Предварительный просмотр презентации
Муниципальное автономное образовательное учреждение лицей № 93 г. Тюмени. Роль игротерапии в коррекционной работе с детьми РАС Составитель: Шарова Анна Александровна г. Тюмень 2024г
Введение в игротерапию Игротерапия - это терапевтический подход, основанный на использовании игры для достижения положительных изменений в развитии и поведении ребенка с расстройством аутистического спектра. Игра позволяет создать безопасную среду, в которой ребенок может взаимодействовать и выражать свои эмоции. Игротерапия является одним из наиболее эффективных и комплексных методов коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) на начальном этапе обучения в школе. Этот подход основан на использовании игровых упражнений и занятий, которые помогают развивать социальные, коммуникативные и познавательные навыки у детей с РАС. Аa
Особенности детей с расстройством аутистического спектра - Нарушения в социальном взаимодействии и коммуникации: трудности в установлении контакта, понимании социальных сигналов, выражении эмоций. - Ограниченность интересов и повторяющиеся модели поведения: стереотипные движения, одержимость деталями, сопротивление изменениям. - Сенсорная гиперчувствительность или, наоборот, гипочувствительность: болезненная реакция на звуки, запахи, прикосновения или их игнорирование. Данные особенности создают серьезные трудности в социальной адаптации и обучении детей с РАС, требуя применения специальных коррекционных методов, таких как игротерапия.
Виды и методы игровой терапии 1. Экспрессивная игровая терапия – этот метод позволяет выразить свои эмоции и чувства с помощью различных видов искусства, таких как живопись, рисование, моделирование и работа с тканью. 2. Игры на сюжетную тему – такие игры используются для создания психологической защиты, для поощрения социальной адаптации или для помощи в решении сложных проблем. Эти игры могут быть в виде настольных, ролевых или интерактивных игр. 3. Карточки или головоломки – это методы игровой терапии, в которых дети могут решать головоломки или выполнять задания, чтобы улучшить свою моторику и когнитивные функции.
Аутичные дети предпочитают манипулировать предметами. Этот этап познания предметного мира проходят все дети в раннем возрасте. В отличие от сверстников, аутичные дети задерживаются на этом этапе изучения предметного мира. Основной мотив манипуляций с предметами и игрушками у них – сенсорные свойства. Любимые игры аутичного ребенка могут быть стереотипными и длительными, с повторяющимися действиями, одним участником и непонятной для окружающих целью. Эти игры могут оставаться неизменными длительное время. При работе с аутичным ребенком важно принять это и использовать стереотипную игру как основу взаимодействия. Игровая деятельность аутичного ребёнка
Роль игротерапии в коррекционной работе Игротерапия занимает ключевое место в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра. Игра позволяет создать комфортную и безопасную среду, где ребенок с аутизмом может свободно выражать свои эмоции, развивать навыки социального взаимодействия и коммуникации, а также улучшать моторные и когнитивные функции. Именно в игре дети с РАС могут приобретать новый опыт, отрабатывать модели социально приемлемого поведения, учиться адекватно реагировать на стимулы окружающей среды. Игровая терапия способствует формированию произвольности, внимания, памяти, мышления и речи, что крайне важно для гармоничного развития ребенка. Кроме того, участие в игровых занятиях повышает самооценку, уверенность в себе и мотивацию к дальнейшему обучению.
Основные принципы игротерапии 1 Индивидуализация Игротерапия должна учитывать уникальные особенности каждого ребенка с РАС, его интересы, потребности и уровень развития. Специалист должен подбирать игры и методы, которые будут максимально эффективны именно для этого конкретного ребенка. 2 Безопасность и комфорт Игровая среда должна быть безопасной, предсказуемой и вызывать у ребенка чувство комфорта и доверия. Это позволит ему раскрыться и активно участвовать в процессе игротерапии. 3 Последовательность и структурированность Занятия по игротерапии должны иметь четкую структуру и последовательность. Ребенку с РАС необходима предсказуемость и понимание происходящего. Это поможет ему лучше включиться в процесс и достичь желаемых результатов. 4 Положительный настрой Игротерапия должна проходить в атмосфере принятия, поддержки и позитивного подкрепления. Это поможет ребенку почувствовать себя успешным и мотивирует его к дальнейшему развитию.
Методы и техники игротерапии 1 Свободная игра Свободная игра является одним из основных методов игротерапии, где ребенку предоставляется полная свобода выбора игрушек и способа игры. Это позволяет ему самостоятельно исследовать окружающий мир, развивать воображение и креативность, а также выражать свои чувства и эмоции. Роль специалиста в этом случае заключается в наблюдении за игрой ребенка и установлении с ним доверительного контакта. 2 Направленная игра Направленная игра предполагает более активное участие специалиста. Он выбирает определенные игровые материалы и ситуации, чтобы помочь ребенку развить необходимые навыки, а также расширить его социальное взаимодействие и коммуникативные способности. Данный метод часто используется в работе с детьми с расстройством аутистического спектра, поскольку позволяет структурировать игровую деятельность и достигать конкретных целей. 3 Ролевая игра Ролевая игра является эффективным способом для детей с РАС развить социальные навыки, эмпатию и способность к сопереживанию. В ходе ролевой игры ребенок может примерять на себя различные социальные роли, проигрывать различные жизненные ситуации и получать обратную связь от специалиста или других участников. Это помогает ему лучше понять социальные нормы и формы поведения, а также отработать эти навыки в безопасном игровом пространстве.
Этапы проведения игротерапии Оценка На этом этапе специалист проводит комплексную оценку ребенка с РАС, изучая его развитие, особенности поведения и коммуникации. Это необходимо для того, чтобы разработать индивидуальную программу игротерапии, адаптированную под нужды и потребности конкретного ребенка. Планирование На основе проведенной оценки специалист разрабатывает план игротерапевтических занятий. Определяются цели, задачи, выбираются наиболее эффективные методики и техники, а также выстраивается последовательность и продолжительность сеансов. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и постепенно усложнять игровые задания. Реализация Непосредственно на этом этапе проводятся игровые занятия. Специалист создает безопасную, комфортную игровую среду, вовлекает ребенка в игровой процесс, подбадривает и поддерживает его. Важно соблюдать последовательность, структуру занятий и гибко реагировать на реакции ребенка.