Урок математики в 5 классе «Решение задач на составление уравнений»
Пояснительная записка к презентации
Предмет: математика
Класс: 5
Тема: «Решение задач на составление уравнений»
Тип урока: урок усвоения знаний на основе имеющихся
Цели:
Коррекционно-образовательная:
Формирование знаний, умений и навыков решения задач на составление уравнений.
Коррекционно-развивающие:
коррекция логического мышления;
коррекция устной математической речи;
развитие силы внимания (не отвлекаться).
Коррекционно-воспитательные:
воспитание у учащихся инициативности;
воспитание дружеских взаимоотношений через работу в парах;
повышение интереса к предмету.
Здоровьесберегающая:
профилактика утомления;
профилактика нарушения осанки.
Учебно-методическое обеспечение: интерактивная доска, презентация, учебник, раздаточный дидактический материал.
Структура урока:
I этап Мотивационно-целевой (12 минут)
организационный момент
актуализация знаний
подведение к теме
цель и задачи урока
II этап Операционально-содержательный (23минуты)
решение поставленных задач
работа в парах
III этап Рефлексивно-оценочный (5 минут)
подведение итогов
домашнее задание
оценивание
Ход урока (технологическая карта урока)
Этап урока |
Характеристика деятельности |
Учебно-методическое обеспечение |
|
учителя |
учащегося |
||
Мотивационно-целевой |
Организационный момент Проверка готовности: -Проверьте все ли у вас готово к началу урока? На месте ли ручка, на месте тетрадка? - Здравствуйте, садитесь. -Кто сегодня отсутствует? (отмечает в журнале) 2. Актуализация знаний - что означает этот знак (С2 «+»), он объединяет числа. -Вот неизвестный компонент (С3), скажите как он называется? -А это что за элемент, какое носит он названье? (С4) -Какой недостающий компонент этой разности? (С5) -Хорошо, я вижу, вы все хорошо знаете компоненты сложения и вычитания. Подведение к теме урока - А сейчас, ребята, посмотрите на экран. Скажите, можно ли по данным рисунка составить задачу?(С6) - Давайте составим задачу. (фиксирует краткую запись на доске) было -7б. Унес - ? Осталось – 2б. Давайте решим эту задачу. Сначала откроем тетради, запишем число. Запись на доске: Решение: 7-2=5 (бутылок) Ответ: 5 бутылок унес кот. А вы знаете, что эту задачу можно было решить при помощи уравнения. Вот посмотрите: 7-х=2 Х=7-2 Х=5 Ответ: 5 бутылок унес кот. Ребята, посмотрите на решение задачи и скажите, какая тема нашего урока? Чем мы будем заниматься? Все - верно, будем решать задачи и уравнения. А вот я получила уравнение из условия задачи, если мы с вами объединим и задачи, и уравнения, то получим тему: «Решение задач на составление уравнений». Запишем тему урока. (фиксирует на доске) Цель и задачи урока Какую цель урока мы с вами поставим на данном уроке? (фиксирует цель на боковой доске). Чтобы прийти к поставленной цели, какие задачи необходимо решить? Нам нужно вспомнить, что такое уравнение? Итак, наша 1.задача: повторить понятие уравнения. (фиксирует на доске) - А мы знаем, по каким правилам выполняются решение уравнений на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания? - Значит, надо вспомнить? 2.задача: повторить правила нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. (фиксирует) - А зачем нам эти правила? А умеете ли вы по условию задачи составлять уравнения? Это будет нашей 3 задачей: Научиться составлять уравнения по условию задачи. (фиксирует) |
1. Организационный момент -Проверяют свою готовность к уроку (наличие тетради, ручки, учебника). -Приветствуют учителя, садятся за парты. -отчет дежурного об отсутствующих 2. Актуализация знаний - Ответы учащихся: плюс -слагаемое - уменьшаемое - вычитаемое Подведение к теме урока - да. - Составляют: у кота было 7 бутылок молока. После того как он унес несколько бутылок, осталось 2. Сколько бутылок унес кот? Записывают число Записывают решение задачи. - Как? Смотрят, подсказывают как решить полученное уравнение. - решать задачи, решать уравнения. записывают Цель и задачи урока - научиться решать задачи на составление уравнений. - да. -да. Знаем, но немного забыли - чтобы правильно решать уравнения Нет. |
Слайд 1. дата Презентация Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6 |
Операционально-содержательный |
