Статья «Ритмопластика в детском саду»

0
0
Материал опубликован 26 October 2022

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям, способностям и здоровью. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире наиважнейшее место.

Усилия ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка- дошкольника,привитие ему здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи встают на первое место в  новой программе российского образования.

Актуальность проекта.

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество. Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что двигается под музыку, сочиняет сам! Актуальность использования проекта очевидна. Ритмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка.

Основу для ритмических композиций составляют простые движения.

Ритмопластика - один из видов спорта, способствующий раскрытию и реализации внутреннего потенциала, его творческих способностей.

Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.

Приобретая опыт,знакомясь с новыми движениямипод музыку, ребята учатся не только разнообразным, двигательнымнавыкам и умениям, дети приобретают  опыт творческого осмысления музыки, развиваются физические и коммуникативные навыки. Именно в этом заключается актуальность данного проекта.

Проблема.

К сожалению современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в сидячем положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении.

Вот почему возникает необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, которые повлияли бы на гармоничное развитие, единство духовного и физического.

Данная проблема позволила определить тему исследования-«Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Цель исследования- Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Развитие способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие музыкального слуха, чувства ритма; музыкального кругозора и музыкальной памяти.

2. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении через музыку: творческого воображения и фантазии; способности к импровизации.

3. Поиск инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

Принцип доступности и индивидуальности.

Принцип постепенного повышения требований.

Принцип систематичности.

Принцип повторяемости материала.

Принцип наглядности в обучении ритмопластики и ритмической гимнастики.

Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Для каждого упражнения, игры, танца выбираю наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания – это такие методы как:

• показ (предварительный показ танцевальной композиции, отдельных элементов, упражнений);

• словесный;

• игровой;

• разговорно - игровой (позволяет ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогает скоординировать движения своего тела с характером музыки);

• иллюстративно-наглядный;

• анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируется отдельные части движения, композиции и потом соединяются.

Педагогическая целесообразность проекта.

Занятия ритмической гимнастикой начинаются с детьми 2-3 лет. Основными задачами, которые для этого возраста, являются: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

В работе используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ (например, «игривая мышка»«веселый медвежонок»«грустный светлячок»). Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной, координации-например, поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание ногой, «выбрасывание ног», полуприседания и др.

Дети начинают ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Форма обучения.

Обучение детей проходит на специально организованной деятельности во второй половине дня.

Способ организации - группы (до 10 человек) с постоянным составом, организованные по возрастному принципу (дети от 2 до 3 лет и дети от 4 до 5 лет). Набор детей в группы свободный; для всех физически здоровых детей, не имеющих противопоказаний к НОД по состоянию здоровья. Деятельность проводится 1 раз в неделю продолжительностью в 20 минут.

Объектом исследования является ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий.

Предмет исследования-совокупность методов и приемов, средств для развития двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики как инновационного метода работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Гипотеза исследования- предполагает, что успешность развития и совершенствования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики может быть обеспечена, если:

• будут обеспечены условия, в которых ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, используя средства ритмической пластики;

• будет поощряться спонтанность, фантазия, способствуя самораскрытию и развитию личности каждого ребенка;

• будет поощряться обсуждение ребенком достигаемых ощущений, состояния, осознания им себя, своего тела.

Теоретическая база опыта:

В основу опыта положены программы: "Ритмическая мозаика", разработанная А. И. Бурениной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, О.Киенко- «Развитие ритмопластики детей дошкольного возраста».

Новизна проекта заключается в том, что с помощью интеграции образовательных областей «Музыка»«Физическая культура»«Коммуникация» осуществляется комплексный подход к коррекционно-развивающему воспитанию.

Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях; развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве.

Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе систематического использования инновационного метода в рамках здоровье сберегающих технологий- ритмопластики, физическое и психологическоесостояние детей значительно улучшается.

Практическая значимость.

Инновационный метод- ритмопластика способствует развитию и совершенствованию двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять движения в различных игровых ситуациях.

Познавательная значимость ритмопластики проявляется, прежде всего, в том, что она отражает использование здоровье сберегающих технологий, как инновационного метода для развития детей дошкольного возраста.

Условия реализации проекта.

1. Создание предметно-пространственной среды для музыкально-ритмической деятельности.

2. Методическое обеспечение программы.

3. Взаимосвязь с семьей.

Ожидаемые результаты:

В итоге реализации проекта могут быть отмечены следующие показатели уровня развития детей:

- выразительность, легкость исполнения движения под музыку;

- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру;

- умение организовать игровое общение с другими детьми;

- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

- точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

При работе с детьми ритмопластикой у детей улучшается память, совершенствуются координация движений, способность к обучению письму. Им под силу выполнять движения с контролем их сознания.


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.