Технологическая карта урока на тему «Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц»

2
0
Материал опубликован 7 November 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Информатика и ИКТ. 6 класс.

Тема урока: «Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц»

Планируемые образовательные результаты:

предметные — представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей; представление о вычислительных таблицах;

метапредметные — умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации;

личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

Решаемые учебные задачи:

расширить представление учащихся о табличных моделях как разновидности информационных моделей;

актуализировать и расширить представление о табличном способе решения логических задач;

сформировать умения создания вычислительных таблиц.

Регулятивные УУД:

ставить цель, планировать достижение этой цели;

планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели.

уметь находить способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения;

оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекцию либо продукта, либо замысла.

Познавательные УУД:

использовать средства информационных и коммуникационных технологий для создания вычислительных таблиц в документах;

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;

синтезировать – составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения;

выслушивать собеседника и вести диалог;

развивать логическое мышление,

признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность

учителя


Деятельность

учеников

Планируемый результат

1. Организационный этап (1 мин)


- приветствие учащихся;

- определение отсутствующих;

- определение внешней готовности учеников к работе;

- эмоциональный настрой на работу.

- учащиеся приветствуют учителя;

- сообщают об отсутствующих;

- демонстрируют готовность к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин)


- фронтальный опрос:

Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.

Любое ли словесное описание можно заменить таблицей?

Приведите примеры таблиц, с которыми вы сталкивались в жизни или на уроках в школе.

К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника?

- игра «Лови ошибку»

Заголовок таблицы может быть любым, либо вообще отсутствовать.

Заголовки граф и строк быть могут составлять целые предложения.

В таблице могут не указываться единицы измерения, либо прописывать в каждой строке.

Ячейки таблицы могут быть пустыми.

- демонстрируют знания по пройденной теме, задают уточняющие вопросы;

- отвечают на вопросы фронтального опроса;

- ищут ошибки в суждениях игры «Лови ошибку»

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- развитие памяти


3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

(4 мин)

- организует подводящий к теме диалог:

На экране текст логической задачи: «Маша, Оля, Лена и Валя играют на одном из музыкальных инструментов и говорят на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет»

Учитель задает вопросы:

Каким словом вы бы могли охарактеризовать этот текст?

К какому типу можно отнести эту задачу?

Каким способом лучше решить эту задачу?

- предлагает учащимся сформулировать тему урока, цель урока; (в помощь на экране ребус и пример вычислительной таблицы)

t1573125753aa.jpg

- обеспечивает мотивацию и принятие учащимися целей урока;

- игра "Фантазёр". Просит назвать 5 способов применения навыков по этой теме в жизни.

- воспринимают, анализируют и определяют тему и цель урока; - называют способы применения знаний по этой теме.

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Личностные УУД:

- формирование логического мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка,

4. Этап выявления места и причины затруднений, этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации)

(10 мин)

- предлагает посмотреть на условие задачи

- выяснить, о скольких группах объектах идет речь, как они связаны между собой. Таблицу, какого вида нужно изобразить?



- участвуют в диалоге;

- формулируют алгоритм решения задачи и способы решения.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

(5 мин)


- предлагает выполнить решение аналогичной задачи:

«Три подруги вышли на прогулку в туфлях и платьях белого, зелёного и синего цветов. Известно, что только у Ани цвета платья и туфель совпадали. Ни туфли, ни платье Вали не были белыми. Наташа была в зелёных туфлях. Определите цвет платья и туфель на каждой из подруг»

- выполняют решение задачи, вступают в диалог, дискуссию


Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- умение слушать и понимать речь других.

Познавательные:

- формирование мыслительных операций.

6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (5 мин)

- предлагает решить задачу и сравнить ее с эталоном.

Задача: на завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня — сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.

- учащиеся самостоятельно решают задачу, проверяют ее по образцу. Находят ошибки, выявляют затруднения.

Познавательные:

- развитие познавательной активности.

Личностные:

- формирование навыков решения задач.

Регулятивные:

- умение использовать полученные знания на практике.

7. Этап включения в систему знаний и повторения

(8 мин)


- предлагает учащимся сесть за компьютеры и выполнить практическую работу 12 по созданию вычислительных таблицы в текстовом редакторе (стр. 186-188 учебника Информатика. Босова Л.Л. 6 класс.)

t1573125753ab.png

- помогает учащимся;

- регулирует их работу, оценивает.




- работают за компьютером;

- получают оценку за свою работу

Регулятивные УУД:

-умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач.

Регулятивные УУД:

-умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.

8. Коррекция

(2 мин)

- выслушивает учащихся, задает наводящие вопросы


- оценивают собственные работы;

- отмечают, что у них получилось и что можно было бы сделать лучше

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок


(3 мин)



- благодарит ребят за успешное сотрудничество на уроке

- подводит итог урока, задавая вопросы:

Можете ли вы назвать тему урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

Просит учащихся продолжить фразы:

Сегодня я узнал….

