используя упражнение по обведению контура буквы пальчиками. Или отгадыванием буквы на ощупь с закрытыми глазами.