Родительское собрание в старшей группе детского сада «Обучение грамоте»

6
1
Материал опубликован 24 August

Родительское собрание в старшей группе «Обучение грамоте»

Цель: уточнение знаний родителей о подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Задачи:
1. Уточнить знания родителей о терминах, используемых при работе со звуками, буквами, слогами, словами. 
2. Уточнить знания о звуко-буквенном анализе и синтезе. 
3. Закрепить звуко-буквенного анализа слова. 
4. Воспитывать мотивацию для занятий с ребенком, выполнение домашних заданий. 

Консультация учителя – логопеда

1) Программные задачи

В соответствии с образовательной программой детского сада со старшего возраста проводятся занятия по обучению грамоте. Для детей с речевыми нарушениями проводятся два занятия по обучению грамоте в неделю:

- со всей группой воспитателем;

- с подгруппой учителем – логопедом.

Какие задачи мы должны решить в старшей группе:

- дать понятие: предложение, слово, слог, звук, буква, звук гласный и согласный, мягкий и твердый, звонкий и глухой;

- знакомство со звуками и буквами алфавита, кроме йотированных (е, ё, ю, я) и аффрикат (ч – тш, ц – тс), твердого и мягкого знака;

- фонематический звуко-буквенный анализ: наличие звука в слове, место звука в слове, порядок звуков в слове, характеристика звука.

Вопросы:

- Нужны ли вашему ребенку эти знания? (по программе 1 класса Горецкого отводится 1 полугодие на букварный период – 16 учебных недель – УМК «Школа России»)

- Почему мы это делаем за два года до школы? (постепенность усложнения изучаемого материала и повтор)

2) Проблема. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а также от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.

Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому предлагаю вам вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Свои знания предлагаю закрепить в практических упражнениях.

3) Начнем мы с блиц-опроса.

1. Чем отличается звук от буквы. (звук вы слышим и говорим, букву видим и пишем)

2. Назовите любой твердый согласный звук.

3. Назовите любой мягкий согласный звук.

4. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).

5. Сколько букв в слове МАК? ТОРТ?

6. Сколько слогов в слове МАКИ? ПЕТУХ? МОЛОКО?

7. Сколько слов в предложении МАМА МЫЛА РАМУ?

4) Ознакомление родителей с задачами курса «обучение грамоте».

Все, что мы говорим, читаем, пишем - это речь.

Речь бывает: устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений.

Что такое предложение? (слова, связанные между собой по смыслу)

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из слогОв.

Слоги состоят из звуков.

С этого момента и начнем разбираться.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем и видим)

В старшей группе буквы можно называть кратко, как звук: п, р, с, л. Это облегчаем обучению слоговому чтению. Но педагог дает на слух правильное название буквы: пэ, рэ, эл. От детей в этом году мы не добиваемся запоминания различного называния звука и буквы.

Звуки бывают: гласные, согласные.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки обозначают красным цветом.

«Сигнальная фигура» на гласный звук: П – О – С – У – А – Л - Э

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык.

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "репка" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рак" - твёрдый согласный звук [р]. Обозначения – твердый –синий, мягкий – зеленый.

«Назовите пару» («р-рь»; «п-пь»; «сь-с»..).

Нет пары у твердых: Ш-Ж и мягких: Щ – Ч - Й

«Кто внимательный?» - называются гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Родители на каждый звук поднимают соответствующую карточку (красную, зеленую, синюю).

Согласные звуки могут быть ещё звонкими и глухими. Если приложить ладошку к горлу и произнести, например, звук «г», то услышим вибрацию звука. Значит звук «г» звонкий. При произнесении звука «к» такой вибрации нет. Значит звук «к» глухой.

Родители пробуют произнести пары звуков и определяют звонкий и глухой звук («б»-«п»; «з»-«с»; «г»-«к» и т.д..).

Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.

Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.

Звуковой анализ – это:

- последовательное выделение отдельных звуков в слове;

-определение порядка звуков в слове;

-различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твердый – мягкий).

Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализ слова «мак» (далее предлагается самостоятельно разобрать слова дом, лиса) –ЗВУКОВЫЕ ДОМИКИ.

Звуко-буквенный анализ слова
Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (МАК).
Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. (Например: ммак, маак, макк)
Работа со схемой слова:
МАК 
• называем звуки по - порядку;
• определяем количество слогов.
• какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
• какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
• какой 3-й звук? (К) Какой это звук? (согласный, твердый, глухой)
• сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;
• сколько согласных звуков;
• назвать первый звук, последний, третий;
• сколько в слове звуков? Сколько букв.
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается. 

Звуковая птичка.

Находим место звука в слове: начало, середина или конец слова.

С – сыр, миска, кокос, косы, сок, свет, абрикос.

С, Сь – сито, суп, усики, синий, сон, косынка, лось.
Слоги и слова.

Слоги – это части слова.

Слово делим на слоги (части) при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.

«Угадайте, сколько слогов» (мяч, кукла, машина, книга, кит…).

Предложение.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

На доске – схемы предложений из -3-4-5 слов – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Буквы.

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик мы используем следующие задания:
-написать букву в воздухе; 
-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; 
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
-вылепить из пластилина; 
-написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;
-выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте. 


Рефлексия.

А сейчас предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи.

Выбрать сигнальное условное обозначение:

- «зеленый» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте»,

- «синий»«владею не достаточным объемом информации»,

- «красный» - «не владею…»


Памятки

Уважаемые родители, помните:

1. Звук - слышим и произносим.

2. Буквы - пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки - воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков - 6: А У О И Э Ы.

Гласных букв - 10: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре

йотированные, которые обозначают 2 звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

t1724517800aa.png




Стихи для запоминания букв алфавита:

Очень хочет бурый мишка
Прочитать все в мире книжки.
У него серьезный вид –
Изучает алфавит.
Встанут буквы по порядку
Если загадать загадку:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё
Есть три уха у нее.
Ж, З, И, Й, К, Л, М
Ног и брюха нет совсем.
Н, О, П, Р, С, Т, У
Хвост ее длинной с версту.
Ф, Х, Ц, Ч, Ш плюс Щ
У нее дыра в плаще
Ъ, Ы, Ь
Не поймать ее никак.
И вдобавок Э, Ю, Я –
Сам ее придумал я,
И скажу вам по секрету
На загадку нет ответа!


Песенка-азбука t1724517800ab.jpg

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,-
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха,
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

(Б. Заходер)










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Наталия Александровна, за интересную разработку родительского собрания.

24 August

Похожие публикации