Родительское собрание в старшей группе детского сада «Обучение грамоте»
Родительское собрание в старшей группе «Обучение грамоте»
Цель: уточнение знаний родителей о подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Задачи:
1. Уточнить знания родителей о терминах, используемых при работе со звуками, буквами, слогами, словами.
2. Уточнить знания о звуко-буквенном анализе и синтезе.
3. Закрепить звуко-буквенного анализа слова.
4. Воспитывать мотивацию для занятий с ребенком, выполнение домашних заданий.
Консультация учителя – логопеда
1) Программные задачи
В соответствии с образовательной программой детского сада со старшего возраста проводятся занятия по обучению грамоте. Для детей с речевыми нарушениями проводятся два занятия по обучению грамоте в неделю:
- со всей группой воспитателем;
- с подгруппой учителем – логопедом.
Какие задачи мы должны решить в старшей группе:
- дать понятие: предложение, слово, слог, звук, буква, звук гласный и согласный, мягкий и твердый, звонкий и глухой;
- знакомство со звуками и буквами алфавита, кроме йотированных (е, ё, ю, я) и аффрикат (ч – тш, ц – тс), твердого и мягкого знака;
- фонематический звуко-буквенный анализ: наличие звука в слове, место звука в слове, порядок звуков в слове, характеристика звука.
Вопросы:
- Нужны ли вашему ребенку эти знания? (по программе 1 класса Горецкого отводится 1 полугодие на букварный период – 16 учебных недель – УМК «Школа России»)
- Почему мы это делаем за два года до школы? (постепенность усложнения изучаемого материала и повтор)
2) Проблема. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а также от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.
Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому предлагаю вам вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Свои знания предлагаю закрепить в практических упражнениях.
3) Начнем мы с блиц-опроса.
1. Чем отличается звук от буквы. (звук вы слышим и говорим, букву видим и пишем)
2. Назовите любой твердый согласный звук.
3. Назовите любой мягкий согласный звук.
4. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
5. Сколько букв в слове МАК? ТОРТ?
6. Сколько слогов в слове МАКИ? ПЕТУХ? МОЛОКО?
7. Сколько слов в предложении МАМА МЫЛА РАМУ?
4) Ознакомление родителей с задачами курса «обучение грамоте».
Все, что мы говорим, читаем, пишем - это речь.
Речь бывает: устная и письменная.
Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложение? (слова, связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогОв.
Слоги состоят из звуков.
С этого момента и начнем разбираться.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем и видим)
В старшей группе буквы можно называть кратко, как звук: п, р, с, л. Это облегчаем обучению слоговому чтению. Но педагог дает на слух правильное название буквы: пэ, рэ, эл. От детей в этом году мы не добиваемся запоминания различного называния звука и буквы.
Звуки бывают: гласные, согласные.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки обозначают красным цветом.
«Сигнальная фигура» на гласный звук: П – О – С – У – А – Л - Э
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык.
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "репка" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рак" - твёрдый согласный звук [р]. Обозначения – твердый –синий, мягкий – зеленый.
«Назовите пару» («р-рь»; «п-пь»; «сь-с»..).
Нет пары у твердых: Ш-Ж и мягких: Щ – Ч - Й
«Кто внимательный?» - называются гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Родители на каждый звук поднимают соответствующую карточку (красную, зеленую, синюю).
Согласные звуки могут быть ещё звонкими и глухими. Если приложить ладошку к горлу и произнести, например, звук «г», то услышим вибрацию звука. Значит звук «г» звонкий. При произнесении звука «к» такой вибрации нет. Значит звук «к» глухой.
Родители пробуют произнести пары звуков и определяют звонкий и глухой звук («б»-«п»; «з»-«с»; «г»-«к» и т.д..).
Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.
Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.
Звуковой анализ – это:
- последовательное выделение отдельных звуков в слове;
-определение порядка звуков в слове;
-различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твердый – мягкий).
Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализ слова «мак» (далее предлагается самостоятельно разобрать слова дом, лиса) –ЗВУКОВЫЕ ДОМИКИ.
Звуко-буквенный анализ слова
Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (МАК).
Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. (Например: ммак, маак, макк)
Работа со схемой слова:
МАК
• называем звуки по - порядку;
• определяем количество слогов.
• какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
• какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
• какой 3-й звук? (К) Какой это звук? (согласный, твердый, глухой)
• сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;
• сколько согласных звуков;
• назвать первый звук, последний, третий;
• сколько в слове звуков? Сколько букв.
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.
Звуковая птичка.
Находим место звука в слове: начало, середина или конец слова.
С – сыр, миска, кокос, косы, сок, свет, абрикос.
С, Сь – сито, суп, усики, синий, сон, косынка, лось.
Слоги и слова.
Слоги – это части слова.
Слово делим на слоги (части) при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.
«Угадайте, сколько слогов» (мяч, кукла, машина, книга, кит…).
Предложение.
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
На доске – схемы предложений из -3-4-5 слов – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.
Буквы.
Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик мы используем следующие задания:
-написать букву в воздухе;
-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
-вылепить из пластилина;
-написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;
-выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Рефлексия.
А сейчас предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи.
Выбрать сигнальное условное обозначение:
- «зеленый» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте»,
- «синий» – «владею не достаточным объемом информации»,
- «красный» - «не владею…»
Памятки
Уважаемые родители, помните:
1. Звук - слышим и произносим.
2. Буквы - пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки - воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков - 6: А У О И Э Ы.
Гласных букв - 10: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре
йотированные, которые обозначают 2 звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Стихи для запоминания букв алфавита:
Очень хочет бурый мишка
Прочитать все в мире книжки.
У него серьезный вид –
Изучает алфавит.
Встанут буквы по порядку
Если загадать загадку:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё
Есть три уха у нее.
Ж, З, И, Й, К, Л, М
Ног и брюха нет совсем.
Н, О, П, Р, С, Т, У
Хвост ее длинной с версту.
Ф, Х, Ц, Ч, Ш плюс Щ
У нее дыра в плаще
Ъ, Ы, Ь
Не поймать ее никак.
И вдобавок Э, Ю, Я –
Сам ее придумал я,
И скажу вам по секрету
На загадку нет ответа!
Песенка-азбука
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,-
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха,
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
(Б. Заходер)
Калягина Ирина Владимировна