Решение поставленных задач - Что такое уравнение? Что значит решить уравнение? Как найти неизвестное слагаемое? -уменьшаемое? -вычитаемое? Хорошо, все верно. - А вы знаете, что лес играет огромную роль для человечества? - Молодцы, а еще он поддерживает влажность воздуха. Лес называют – зеленными легкими планеты. (С7) - Поэтому наши задачи сегодня будут связаны с лесом. Итак, внимание на экран: по рисунку составим условие задачи и решим ее. (С8) !!!А вы знали, что зайцы, являясь безобидным животным, может нанести вред лесу? Он объедает кору у осин и обкусывает верхушки у подроста лиственных парод.(С9) Внимание на экран, следующая задача. (С10) А вы знаете, какую роль для леса играют птицы? (С11) Физминутка Мы чуть-чуть уже устали Ну-ка дружно все мы встали. Превратимся на полминутки в деревцо. - ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише… Деревцо все выше, выше, выше… Встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись. - садитесь. Продолжаем работать. Следующая задача уже на экране. (С12) -береза имеет высоту 15 метров. Клен на несколько метров ниже березы, и его высота 10 метров. На сколько метров клен ниже березы? !!!А вы знаете, что клен и береза обладают бактерицидным действием. Береза живет 100-120 лет. Внимание на экран: на аллее растут 15 тополей и несколько хвойных деревьев. Всего 38 деревьев. Сколько хвойных деревьев растут на аллее? (С13) !!! А вы знаете, что тополь лучше других деревьев очищает воздух. Гектар тополей очищает воздух в 40 раз больше, чем гектар хвойных деревьев. За сутки один тополь выделяет кислорода, столько, что хватит для дыхания трех человек в течении этого времени.(14) Работа в парах Ребята, сейчас мы с вами поработаем самостоятельно в парах. Ваша задача заключается в следующем: по рисунку составить краткую запись задачи, составить уравнение и решить его. (учитель дает консультацию ребятам по мере необходимости) - Какой неизвестный компонент вы искали? - Как найти неизвестное слагаемое? Переверните карточку и проверьте получившееся уравнение. У всех получилось? - Вы все постарались, выполняя задания, советовавшись друг с другом, поэтому у вас все получилось. |
Решение поставленных задач - это равенство с неизвестным компонентом. - найти неизвестный компонент - чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять разность. - чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. - чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность. - да, он очищает воздух, дает нам много витаминов (ягоды, грибы, лечебные травы). - Лес – это дом для растений и животных. - белка и зайка собрали 9 грибов. Белка 4 гриба и зайка несколько. Сколько грибов собрал зайка? Учащийся решает задачу у доски, с помощью учителя. Остальные записывают в тетрадь. - комментируют
Смотрят на презентацию, составляют задачу: на ветке сидело несколько птиц. После того как 3 птицы улетело, то осталось 5. Сколько птиц сидело на ветке? Учащийся решает задачу у доски, с помощью учителя. Остальные записывают в тетрадь. - Птицы защищают деревья от вредителей-насекомых. Совы защищают корни деревьев от грызунов (мышей). Физминутка Встали. Выполняют физминутку Садятся. Смотрят. Учащийся решает задачу у доски, с помощью учителя. Остальные записывают в тетрадь. Комментируют. Учащийся решает задачу у доски. Остальные записывают в тетрадь. Комментируют. Работа в парах Работают. слагаемое - повторяют правило. -да. |
Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Дидактический материал (карточки с разным заданием для каждой пары) |
Рефлексивно-оценочный |
Подведение итогов А сейчас давайте вернемся к нашим задачам. Все ли задачи решены? 1.задача: повторить понятие уравнения. 2.задача: повторить правила нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. 3 задача: Научиться составлять уравнения по условию задачи. А что вы можете сказать про поставленную цель в начале урока, достигли ли ее? Что нового и полезного вы узнали на уроке? (С15) Прошу посмотреть на экран и закончить предложения. Очень хорошо. Я рада вашим успехам. Домашнее задание Когда пойдете на прогулку, посчитайте, сколько тополей растет на школьном участке. Оценивание Учитель озвучивает отметки за работу на уроке. (ответы, работа у доски, активная работа на уроке) Урок окончен, всего доброго. |
Подведение итогов Мы повторили понятие уравнения и правила нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания. Также мы научились составлять уравнения по условию задачи и решать их. Мы ее достигли. При помощи слайда рефлексии делятся впечатлениями. Домашнее задание Записывают. Оценивание Выставляют отметки в дневники. |
Слайд 15 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
Г.М. Капустина, М.Н.Перова. Математика, 6. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005 год.
http://www.activestudy.info/les-i-zhivotnye/
https://www.kakprosto.ru/kak-871322-kakoe-derevo-luchshe-vsego-ochischaet-vozduh