12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Угрюмова Анна Андреевна466
Преподаватель ГБПОУ Пензенский колледж искусств
Россия, Пензенская обл., Пенза

Предмет - рисунок

Класс 5 предпрофессиональный

Возраст 14 лет

Вид занятия :   Рисование с натуры

Тема : Изображение головы (Обрубовка по Гудону) 

Цель: научить изображению головы человека, выполняя поэтапное построение обрубовки по Гудону. Передавать объем с помощью художественных выразительных средств в академическом рисунке. 

Задача

Образовательная.

  •  Научить правильному поэтапному выполнению линейно-конструктивному построению головы. 

  • Закрепить знания о пропорциях и соотношениях частей лица.

  • Научить "привязывать" тон к конструкции. 

Развивающие.

  •  Развить аналитические способности, логическое и конструктивное мышление. 

  • Развить навыки рисования с натуры. 

  • Развить художественное и творческое воображение и мышление. 

Воспитательные. Привить вкус к рисунку. Воспитать интерес к творческому труду. 

Оборудование

  • Для учителя : натурная постановка, наглядные пособия, поэтапного выполнения работы. Учебная литература по рисунку. Учебные работы учащихся. 

  • Для учащихся: мольберты, стулья, бумага, карандаши, ластик. 

Организационный момент. Проверяю готовность учащихся к учебной деятельности. Проверяю отсутствующих. 

                     Ход урока

Здравствуйте! Сегодня мы с вами изучим этапы построения головы Обрубовка по Гудону. Система обрубовки возникла в эпоху Возраждения. Это гипсовое изображение головы человека, разделенное на множество плоскостей. В 1776 году Жану Антуану Гудону было заказано создать скульптуру Иоанна Крестителя. Скульптор создал в начале гипсовую фигуру, но без покрова кожи. Это и послужило начало  важного этапа в обучении академическому рисунку. 

Начинать работу следует с выбора выразительного ракурса, с которого будет выполняться работа. И небольшого композиционного эскиза,который облегчит компоновку на большом формате. 

Приступаем к работе. Все построение начинаем легкими светлыми линиями. Находим расположение изображения в картинной плоскости. Отмечаем высоту головы, размером с ладонь. Строим плоскость стола, на которой установлена голова. 

Находим ширину, сравниваем сколько раз ширина умещается в высоте. Отмечаем, что она уже. Измерение пропорций ведем по самым выступающим точкам, скулам и затылочной части. Рис 1.

 В положении три четверти, нам видна лицевая сторона и боковая части, как у куба. Соизмеряем, сравнивая их. На сколько одна часть больше другой, уточняя пропорции. Подобно граням куба лицевая часть и боковая, сокращаются. На лицевой части намечаем основные пропорции.на лицевой стороне намечаем среднюю линию, центральную ось, относительно которой мы будем строить все парные элементы лица. Эта линия проходит по центру лица, если смотреть по ракурсом в анфас. Но так как положение головы в три четверти, эта линия тоже смещена. Мерием пропорции. Всю лицевую часть делим на три равные части от макушки до переносицы, от переносицы до кончика носа, от кончика носа до подбородка. Верхнюю плоскость теменной кости не учитываем. Эти линии проводим параллельно линии подбородка, которую наметили ранее. Рис 2.

Уточняем характер лицевой части, мы можем наблюдать, как она сужается к низу. Находим общий контур. 

Строим форму лба и надлобную дугу. Все построение ведем параллельно, относительно центральной линии слева и справа. Строим скулы. Уточняем затылочную часть. Легкими линиями намечаем глазницу, нос, находим положение уха. Находим угол наклона уха. Все плоскости уточняем и исправляем неточности. Рис 3.

Когда все основные массы намечены, переходим к разбору конкретных форм. Обратите внимание как центральная линия, повторяет форму носа, губ и тд. Она впадает и выступает. Надбровная дуга выступает, далее центральная линия идет по носу, здесь нам видно три плоскости, фронтальная, боковая и основание носа. Намечаем кончик носа. Строим нижнюю часть лица. Находим величину рта. Строим губы, делим их на фронтальную часть и боковую. Уточняем пропорции. Строим подбородок. Прорабатываем глаза. Строим глазницу, "вставляем" глазное яблоко. Оно имеет форму шара, имеет верхнее и нижнее веко. Каждое веко имеет толщину. Подробнее разбираем построение плоскостей скул. Уточняем форму уха, простраиваем толщину мочки уха. Намечаем шею, уточняя положение мышц шеи относительно центральной линии. Строим височную часть. Достраиваем оставшиеся плоскости. Рис 4.

Усиливаем по тону выступающие части лица, которые расположены ближе к нам. Создаем линейно-воздушную перспективу. Дальние линии делаем слабее по тону. Приступаем к тональному  разбору. Наносим штрих по направлению плоскостей, начиная с тени и полутеней. Рис 5.

Усиливаем тон на выступающих частях лица, которые расположены ближе к источнику освещения и к нам, в теневой части. Подробно разбираем тон каждой плоскости, помним о целостности изображения. Дополняем тональный рисунок легким тоном фона и плоскости стола. Рис 6. Завершаем работу. 

r1643751644.png
w1643751598.png
z1643751548.png
e1643751512.png
z1643751466.png
a1643751426.png
p1643751380.png
e1643751330.png
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.