Статья «Родительские чтения как инновационная форма взаимодействия участников образовательных отношений»

2
0
Материал опубликован 28 August

РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

М.С. Слинкина

МАОУ СОШ №16 имени В.П. Неймышева г. Тобольск

 

Общеизвестно, что фундаментом для гармоничного развития личности учащегося является выстроенная система взаимодействия образовательной организации с родителями. Два социальных института – семья и школа – должны действовать сообща, чтобы добиться желаемого результата. О каком результате идёт речь? Лидия Бернгардовна Шнейдер в книге «Семейная психология» пишет, что «современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определённого образа жизни, образа мыслей и отношений» [7, с.97]. Иными словами, функция родителей не должна сводиться только к воспроизведению потомства, к рождению его на свет. Глобальной целью каждой семьи должно быть воспитание человека, гражданина, семьянина.

На достижение этой же цели направлена деятельность образовательных организаций. В приказе №1014 Министерства Просвещения РФ от 23 ноября 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» прописано, что целями реализации программы являются: «формирование российской гражданской идентичности обучающихся, их воспитание и социализация, самоидентификация, подготовка к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [6].

Возникают вопросы: «Почему же сегодня две мощные воспитательные силы (семья и школа) часто оказываются по разные стороны баррикад? Почему вместо того, чтобы объединить усилия для производства «единого продукта», эти два предприятия часто соревнуются друг с другом, не могут прийти к взаимопониманию и выстроить эффективную систему взаимодействия? Думается, что причина кроется в кризисе традиций и «расшатывании» семейных устоев, следствием которых становится увеличение числа разводов, рост количества неполных семей и семей с неродными родителями, нарастание насилия и инцеста [7, с.91]. Практика показывает, что характерной особенностью современной семьи является падение родительского авторитета и попустительский стиль воспитания детей. Плоды такого воспитания приходится пожинать детским садам, школе и другим социальным институтам. Светлана Юрьевна Савина отмечает, что «многие дети испытывают «дефицит любви», они разгневаны. Гнев проявляется в виде бунта. Они склонны идти против авторитетов всеми возможными способами» [4].

Что же предпринять школе, чтобы выстроить эффективную систему работы между всеми участниками образовательного процесса? Одно из возможных решений – поиск новых форм взаимодействия с родителями обучающихся.

Согласно «Методическим рекомендациям по взаимодействию образовательной организации и родителей в процессе реализации рабочей программы воспитания» регламентированными формами взаимодействия являются: управляющий совет ОО, попечительский совет ОО, родительский комитет, комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. К неформальным формам взаимодействия относятся: педагогические лектории, родительские школы, родительские конференции, круглые столы, родительские клубы и клубы выходного дня, мастер-классы и другие [2].

Одной из инновационных форм взаимодействия учителя и родителей обучающихся являются родительские чтения. Это мероприятие просветительского характера, которое основывается на чтении конкретной литературы (отрывков, статей) по вопросам родительского образования. В ходе чтений участники обмениваются мнениями, родительским опытом, согласуют общие понятия в деле воспитания детей, приходят к взаимопониманию. По мнению С.Ю. Савиной, «родительские чтения учат родителей быть родителями, это одна из форм родительского образования мам и пап» [4].

Продолжительность родительских чтений – от 10-15 минут до 1 часа. Важное условие их проведения – потребность в теме, внутренняя мотивация. Это означает, что предлагаемый учителем материал должен быть небольшим, но обязательно актуальным для родителей.

Елена Владимировна Бачева – учредитель и ректор некоммерческой организации «Негосударственное образовательное учреждение “Академия родительского образования”», главный редактор журнала «Родной дом», называет подобные встречи уроками семейной любви, где родители учатся «успешно выстраивать отношения в семейном кругу, грамотно и с любовью выполнять свои социальные роли, любить друг друга, себя и тех, кто рядышком с тобой по жизни». Автор считает, что главное назначение таких уроков – создать условия для осмысления самих себя, своих отношений с окружающим миром. Особенность уроков в том, что все участники (15-25 человек) делятся на микрогруппы по 3-4 человека, каждый поочерёдно говорит своё мнение, своё решение, свою точку зрения, при этом нет правильных и неправильных мыслей, все имеют место быть. Результатом становится развитие интеллекта, самокорректировка личности [1].

Приведём пример реализации данной технологии в средней школе.

 

Тема: «Гениями рождаются или становятся?»

 

- Добрый день, уважаемые родители! Рада, что вы согласились принять участие в «Родительских чтениях»! Надеюсь, что встреча будет полезной для каждого из вас.

- Давайте подумаем, кто такой гений?

Согласно словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, слово «гений» имеет несколько значений:

1) высшая творческая способность;

2) человек, обладающий такой способностью [3, с. 128].

- Познакомьтесь с высказываниями. Как вы их понимаете?

Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. Томас Эдисон

В истинном таланте нет ничего исключительного. Он ниспослан природой и апеллирует к ней же. Ф. Купер

Широта ума, сила воображения и активность души – вот что такое гений. Д. Дидро

Гениальность может оказаться лишь мимолётным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить её в славу. А. Камю.

 

- Как видим, философы понимают гениальность по-разному. Для одних это дар, данный природой, другие понимают её как результат целенаправленной умственной деятельности. Как вы думаете, какова тема нашей встречи? (Гениями рождаются или становятся?)

- Какие черты характера свойственны гению? Предлагаю вам заполнить схему, передавая её по кругу в своей микрогруппе.

 

t1724822495aa.png

- Вы правы, отличительные качества гения – трудолюбие, упорство, сила воли, интерес, любознательность, активность.

- Тобольская земля славится своими людьми. Предлагаю вам вспомнить имена тобольских гениев и соотнести их с родом деятельности.

1) Александр Алябьев а) учёный-энциклопедист

2) Дмитрий Менделеев б) композитор

3) Василий Перов в) художник-передвижник

4) Семён Ремезов г) архитектор, картограф

5) Пётр Ершов д) писатель, сказочник

 

Особое место в этом списке занимает Д.И. Менделеев. Его имя знакомо, пожалуй, каждому, кто родился в России. В этом году наша страна отмечает 190-летие со дня рождения великого учёного. Можно ли назвать Дмитрия Ивановича гением? Почему?

Д.И. Менделеев – человек энциклопедических знаний, химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Он автор свыше 500 печатных трудов, его вклад в науку нашей страны трудно переоценить. Современники Дмитрия Ивановича утверждают, что, когда его называли гением, учёный морщился, махал руками и ворчал: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гением». Он был сторонником изнуряющего стиля в работе и всем доказал, что непрерывные долгие усилия необходимы, даже если вредят здоровью.

Но только ли невероятное трудолюбие делает человека гением? Какое влияние на становление личности оказывает среда, его окружение? Ответы на эти вопросы можно найти в посвящении матери, которое учёный написал к первому своему крупному труду «Исследование водных растворов по удельному весу»:

«Вашего последыша семнадцатого из рождённых Вами Вы подняли на ноги, вскормили своим трудом после смерти батюшки, ведя заводское дело, Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной…, Родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами…, больше всего труд со всеми его горестями и радостями…, Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору, Вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, сознательно чувствуя, что это будет последнее Ваше дело. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас так много, хоть малым, быть может последним, Вашу память почитаю» [5].

- Подчеркните в тексте те качества, черты характера, которые воспитала в Д.И. Менделееве его мать, Мария Дмитриевна Менделеева (Корнильева)? (любовь к природе, к родине, труду, веру в науку, настойчивость, благодарность и признательность).

Вспоминая биографию учёного, отметим также, что после смерти мужа Мария Дмитриевна взяла на себя ответственность за свою семью, решилась на переезд в Москву, чтобы определить сына в университет. В семье также Менделеевых большое внимание уделялось и духовному становлению детей, на которое, несомненно, оказало благодатное влияние общение с декабристами (А.М. Муравьёвым, П.Н. Свистуновым, М.А. Фонвизиным и др.) и вечера семейного чтения.

Я убеждена, что и сегодня за партами тобольских школ сидят будущие Менделеевы, Ершовы, Ремезовы, и у нас есть всё необходимое, чтобы своими собственными руками слепить из них гениев. Как вы думаете, какие черты, присущие гениям, уже есть у современных школьников, а какие надо развить? Заполните таблицу.

 

Уже есть

Надо развить

 

 

 

Наверное, вы правы, современные школьники часто не научены трудиться, им сложно концентрировать внимание на монотонной работе, часто не хватает ответственности, упорства.

И кто как не мы, родители, должны помочь детям приобрести эти качества! Ведь именно в семье закладываются основы личности, именно семья должна приучить ребёнка к труду, сформировать чувство ответственности, развить терпение и способность выполнять кропотливую работу.

Какие действия вы, родителя, должны выполнять для этого прямо сейчас?

 

Человек, научившийся трудиться, не испытывает сложностей в обучении, он умеет ставить цели и намечать шаги к их достижению, он активен и заинтересован в процессе получения новых знаний. Он воспитан, адаптирован к жизни в обществе, не испытывает сложностей в общении, способен делать выбор и отвечать за свои поступки. А самое главное – человек, знающий цену труду, не только будет ценить свой труд и труд других, но и станет усердным учеником, добросовестным гражданином, высоконравственным человеком.

Д.Б. Шнейдер называет семью и школу «сообщающимися сосудами» и говорит о том, что, взаимодействуя с семьёй ребёнка, учитель, в первую очередь, должен транслировать реакцию понимания трудностей другого человека. Не оценки, не интерпретация, а именно понимание необходимо для установления доверия и оказания помощи. Именно оно становится основой конструктивных взаимоотношений между участниками образовательного процесса и является условием для их личностного роста и развития [7]. По нашему глубокому убеждению, родительские чтения могут стать тем самым мостиком, который помогает наладить взаимопонимание и обеспечить продуктивный диалог между всеми участниками образовательных отношений.

 

 

Список литературы:

Бачева Е.В. «Уроки семейной любви» // «Психология воспитания». – 2012 – №3(32) – С.46-55.

Методические рекомендации по взаимодействию образовательной организации и родителей в процессе реализации рабочей программы воспитания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/d9e/39dz0qmg3ctw8jr0260w61o5szluwn01.pdf?ysclid=luceiamp8h743112255

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное, - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.

Савина С.Ю. Методические рекомендации по проведению родительских чтений в детско-родительском клубе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/21570-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-roditelyskih-chteniy-v-detsko-roditelyskom-klube

Сухих О.А. «Семья и Семейные ценности. Роль семьи в жизни гениального российского учёного Д.И. Менделеева». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/tema-klassnogo-chasa-semya-i-semeynie-cennosti-rol-semi-v-zhizni-genialnogo-rossiyskogo-uchyonogo-dmitriya-ivanovicha-mendeleeva-1881656.html?ysclid=lu6jpjzxjz423881414

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imcol.ru/doc/2023/2023_fgos_soo.pdf

Шнейдер Д.Б. Семейная психология: Учебное пособие для ву­зов. 2­е изд. — М.: Академический Проект; Екатерин­бург: Деловая книга, 2006. — 768 с.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации