Статья на тему «Роль мессенджеров в системе воспитания школьников»
РОЛЬ МЕССЕНДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
THE ROLE OF MESSENGERS IN THE SYSTEM OF EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN
Л. Б. Дегтерева, учитель истории и обществознания МБОУ «Усть-Бюрская СОШ», Усть-Абаканский район
В статье раскрывается потенциал мессенджеров в системе воспитания личности школьника.
The article reveals the potential of messengers in the system of educating a student's personality.
Ключевые слова: воспитание, система воспитания, мессенджеры, личность школьника, информационное пространство.
Keywords: education, education system, messengers, student's personality, information space.
Сегодня мы наблюдаем стремительное изменение всего образовательного процесса. С одной стороны, школа остается школой, учитель – учителем, школьник – школьником, но под влиянием информационных систем в образовательном процессе происходят существенные изменения, эти изменения касаются, в том числе и воспитательного процесса.
Мобильные телефоны, смартфоны, Интернет стали незаменимыми инструментами в обучении и воспитании. Ярким примером стал 2020 год, период пандемии, когда школьники находились на дистанционном обучении, а телефоны, Интернет были незаменимы. Пандемия отложила и отпечаток на общении между детьми. Общение детей из реального общения перешло в общение виртуальное.
До появления телефонов и Интернет школьники общались друг с другом на перемене. Сегодня мы видим иную картину. На перемене дети стоят обособленно друг от друга и их внимание направленно в гаджеты. Общаются ли дети между собой? Да, они общаются. Их общение происходит посредствам мессенджеров.
Мессенджер - платформа, которая позволяет пользователям мгновенно обмениваться текстовыми и звуковыми сообщениями, передавать изображения, медиафайлы, общаться посредствам видеосвязи. Viber, Watsapp, Telegram - самые популярные мессенджеры среди школьников.
В сентябре 2021 года социологи отметили резкий отток пользователей социальных сетей. И как показала тенденция – это были самые юные пользователи. Почему это происходит? Во-первых, дети не хотят показывать свою жизнь, они уходят в тень, прячутся. Во-вторых, большое количество аккаунтов социальных сетей, которые постоянно необходимо отслеживать. Полезной информации в них нет, а времени уходит на это много. В-третьих, для школьников основным инструментом общения становится мессенджер, с одной стороны, это источник информации (домашнее задание, обмен опыта по выполнению домашнего задания, расписание и прочее), с другой стороны, это внеурочное общение с одноклассниками и обсуждение каких-либо школьных либо внешкольных событий. Сообщений в чате большое количество. На то, чтобы их прочитать ответить уходит много времени. Времени на социальные сети не остается. В-четвертых, в мессенджерах меньше рекламы, чем в социальных сетях, нет вредного спама, нет чат-ботов, которые также раздражают. Мессенджеры занимают приоритетное место в жизни школьников.
Раньше общение школьников происходило под контролем учителей. Учителя видели, как происходило общение, знали о том какие отношения между школьниками, знали о чем они общаются, знали проблемы, были в курсе конфликтов, могли своевременно вмешаться в проблему и помочь ее решить. Учителя знали и о круге общения школьника: дети из школы либо дети района. И если ребенок был замечен в общении с другими детьми, которые оказывали на него дурное влияние, с ребенком незамедлительно проводилась разъяснительная работа. Если раньше воспитание диктовалось узким кругом людей, то сейчас благодаря всемирной паутине этот круг значительно расширился, возникла необходимость контролировать, кто в этот круг входит.
Изменился и характер коммуникаций детей. Дети закрыты. Они скрывают с кем и о чем они общаются. Не рассказывают о том, какие у них отношения, интересы. А самая большая проблема в том, что их реальность в информационной среде. Отключая телефон, дети становятся раздражительные, все бытовые проблемы (стереть с доски, раздать тетради и прочее) для них в тягость. Потому что в информационной среде они свободны, безответственны, никто их не контролирует, правил поведения там нет, высказать ребенок может все, что думает, может выплеснуть свои эмоции. Особенностями виртуального общения являются: непринужденность общения, пренебрежение языковыми нормами. То чтобы ребенок побоялся сказать в реальном мире, он всегда это может написать в мессенджере. Цифровая среда для современных школьников более значима, чем живое общение, именно она сильно влияет на формирование их личности. Но такое общение может быть как полезным для школьника, так и опасным.
Как было отмечено В.В.Путины в Послании Президента Федеральному Собранию в 2020 году: «Ближе всего к ученикам – их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки».
И мы, безусловно, согласны с позицией В.В.Путина. Именно классный руководитель отвечает за атмосферу в классе, за поведение учеников своего класса. Классный руководитель – профессиональный воспитатель, который может скорректирировать поведение школьников, в том числе в виртуальном пространстве. Цифровые технологии − неотъемлемая часть жизни современного человека. Школьника «от телефона не оторвешь», поэтому классный руководитель может и должен построить отношения таким образом, чтобы цифровизация из «противника» воспитательного процесса превратились в его «сторонника». Для этого нужно в первую очередь изменить собственную точку зрения на ситуацию.
Именно классный руководитель в рамках воспитательного процесса может привить ребенку основу поведения, морали, этики общения в чатах мессенджеров.
Общение в мессенджерах могут иметь как преимущества, так и недостатки. Поэтому одной из тем, которую мы обсуждаем на классном часе, становится тема: «Мы и мессенджеры». Основная цель такого мероприятия – формирование правильного поведения в мессенджерах.
Первое, что мы обсуждаем на классном часе - 8 основных правил общения в мессенджерах:
Вежливость – не грубить и не хамить.
Приветствие, прощание, благодарность, обращение по имени – не пренебрегайте этими формулами при общении в чате.
Корректность сообщения. Перечитай прежде, чем отправить. Убедись, что твой текст корректный и грамотный. В первую очередь это важно для тебя, собеседник может не понять, что ты имел в виду.
Не будь высокомерным! Вы равные собеседники, относись к собеседнику так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе. Высокомерие вызывает обиды, а, как следствие, нежелание продолжения общения, блокировку контакта.
Будь толерантен. Если ты видишь, что человек ошибся или допустил опечатку в слове, не нужно акцентировать на этом внимание.
Будь аккуратен с голосовыми сообщениями. Прежде, чем отправить голосовое сообщение, убедитесь, что собеседник желает его получать.
Краткость – сестра таланта. Не пиши длинных рассказов, сокращай идею до нескольких слов. Экономь время собеседника.
Не испытывай терпение собеседника, не разбивай одну мысль отдельными словами в многочисленные сообщения.
Формы проведения классного часа могут быть разные: лекция, беседа, тренинги. Но наиболее эффективно это практические занятия. Когда школьникам рассказываешь, что так делать нельзя. Они мало акцентируют на этом внимание, но когда на тренинге показываешь на живом примере, они узнают себя, видят себя со стороны и понимают, почему так делать нельзя. А самое главное, они сами придумывают правильные варианты, как можно обойти такую ситуацию.
На классном часе мы обсуждаем: безопасность общения: доступ к вредоносной информации; чем может быть опасно общение с незнакомыми людьми; что делать, если пришло сообщение от неизвестного контакта; реклама: вред и польза; сообщества в мессенджерах: польза и вред; что такое чат-боты; какими полезными функциями обладают мессенджеры и какую полезную информацию можно почерпнуть в мессенджерах.
Проведение таких мероприятий очень полезна как для школьников, так и для учителей. Такое мероприятие, прежде всего, позволяет сформировать доверие школьников к учителю, рассказать о проблемах в отношениях, проблемах с которыми они сталкиваются при использовании мессенджеров. Кроме этого, это обмен опытом. Когда учитель учит детей быть воспитанными и культурными, а школьники учат учителя современным техническим хитростям. Это общение учителя и учеников на равных, что дает положительный эффект.
Культура поведения в чатах только формируется. Для того, чтобы ее сформировать необходимо ежедневно, кропотливо над эти трудиться, идти в ногу со временем и не боятся ошибиться!
Литература
1. Послание Президента Федеральному Собранию 2020 года.
2. Власова Н.В. Мессенджеры как обучающая среда: статья для конкурса «Большая перемена» / Н.В. Власова// Яндекс. Дзен. – [сайт] . – 2019. – URL: https://zen.yandex.ru/media/digitalteacher/messendjery-kak-obuchaiuscaia-sreda-5d09078dee9efa00afeeba19
Елена Вениаминовна Чурина
Лариса