Технологическая карта урока на тему «Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц»
Пояснительная записка к презентации
Информатика и ИКТ. 6 класс.
Тема урока: «Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц»
Планируемые образовательные результаты:
•предметные — представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей; представление о вычислительных таблицах;
•метапредметные — умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации;
•личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.
Решаемые учебные задачи:
• расширить представление учащихся о табличных моделях как разновидности информационных моделей;
• актуализировать и расширить представление о табличном способе решения логических задач;
• сформировать умения создания вычислительных таблиц.
Регулятивные УУД:
ставить цель, планировать достижение этой цели;
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели.
уметь находить способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения;
оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекцию либо продукта, либо замысла.
Познавательные УУД:
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для создания вычислительных таблиц в документах;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
синтезировать – составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
аргументировать свою точку зрения;
выслушивать собеседника и вести диалог;
развивать логическое мышление,
признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технологическая карта урока
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемый результат |
1. Организационный этап (1 мин) | - приветствие учащихся; - определение отсутствующих; - определение внешней готовности учеников к работе; - эмоциональный настрой на работу. | - учащиеся приветствуют учителя; - сообщают об отсутствующих; - демонстрируют готовность к уроку. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин) | - фронтальный опрос: Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример. Любое ли словесное описание можно заменить таблицей? Приведите примеры таблиц, с которыми вы сталкивались в жизни или на уроках в школе. К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника? - игра «Лови ошибку» Заголовок таблицы может быть любым, либо вообще отсутствовать. Заголовки граф и строк быть могут составлять целые предложения. В таблице могут не указываться единицы измерения, либо прописывать в каждой строке. Ячейки таблицы могут быть пустыми. | - демонстрируют знания по пройденной теме, задают уточняющие вопросы; - отвечают на вопросы фронтального опроса; - ищут ошибки в суждениях игры «Лови ошибку» | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - развитие памяти |
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. (4 мин) | - организует подводящий к теме диалог: На экране текст логической задачи: «Маша, Оля, Лена и Валя играют на одном из музыкальных инструментов и говорят на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет» Учитель задает вопросы: Каким словом вы бы могли охарактеризовать этот текст? К какому типу можно отнести эту задачу? Каким способом лучше решить эту задачу? - предлагает учащимся сформулировать тему урока, цель урока; (в помощь на экране ребус и пример вычислительной таблицы) - обеспечивает мотивацию и принятие учащимися целей урока; - игра "Фантазёр". Просит назвать 5 способов применения навыков по этой теме в жизни. | - воспринимают, анализируют и определяют тему и цель урока; - называют способы применения знаний по этой теме. | Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Личностные УУД: - формирование логического мышления Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка, |
4. Этап выявления места и причины затруднений, этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации) (10 мин) | - предлагает посмотреть на условие задачи - выяснить, о скольких группах объектах идет речь, как они связаны между собой. Таблицу, какого вида нужно изобразить? | - участвуют в диалоге; - формулируют алгоритм решения задачи и способы решения. | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Личностные УУД: - формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач. |
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 мин) | - предлагает выполнить решение аналогичной задачи: «Три подруги вышли на прогулку в туфлях и платьях белого, зелёного и синего цветов. Известно, что только у Ани цвета платья и туфель совпадали. Ни туфли, ни платье Вали не были белыми. Наташа была в зелёных туфлях. Определите цвет платья и туфель на каждой из подруг» | - выполняют решение задачи, вступают в диалог, дискуссию | Коммуникативные: - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; - умение слушать и понимать речь других. Познавательные: - формирование мыслительных операций. |
6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (5 мин) | - предлагает решить задачу и сравнить ее с эталоном. Задача: на завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня — сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги. | - учащиеся самостоятельно решают задачу, проверяют ее по образцу. Находят ошибки, выявляют затруднения. | Познавательные: - развитие познавательной активности. Личностные: - формирование навыков решения задач. Регулятивные: - умение использовать полученные знания на практике. |
7. Этап включения в систему знаний и повторения (8 мин) | - предлагает учащимся сесть за компьютеры и выполнить практическую работу 12 по созданию вычислительных таблицы в текстовом редакторе (стр. 186-188 учебника Информатика. Босова Л.Л. 6 класс.) - помогает учащимся; - регулирует их работу, оценивает. | - работают за компьютером; - получают оценку за свою работу | Регулятивные УУД: -умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности. Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Личностные УУД: - формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач. Регулятивные УУД: -умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности. |
8. Коррекция (2 мин) | - выслушивает учащихся, задает наводящие вопросы | - оценивают собственные работы; - отмечают, что у них получилось и что можно было бы сделать лучше | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок (3 мин) | - благодарит ребят за успешное сотрудничество на уроке - подводит итог урока, задавая вопросы: Можете ли вы назвать тему урока? Достигли ли мы поставленной цели? Просит учащихся продолжить фразы: Сегодня я узнал…. Было интересно….. Было трудно… Я выполнил задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал , что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…. Расскажу дома, что… | - вспоминают, что нового они узнали на данном уроке; - рассказывают, чему они научились на уроке, какой этап урока им показался наиболее интересным и полезным | Личностные: - умение оценивать себя на основе критерия успешности. Познавательные: - умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) | Объясняет домашнее задание. Базовый уровень: §11 (4,5) – пересказ Стр. 78 №14 – письменно. Подготовиться к самостоятельной работе. Задание творческого характера: Придумать логическую задачу и решить ее табличным способом. | Записывают домашнее задание |
Источники:
Информатика: Учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Информатика: методическое пособие для 5-6 классов/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.