Было интересно…..

Было трудно…

Я выполнил задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал , что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось….

Расскажу дома, что…


- вспоминают, что нового они узнали на данном уроке;

- рассказывают, чему они научились на уроке, какой этап урока им показался наиболее интересным и полезным


Личностные:

- умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Познавательные:

- умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

умение слушать и понимать речь других.


10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(2 мин)

Объясняет домашнее задание.

Базовый уровень: §11 (4,5) – пересказ

Стр. 78 №14 – письменно. Подготовиться к самостоятельной работе.

Задание творческого характера:

Придумать логическую задачу и решить ее табличным способом.

Записывают домашнее задание



Источники:

Информатика: Учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Информатика: методическое пособие для 5-6 классов/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Предварительный просмотр презентации

Вспомним Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример. Любое ли словесное описание можно заменить таблицей? Приведите примеры таблиц, с которыми вы сталкивались в жизни или на уроках в школе. К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника? ?

«Лови ошибку» Заголовок таблицы может быть любым, либо вообще отсутствовать. Заголовки граф и строк быть могут составлять целые предложения. В таблице могут не указываться единицы измерения, либо прописывать в каждой строке. Ячейки таблицы могут быть пустыми.

Давайте обсудим Маша, Оля, Лена и Валя играют на одном из музыкальных инструментов и говорят на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет. ? Каким способом лучше решить эту задачу? К какому типу задач относится эта задача? Каким словом вы могли бы охарактеризовать этот текст?

Ребус

Как легко решить задачу? Сколько предметов в наборе? Какова стоимость предметов 1 вида? Какова стоимость всего набора? В набор для первоклассника входят 10 тетрадей в клетку по 3 р., 10 тетрадей в линию по 2 р. 50 коп., 4 альбома для рисования по 5 р., набор цветных карандашей за 20 р., 6 авторучек по 5 р., 6 простых карандашей по 1 р., 2 набора цветной бумаги по 12 р. Какие действия выполнены в таблице? 3* 10 = 30 2,5* 10 = 25 5* 4 = 20 20* 1 = 20 5* 6 = 30 1* 6 = 6 12* 2 = 24 Сумма Сумма Как можно назвать такой тип таблиц?

Решение логических задач с помощью таблиц. Вычислительные таблицы.

Цели урока: Что мы должны узнать… Что мы должны вспомнить… Чему мы должны научиться… Назовите 3 способа применения знаний по этой теме в жизни

Давайте обсудим Маша, Оля, Лена и Валя играют на одном из музыкальных инструментов и говорят на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет. Девочка Музыкальный инструмент Иностранный язык ?

Маша Оля Лена Валя Рояль Скрипка Виолончель Арфа Маша Оля Лена Валя Французский Немецкий Английский Итальянский

Давайте обсудим Маша, Оля, Лена и Валя играют на одном из музыкальных инструментов и говорят на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите , на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет. ? Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль Скрипка Виолончель Арфа Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский

Давайте обсудим Маша, Оля, Лена и Валя играют на одном из музыкальных инструментов и говорят на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите , на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет. ? Рояль Скрипка Виол. Арфа Фран. Нем. Англ. Итал. Маша Оля Лена Валя

Три подруги вышли на прогулку в туфлях и платьях белого, зелёного и синего цветов. Известно, что только у Ани цвета платья и туфель совпадали. Ни туфли, ни платье Вали не были белыми. Наташа была в зелёных туфлях. Определите цвет платья и туфель на каждой из подруг. Три подруги вышли на прогулку в туфлях и платьях белого, зелёного и синего цветов. Известно, что только у Ани цвета платья и туфель совпадали. Ни туфли, ни платье Вали не были белыми. Наташа была в зелёных туфлях. Определите цвет платья и туфель на каждой из подруг.

Реши задачу На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня — сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.

Сравни с эталоном 0 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Ответ: Лена: блины с вареньем; Аня: пироги с вареньем; Ваня: пироги с капустой; Света: оладьи со сметаной.

Вычислительные таблицы Вычислительные таблицы - таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы. Товар Цена (руб.) Количество Стоимость Тетрадь 3 10 30 Альбом 5 4 20 Авторучка 10 5 50 . . .

Компьютерный практикум Практическая работа 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом редакторе» Стр. 186-188 (доп.задание на стр. 184 №6)

Итог урока Можете ли вы назвать тему урока? Достигли ли мы поставленной цели? Что нового вы узнали на уроке?

Закончите, пожалуйста, фразу Сегодня я узнал…. Было интересно….. Было трудно… Я выполнил задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал , что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…. Расскажу дома, что…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации