Роль информационно-компьютерных технологий в организации учебной деятельности школьников
ЧЕРЕМУШКИНА АННА СЕРГЕЕВНА,
Специалист по работе с детьми с ОВЗ, учитель,
педагог-психолог ГКОУ «Школа-интернат № 86»
Г.Нижний Новгород
e-mail: a.s.antufieva@yandex.ru
Тема статьи «Роль информационно-компьютерных технологий в организации учебной деятельности школьников».
Аннотация: в данной статье описывается роль и значение информационно-компьютерных технологий, применение ИКТ, в процессе учебной деятельности. Приводится ряд преимуществ применения ИКТ. Автор статьи делится своим профессиональным опытом применения и использования ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии (ИКТ), современный урок, технические средства обучения (ТСО), коррекционная педагогика.
Статья
Сегодня, представить современный урок без применения информационных компьютерных технологий, довольно сложно. Безусловно, это связано с веянием времени, техническим прорывом в науке, «веком развития компьютерных технологий». И, в настоящее время, каким же интересным и насыщенным становится урок.
Из воспоминаний своего детства, а точнее школьной поры, к сожалению, урок выглядел стандартно «сухо». В те, не так давние времена, примерно 30 лет назад, не было компьютеров, мобильных телефонов, проекторов, мультимедийных средств. Максимально, что применялось на уроках, иллюстрации в учебниках, демонстрационные плакаты, карты, макеты, и записи на магнитофоне по теме урока.
Сейчас всё совсем по-другому. Учителя и специалисты образовательных учреждений, центров активно применяют и используют в своей профессиональной деятельности многообразные технические средства обучения, в том числе, информационно-компьютерные технологии.
Если рассуждать на тему достоинств и недостатков или, скажем так, вредного воздействия, то несомненно достоинств применения ИКТ будет намного больше, чем недостатков. Так как я работаю в специализированной школе-интернате, ранее именуемой, как школа-интернат 8 вида, в которой обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью, поэтому спешу поделиться с Вами своим профессиональным опытом применения и использования ИКТ в коррекционной педагогике.
Итак, более подробно рассмотрим преимущества использования ИКТ:
Повышение познавательного интереса к уроку, урок становится более интересным для обучающихся;
Внимание обучающихся лучше концентрируется и удерживается на определенное время;
Можно использовать многообразные мультимедийные средства (аудио, обучающие видеоролики, презентации);
Осуществляется воздействие информации на разные анализаторы (слуховой, зрительный, двигательный, вестибулярный);
В связи с тем, что информация поступает комплексно, задействуя разные анализаторы, поэтому полученные знания и умения, обучающимися усваиваются и сохраняются в памяти лучше, надольше;
Позволяет осуществлять дифференцированное обучение;
Учитель экономит своё время, благодаря быстрому поиску необходимой информации к уроку
А теперь, немного рекомендаций и полезных советов, о том, как правильно применять информационно-компьютерные технологии в учебной деятельности. Используя информационно-комптьютерные технологии, важно помнить и о соблюдении и применении здоровьесберегающих технологий. Есть определённый регламент, сколько по времени можно просматривать видеоролик, видеофрагменты, презентации в течение одного урока (не более 15 минут). Желательно дозировано. Не забывать о том, что «Интернет, как помощник, так и враг наш», то есть нужно быть избирательными в информационном поле, так же необходимо подвергать информацию преждевременному адаптированию к определенным обучающимся.
В своей практике, я использую физические минутки, пальчиковые гимнастики, как в аудио, так видео формате, обучающие и развивающие видеоролики, презентации к уроку, релаксационные звуковые дорожки, музыкальные композиции, демонстрационные наглядные картинки и изображения.
И конечно, хочется отметить, что урок, проведенный с применением информационно-компьютерных технологий, становится более насыщенным, интересным, необычным и совсем не скучным! А ребята всегда с удовольствием принимают активное участие на таких уроках и по их улыбающимся, счастливым лицам можно заметить совместное внимание, интерес, и очень важную эмоциональную составляющую учебной деятельности - благоприятный психологический климат и комфорт!