Конспект урока «Решение задач химического содержания алгебраическим методом» (8–9 классы)
Тема: «Решение задач химического содержания алгебраическим методом»
Цель: Решение частных задач на проценты с химическим содержанием, алгебраическим методом
Задачи:
создать условия для осмысления и нахождения учащимися задач на %,
отработать умения учащихся решать задачи на %
способствовать развитию логического мышления, памяти.
уметь правильно обобщать данные и делать выводы, создать условия для ценности физического развития.
Оборудование: проектор, штатив, спиртовка, спички, морская вода, весы
Приложение 1. (видеоролик)
Приложение 2. (мультимедийная презентация)
Ход урока:
1. Организация класса.
2. Постановка целей урока и актуализация знаний.
Просмотр видеоролика
-Назовите автора произведения и главного героя «буктрейлера»?
-Назовите проблемы, с которыми столкнулся Робинзон Крузо.
Дети отвечают на вопросы.
«Робинзо́н Кру́зо» — роман английского писателя Даниэля Дефо (1660—1731), впервые опубликованный в апреле 1719 года, повествующий о нравственном возрождении человека в общении с природой и обессмертивший имя автора. Написан как автобиография морского путешественника и плантатора Робинзона Крузо, желавшего ещё более разбогатеть скорым и нелегальным путём, но в результате кораблекрушения попавшего на необитаемый остров, где провёл 28 лет.
Сам Дефо называл свой роман аллегорией.
Буквально пару лет назад роман отмечал своё 300-летие.
- Сегодня, попытаемся с помощью процентных расчетов ответить на вопрос: «Могла ли произойти история, описанная Д.Дефо, реально?»
3. Моделирование практической ситуации.
-Представьте, что остров, на котором находился Робинзон, расположен, где-то в Черном море.
Итак, первая жизненно важная проблема - отсутствие питьевой воды (пресной).
-Каким же образом Робинзону практически получить пресную воду? (выпаривание)
Выпаривание – это метод разделения смесей основанный на различных температурах кипения. В процессе выпаривания образуется конденсат – это и есть вода без морской соли.
Практическая работа по выпариванию соли из морской воды Черного моря.
Закладывается опыт, так как выпаривание - длительный процесс можно использовать уже выпаренную заранее соль.
Взвешивание и вычисление концентрации соли с помощью формул для вычисления массовой доли вещества.
Вывод: массовая доля соли в морской воде Чёрного моря в реальности меньше, чем данные указанные в сети Интернет. (по нашим расчётам и проведённому опыту, поэтому значение могут меняться в зависимости от воды которая будет выпариваться, у нас была вода из Чёрного моря близ посёлка Дагомыс)
Решение задачи: Сколько граммов пресной воды можно получить из 1 литра морской воды Черного моря, если из источников сети Интернет известно, что концентрация соли равна 1,8 %, а плотность воды 1,0148 г/мл.
Совместный поиск решения.
-Что нужно для решения задачи? (1л=1000мл)
Учитель: Давайте вспомним физику, как рассчитать массу, если известен объём и плотность?
Дети отвечают: масса воды с солью равна произведению объема и плотности воды.
4. Переход к этапу решения задачи.
Решение задачи с помощью химических форму:
Решение алгебраическим способом:
- Вторая проблема: еда и ее приготовление.
- Да, действительно, Робинзону необходимо было готовить пищу. И ему нужна была питьевая вода, но вода, которую можно получить выпариванием содержала недостаточное количество солей, которые нужны организму. Для решения этой проблемы можно воспользоваться разбавлением пресной воды и морской для уменьшения концентрации соли.
Из 3 кг морской воды, концентрацией 5 %, надо получить 3 % раствор. Сколько килограммов нужно добавить пресной воды?
Дети самостоятельно решают задачу алгебраическим способом.
- Мы с вами не случайно говорили о Черном море. Черное море для человека, который проживает в восточно-европейской части нашей страны имеет очень важное значение.
Во-первых, это морское побережье, где располагаются большое количество курортов для отдыха.
Во-вторых, это стратегически важный объект для страны в целом, как выход в воды мирового океана и граница с другими странами.
31 октября отмечается Международный день Чёрного моря.
(Информация ученика о Чёрном море)
- Как вы думаете, почему мы взяли остров именно где-то среди Черного моря?
(осознанно строят высказывания, понятные для собеседника)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия своих действий.
-Можно ли назвать реальными события, описанные в романе Д. Дефо реальными? Почему?
События, описанные в романе, можно считать реальными, т.к. физиологические потребности необходимые живому организму для нормального существования (питьевая вода и еда) Робинзон мог себе обеспечить, в чем мы убедились при решении задач, а значит его организм мог работать нормально в условиях острова.
Выставление отметок и домашнее задание.
1. Реши задачу алгебраическим способом:
Свежие фрукты содержат 88 % воды, а высушенные- 30 %. Сколько сухих фруктов получится из 35 кг свежих?
2. Решить с использованием химических формул:
Из 3 кг морской воды, концентрацией 5 %, надо получить 3 % раствор. Сколько килограммов нужно добавить пресной воды.