Конспект урока русского языка «Роль местоимений в речи»
Тема урока: Роль местоимений в речи.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок открытия новых знаний.
Цель:
определить роль местоимений в речи, их особенности;
упражняться в определении лица и числа местоимений.
Предметные УУД: формировать представление о местоимении, как о самостоятельной части речи, закреплять умение находить его в речи, закреплять умения различать местоимения 1, 2, 3 лица, определить роль местоимения в речи.
Метапредметные:
Познавательные УУД: учить самостоятельно формулировать цель урока, обобщать, делать выводы, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
коммуникативные: формировать умение работать в паре, группе, учиться взаимодействовать, сотрудничать.
регулятивные: учиться отстаивать свою точку зрения. уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.
Личностные: развивать память, мышление, внимание, устную и связную речь обучающихся.
Оборудование: Русский язык: УМК «Школа России», 4 класс, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Метод «Добро в ладошках».
Ребята в парах берут друг друга ладошки и желают успеха на уроке.
2.Актуализация знаний учащихся
- Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все…..(местоимения)
Приём «Инфо-ромашка»
часть….
указывает….
но…
вопросы….
в предложении….
3.Открытие новых знаний.
-Местоимение- загадочная часть речи, попробуйте проявить смекалку.
Игра «Открой секрет» ( Словарная работа)
Задание: перед Вами слова, запишите их в тетрадь.
В каждом слове спряталось местоимение, найдите и подчеркните его.
Семья, агроном, тыква, телефон, ворона, любимый, кони, мыло, выбор.
Выполняется проверка. Дополнительно определяется лицо и число найденных местоимений.
Физминутка.
-А сейчас отдохнём.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
4. Работа в группе.
Девиз : Мы все здесь, чтобы помогать друг другу.
Ребята делятся на группы.
Повторяем правила в группе:
говори тихо;
выслушай мнение товарища до конца;
не перебивай друг друга;
будь вежлив и сдержан.
Распределите роли в группе:
организатор – отвечает за работу группы в целом;
спикер- выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь- записывает высказанные идеи и решения;
контролёр проверяет, все ли поняли принятое решение;
хранитель времени – следит за временем;
солнышко – хвалит детей за выполненную работу.
Задание для первой группы.
- Найди местоимения. Подчеркни их.
Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».
Задание для второй группы.
-Отредактируйте текст.
Мурка очень пушистая и ленивая кошка. Мурка(…..) любит лежать на подоконнике и наблюдать за птицами. Муркин хвост очень пушистый и длинный. Мурка (…..) закрывает мордочку хвостом, когда спит.
Задание для третьей группы.
-Вставь подходящие по смыслу местоимения.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Выполняют задания в группе. Потом выполняют презентацию своей работы перед классом.
Вывод:
Местоимения заменяют повторяющиеся слова,
делают нашу речь разнообразной,
помогают избежать повторов.
5. Тест.
Выполняют самостоятельно.
1. Местоимение:
а) это часть речи б) предмет в) член предложения.
2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) по, о
Ответы:
–а
–а
- в
–в
– в
6.Рефлексия. Подведение итогов.
-Рефлексивная мишень
активно участвовал;
было интересно;
узнал новое;
было понятно.
7.Творческое задание: на листочке оформить ребусы, загадки о местоимениях.