Статья «Роль ИКТ в организации учебной деятельности школьников на уроках музыки»
«Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках музыки»
Автор: Васильева Ольга Васильевна
Учитель музыки
В 21 веке человечество окружает новая информационная среда. Ее главная отличительная черта – интерактивность. IT-технологии демонстрируют высокую степень интерактивности, которая «способствует созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообразования. Помимо этого, данная среда комбинирует функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций».
` В современном образовании разработка программ по учебным предметам с использованием информационных технологий стала обязательным требованием. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС 2021) даны рекомендации по организации современного урока с использованием компьютера и информационно-коммуникационных технологий на основе системно-деятельностного подхода. При этом использование информационных технологий должно быть направлено на реализацию всех потенциалов личности – познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями. Поэтому любой современный учитель должен обладать ИКТ компетентностью.
Как же ИКТ-компетентность педагога будет проявляться при обучении музыке? Урок музыки в средней общеобразовательной школе – уникален сам по себе и традиционно является одним из самых многосоставных. Появление новых музыкальных направлений и средств создания музыки возникли различные точки зрения на обновление содержания этого предмета и методов обучения ему школьников. К новым технологиям и методам обучения можно отнести информационно-коммуникационные технологии, предполагающие активное использование и создание цифровых образовательных ресурсов, проектные технологии, и хоровая основа воспитания и обучения, опора на этнографию и фольклор, обеспечивающие как развитие патриотизма, так и креативного начала. В современном уроке музыки любое из этих направлений не должно рассматриваться как приоритетное. Они должны находиться в гармонии, взаимодействии и подчиняться сценарию урока, направленного на познание ребенком образно-содержательной стороны музыки. Уместно будет в этой связи вспомнить слова Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего – воспитание человека» . Быстро меняющаяся социальная ситуация, естественно, влечет за собой и изменения в содержании изучаемого предмета, в формах его преподнесения, в отношениях между педагогом и учащимися. Так, например, фактор стихийной музыкальной среды оказывает большое влияние на формирование музыкального вкуса учащихся. Кроме того, сильно изменились и сами учащиеся. Исследователи подчеркивают, что современному поколению свойственны жестокость, эгоизм, предпочтение комфортных условий существования, стремление к новизне, неординарности, кумиромание, эксклюзивизм. Все эти социально-психологические особенности необходимо учитывать при разработке образовательных программ и педагогических технологий преподавания предмета «Музыка». Современный учащийся – это, прежде всего, «мобильная» личность, старающаяся меняться в соответствие с требованиями времени. Мир технических средств, программных продуктов и гаджетов должен заполнить не только личное пространство подростков, но и войти в информационную образовательную среду школы. Оперу, мюзикл или балет, проще «скачать», чем посещать театр оперы или балета. И чем дальше, тем больше: появляются новые модели телефонов, смартфонов и планшетов, регистрируются новые социальные сети, благодаря которым учащиеся также могут усваивать школьный материал с помощью различных приложений. Подобные уроки музыки привлекут все больше подростков: их знания в области компьютерной техники, возможности в быстром поиске нужной и доступной информации позволят построить уроки музыки наиболее продуктивно и качественно. Однако, не секрет, что подростки 5-7 классов – одна из самых сложных аудиторий для школьных учителей. Зачастую дети просто физически неспособны усвоить огромный объем информации, который дают им школа, студии, музеи, интернет-ресурсы и др., и самостоятельно систематизировать полученные знания. Опросы учащихся на уроке музыки по биографии и творчеству композиторов разных эпох показали отсутствие системы знаний, неумение выделять главное. В соответствие с этим требуется использование специальных методов и приемов, позволяющих развивать критическое мышление учащихся, формировать у них систему знаний. Наиболее эффективным здесь оказывается применение информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют научить школьника самостоятельно искать информацию, выделять в ней существенные свойства, обобщать, систематизировать и представлять в наиболее оптимальном виде. На уроках музыки применение компьютера позволяет значительно расширить кругозор учащихся о различных музыкальных произведениях, подчеркнуть разницу в различном исполнении одних и тех же произведений, выделить особенности звучания определенных инструментов и др.
Допускаемая в настоящее время вариативность общего образования в области искусства, существующее разнообразие программ, авторских технологий и методик художественного образования и эстетического воспитания ставит учителя перед выбором способов обучения, исходя из особенностей и условий школы, класса. Образовательный процесс предметной области «Музыка» основывается на развитии творческих способностей обучаемых, их эмоциональности и восприимчивости, интеллектуальной сферы и художественного вкуса. Особое внимание уделяется овладению обучающимися художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах творческой деятельности, освоению жанрового и стилевого многообразия искусств, специфики выразительных средств и языка, взаимосвязи с жизнью. Приоритетным в развитии обучающегося на занятиях предметной области «Музыка» является бережное отношение к его чувствам, создание полной гармонии и понимания между искусством и учеником. Это достигается путем создания определенных условий на уроках, учитывающих, в том числе, национальные и региональные особенности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям растущих детей, возможности для учебного продуктивного сотрудничества с активным участием каждого школьника. Педагог является активным участником художественной жизни учеников, при том, что все социальные изменения, научные и практические достижения отображаются как в самом искусстве, так и в методиках его преподавания, обновляемых в соответствии с современными требованиями и улучшающими качество обучения учеников музыке. Сервис Интернета открывает сегодня каждому обучающемуся, учителю, родителю, – то есть всем участникам образовательного процесса многогранные возможности: социальные сети, форумы, микроблоги, сервисы социальных новостей и социальных закладок, фото и видеоканалы, и т.д. В обучении на уроках музыки целесообразно использовать следующие средства ИКТ: виртуальные концертные залы и галереи, веб-сайты по музыкальному искусству, электронные учебники и электронные книги, системы дистанционного обучения, видеохостинг «Ютьюб», открытые коллекции аудио и видеоизображений, системы видеосвязи и телеконференции, поисковые системы, офисные пакеты, средства для разработки презентаций, электронную почту.
Устойчивая тенденция информатизации образования в данной области налицо. Позитивным явлением можно считать безграничные возможности сети Интернет в отношении доступа, распространения и обмена информацией (нормативной, инструктивной, учебной, методической и т. п.) между учителями искусства, родителями, администрацией образовательных учреждений России. Имеет место увеличивающаяся заинтересованность учителей предметной области «Музыка» в профессиональном общении в рамках социальных сетей общего пользования (Facebook, Twitter), персональных сайтов, учительских порталов, клубов, сетевых образовательных сообществ и т. д. Следует отметить и постоянно возрастающее количество уроков искусства различной тематики (открытые, итоговые, концерты и т. п.), методических разработок и другой подобной информации, размещающейся учителями музыки разных школ в глобальной сети для свободного доступа и обсуждения. Например, существует и успешно работает Клуб учителей музыки (http://www.proshkolu.ru/club/music/), Сообщество учителей музыки (http://2berega.spb.ru/club/music/), сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» (http://www.openclass.ru/), Учительский портал (http://www.uchportal.ru/). Действуют и персональные сайты учителей музыки: «Музыка в школе» Каплина А.А., (http://kaplinaleksandr.ucoz.ru/), Переверзевой И. А. (http://school-simphony.narod.ru/), «С музыкой в сердце» Дакше О. В. (http://dakshe.lyc1-brr.edusite.ru) и др.
Вместе с тем усиливается и степень влияния дополнительного музыкального образования на состояние обучения музыке в школе. Хоровые, танцевальные и театральные коллективы, а также кружки детского художественного творчества, студии и секции по различным направлениям музыкального искусства, организующие занятия с детьми разного возраста в соответствии с их непосредственными желаниями и интересами, во многом определяют само отношение к учебному предмету «Музыка» в общеобразовательной школе.
Повсеместное распространение ИКТ значительно расширило круг учащихся, активно участвующих в многочисленных олимпиадах, конкурсах и фестивалях самого разного уровня: от городского до международного. При всей неоднозначности мнений, можно отметить определенную положительную роль таких реализуемых проектов средств массовой информации, как: «Голос дети», «Битва хоров», «Поющая семья» и др. При этом, как правило, имеет место ориентация детей и родителей на быстрый успех, достижение каких-либо результатов без вдумчивой, серьезной и кропотливой работы, необходимой при постижении высоких образцов музыкального искусства даже в системе общего образования.
Таким образом, современным учащимся средства ИКТ необходимы для решения коммуникационных и познавательных задач. Для учителей же важно овладение эффективными методиками обучения, адекватными психолого-возрастным особенностям и возможностям обучающихся в условиях современной школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акишкина Е.М. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе [Электронный журнал] // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2016. – №3. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/konceptualnye-podhody-k-prepodavaniyu-predmetov-iskusstva-v-sovremennoy-shkole
2. Алексеева Л.Л., Олесина Е.П. Ассоциация педагогов искусства как фактор повышения качества образования [Электронный журнал] // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2016. – №3. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_olesina_18-26_0.pdf
3. Алексеева Л.Л., Предметы искусства в системе современного общего образования детей (на примере предмета «Музыка») [Электронный журнал] // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2014. – №1. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/predmety-iskusstva-v-sisteme-sovremennogo-obshchego-obrazovaniya-detey-na-prime-0
4. Емельянова Т.В. Информационные образовательные технологии в школе // Код доступа: http://festival.1september.ru/articles/312893/
5. Музыкальное образование: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская, Л.В. Школяр и др.; науч. ред. Л.Л. Алексеева. – М.: «Русское слово – учебник», 2014.